Если прыжки с парашютом не помогают

0
490
Время на чтение 8 минут

«Тут рискнуть надо, понимаешь?..» - он умеет вытаскивать людей не только из-под завалов землетрясений, но и из тоски и отчаяния. У него получается находить слова, чтобы объяснять доходчиво даже тем, кто и не собирался слушать. Священник - в прошлом спасатель - знает проверенное средство от уныния и готов им поделиться.

Последнее средство

Был у меня случай... Привела мама сына - 23 или 24 года, в жутком унынии, ничего не хочет, ни во что не верит. Стал я с ним разговаривать. Он с ходу заявляет: «Бога нет, и всё это ваши выдумки, но мама к вам ходит, и я ради неё пришёл, чтобы её успокоить». - «Ладно, - говорю, - а в чём проблема?» - «Да ни в чём. Просто мне в жизни ничего не интересно». - «А как вы скрашиваете это состояние?» - «Занимаюсь экстремальными видами спорта: прыгаю с парашютом, катаюсь на горных лыжах, увлекаюсь джампингом». И перечисляет все эти современные способы получения адреналина. А сверх того заявляет, что в день до двадцати с лишним литров пива может выпить. Представляете? Когда тоска нападает, он в этом состоянии алкоголь в себя литрами заливает, после этого ему ничего уже не нужно, и «жизнь налаживается».

Говорю: «Хорошо, вы всё перепробовали, чтобы изменить ваше состояние?» - «Ну да». - «Но есть то, что вы точно ещё не испытали». - «И что же?» - «Исповедь и причастие». Объясняю ему, что это такое, он отмахивается, мол, ерунда. «А вы рискните, попробуйте, это не страшнее, чем с парашютом прыгнуть... Просто давайте проведём эксперимент: вы придёте ко мне в храм и поисповедуетесь». - «Я не знаю, что говорить». - «Просто побудьте в воздержании три дня, приходите на службу, а дальше разберёмся». - «Ну хорошо...»

Вот: момент согласия - уже начало его борьбы. Когда он согласился поступить, как просит священник, то сделал первый шаг в спасительном направлении.

Грабли на пороге духовного прозрения

Давайте начистоту: к депрессии склонны все - независимо от убеждений, веры, сословий, рода занятий. Есть священники, которые находятся в депрессивном состоянии, я таких знаю. Есть жёны священников - они постоянно в храме, молятся, причащаются и были уверены, что «никогда с ними такого не случится». Вопрос в том, почему это с людьми происходит.

Я бы сказал так: тоска накрывает тех, кто ждёт в жизни каких-то внешних изменений. «Вот, поменяю это и это, и всё будет лучше. Передвину мебель, и, может, она начнёт мне нравиться. Пойду в магазин, накуплю гору всего и успокоюсь. Покурю, выпью пива, в бар схожу, на Канары, на Карибы или ещё куда-то съезжу, в паломничество отправлюсь, и станет мне хорошо...»

Всё заменил, а лучше не стало. Всюду съездил, а тоска на месте. Да, пока я в паломничестве, потихоньку вроде как жизнь налаживается, а приехал - опять хандра. «Как же так?! Я же практически на пороге духовного прозрения стоял, так близок был, и вот опять эта депрессия...» На самом деле это всё изменения внешние, они не помогут.

У одной моей знакомой поэтессы есть такие строки:

Никуда не нужно уезжать...
Быстрые лопатки самолёта
только отвлекают от полёта,
предлагая тело поддержать.
Цвет обоев и нательный крест -
это атрибутика сраженья.
От необходимости движенья
не спасает перемена мест.

Вот так. Наше место - «цвет обоев и нательный крест» - то, где мы должны вести за себя сражение. И любое движение в этой борьбе должно быть внутренним, а не внешним.

Если бы мы были верующими

Говорят: верующему человеку депрессия не грозит, ему даже грустно не бывает, он в Бога верит, и всё у него хорошо.

А я отвечу, что трудно среди верующих найти... верующих. Как апостол Иоанн писал: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Если говоришь о себе, что веришь, тогда ответь: ты со своей женой ругаешься? С детьми ссоришься? Ты с ними взаимоотношения наладил? Ты со своими товарищами, сотрудниками в мире, в любви, во взаимопонимании? Ты жертвуешь собой ради ближнего? Если да, тогда ты готов к тому, чтобы принять от Бога дар веры.

Да, есть люди, обретшие веру, идущие за Господом как за Пастырем, не оборачиваясь назад на свою жизнь, на какие-то похоти и желания. Такие, действительно, не склонны к унынию.

Мы тоже, возможно, считаем себя верующими. Мы очень хотели бы быть такими. Но если в сердце ненависть, злоба, обида, неприязнь, раздражительность, подозрение, значит, нет в нас глубокой веры, а одно только желание казаться.

Откуда возникает тоска? На самом деле это сигнал о том, что человек потихонечку уклоняется от Божественных истин, от честного прямого хождения перед Богом. Авраам был честен и прямо ходил перед Господом, ему не нужно было, как Адаму согрешившему, прятаться за деревом. И уныния у него никакого не было. А тот, кто в грехах, кто изворачивается, лукавит, пытается уклониться от заповедей Божиих, сохранить при себе свою страсть, прикрыть её добродетелью или ещё чем-то, тот уже непрямо ходит перед Богом, у него отсутствует целостность, нет целомудрия, цельности мышления, а значит, нет правильного понимания мира.

А раз нет правильного понимания мира, значит, ты готов к обольщению, и бесовская лесть может войти в тебя через множество разных каналов. Эти каналы в нас проделаны страстями, как в Евангелии сказано: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнёзда (Мф. 8, 20). Помните? Один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. А Христос ответил: Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 19-20). Господь о душе этого человека говорил.

В нашей душе множество нор, проделанных именно этими лисами - духами нечистыми. А гнёзда, свитые бесами у нас в сердце, - грехи и страсти. Мы этими грехами изъязвлены все, как пробитые вёдра, поэтому и причащаясь, не можем удержать в себе благодать: лишь на короткое время после принятия таинства ощущаем прилив сил, а дальше опять пустота и холодность сердца.

И притом, что насквозь продырявлены грехом, мы не ищем и даже не пытаемся это преодолеть. Хотим успокоить себя какими-то околоправославными книжками, не читая при этом ежедневно Евангелие. Хотим отвлечься беседами с какими-то батюшками, и чтобы батюшки эти непременно подтверждали наше мнение. А если не подтверждают, то совсем они не те, что нам нужно, и мы найдём других, которые нас по шёрстке будут гладить и говорить: «Да, вы правильно мыслите».

Или и того хуже - когда в своём подавленном состоянии человек попадает к священнику, который начинает концом света запугивать, адом грозить. Тут и так плохо, жить не хочется, а батюшка наставляет оставить «всякое житейское попечение», ходить, молиться 24 часа в сутки, земные поклоны класть, отречься от парня или девушки, с которым ты общаешься, потому что это есть преддверие блуда... Получается, если пастырь не может удержать пришедшего к нему человека здравым отношением и любовью, если не стремится ощутить его проблему, прочувствовать боль, тогда начинает запугивать - самый простой приём.

Бесы предлагают нам страхи по разным поводам, сеют подозрение к окружающим и неверие в Промысл Божий. Соглашаясь с ними, мы теряем упование на Милость Божию. Вера наша претыкается о камень самости, и мы тут же начинаем измышлять множество различных предстоящих событий, а попросту говоря, впадаем в многоразличную мечтательность и умствование. В конце концов от множества вариантов теряем покой и мир сердечный, погружаемся в уныние и депрессивное состояние - как это теперь называют.

Путь болезни

Человек - существо трёхсоставное. Наши дух, душа и тело устроены так, что сначала болезнь возникает на духовном уровне, затем переходит на душевный и лишь потом проявляется в теле. На духовном уровне, к сожалению, мы не чувствуем проблемы, потому что грубы, не ведём духовную жизнь. Может, и склонны к ней, но не хватает сил и времени. Нам бы хотелось, но не получается. Поэтому духовный уровень мы не контролируем, болезнь пропускаем, и она входит в наше эмоциональное поле.

Начинает сигнализировать душа. Как именно? Мы заходим в храм и плачем. Почему? Ещё на исповеди не были, ни с кем не разговаривали, а слёзы капают - ах, какое место святое и благодатное!

На самом деле это восприятие человека, который вошёл в дом молитвы, прикоснулся к святыне. Душа его эту святыню ощутила и сообщает эмоциями, чувствами: эй, ты туда попал, где тебе нужно быть! Ты почаще сюда заходи, будь здесь, понимаешь?.. Так же, как желудок переполненный сообщает о себе, как нос насморком реагирует на простуду, так и душа сигнализирует человеку слезами, чувством непокоя.

Но если дух наш переполнен скверной, если впустили в свой ум и сердце слишком много обиды, злобы, ненависти, и при этом не очистились, не поисповедовались, не освободили себя от этих связей, душа уже начинает сигнализировать телу не умильными слезами, а депрессией. На физиологическом уровне может дойти до гормональных изменений, и уже тело кричит: мне плохо.

При депрессии врачи отмечают гормональный сбой, но духовный уровень доктора не контролируют. А для того, чтобы изменить всё, начать нужно именно с духовного. Да, можно гормоны и таблетками лечить. Как трубу, которую прорвало, - если нет возможности перекрыть вентиль подачи воды, хотя бы надо попытаться заткнуть дыру чем-нибудь. Это и будет уровень действия таблеток. Но сама депрессия - совершенно реальный сигнал души человека о том, что она изъязвлена грехами, переживаниями, страхами.

Что такое страх? Не что иное, как проявление состояния духовного убожества. Люди, верующие по-настоящему, страха не имеют, потому что, как сказано у псалмопевца, возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает (Пс. 54, 23). А в нашем случае мы не верим Богу, не верим даже себе. Бесы этим пользуются, внушают нам страхи, и мы входим в состояние исступления. Вот вам и депрессия.

На самом деле, нужно навести порядок в своём духовном мире, прибраться в своей душе.

Другое дело, что человек может жаловаться на депрессию, а это будет реальный признак конкретного душевного заболевания. Здесь уже надо смотреть внимательно и полагаться не на своё понимание, а направлять на консультацию к специалисту. Психические заболевания - это серьёзно и глубоко, и ключевую роль играет помощь хорошего врача. Но при этом человека нужно поддерживать. Он должен иметь священника, с которым будет обсуждать свои чувства, переживания. И такую поддержку и человеку, и его родственникам необходимо оказывать на протяжении многих лет.

Могу сказать, что знаю таких людей, которые даже при наличии психических заболеваний работают на предприятиях, живут в обществе, взаимодействуют с окружающими, у них есть семьи, прекрасные дети. Если человеку подать руку, помочь, поддержать и провести - это непременно даст свои плоды. Но, конечно, наилучший вариант - когда работают вместе и священник, и доктор.

Прыгать с парашютом гораздо страшнее

B каком бы состоянии ни пришёл человек в церковь, именно здесь он должен почувствовать, что его поддерживают и у него есть шансы. Духовник - это не тот, кто красиво рассказывает, как правильно креститься и когда кому причащаться. Если ты приходишь к нему, отягощённый проблемой, то уйти должен освобождённым, с облегчением, с настроением бороться, с желанием преодолеть всё.

Духовник - это тот, кто научит открыть своё сердце Богу, научит покаянию, чтобы человек глубоко задумался, пересмотрел свою жизнь, переоценил отношения с ближними. И тогда начнутся изменения - вплоть до гормональных. Идя по пути к Богу, люди реально преображаются.

Знаете, что с тем неверующим любителем экстремального спорта стало? Я его поисповедовал, а он потом и говорит: «Было сложно, но не страшно; прыгать с парашютом гораздо страшнее». Я предложил: «Давай ещё раз прыгнем!» (в смысле - поисповедуемся). И так потихонечку стал он прихожанином нашего храма, в приходское детское движение втянулся, работал с молодёжью, навыки свои использовал правильно. Затем познакомился с девушкой, поженились они, родили детей. Сейчас он - глубоко верующий человек, любящий отец, не пьёт и не курит. Всё у него прекрасно, и жизнь его изменилась. И таких примеров - множество.

Мир давит на людей со всех сторон. Но главное - чтобы они увидели, где можно найти радость. А радость - в доверии Богу. Если человек сможет довериться Богу, в его жизни начинаются изменения, и чем больше он доверяет, тем больше и больше ощущает радость.

А священник - первый, кто должен показать этот путь. Ведь что отвечал Господь, когда Его спрашивали: «Почему Иоанновы ученики постятся, а Твои нет?» - Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 15). Если с нами Христос, какое может быть уныние, какое смущение? С нами Жених, мы в радости находимся! А внешние стеснения, проблемы, которые постоянно досаждают, - так они всегда были, это условия нашего спасения такие.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/esli_pryzhki_s_parashjutom_ne_pomogajut.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Тукало
Принимающий исповедь
Что чувствует священник, когда мы ему исповедуемся?
04.09.2018
Все статьи Протоиерей Владимир Тукало
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11