Забытая премудрость Божия

0
329
Время на чтение 5 минут

Очень скоро для меня бабушка совсем по-другому раскрыла смысл слов "страх Господень". Она была любящим, но очень строгим воспитателем. Помню ее реакцию на первую свою тройку по устному предмету, что она считала проявлением крайней лени и изощренного хамства по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Что я тебе плохого сделала? Как я буду смотреть в глаза учителям на родительском собрании? Что будем говорить твоим родителям? Что бабушка замоталась по хозяйственным делам и забыла проверить уроки? Неужели я заслужила подобное обращение?». И тогда до меня быстро дошло, что самая главная боль - это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятна великая фраза: «Начало премудрости - страх Господень»...

Хорошо помню фразу, которую часто повторяла мама: "Начало премудрости - страх Господень" (Пс.110, 10). Я, тогда пятилетний мальчишка, пытаясь перевести эти слова на свой детский язык, решил, что для того, чтобы стать умным, нужно бояться Бога. Потом, в начальной школе, читая жития святых, прочитал, что святые подвижники духовно возрастали и спасались постом, молитвой и страхом Божиим. И я подумал, что страх Божий это, наверное, боязнь наказания за совершенные грехи. А затем из маленького рабочего поселка, где жили родители, переехал в центральную усадьбу к бабушке. Там была музыкальная школа, а средняя школа имела самый высокий в районе уровень преподавания.

Очень скоро для меня бабушка совсем по-другому раскрыла смысл слов "страх Господень". Она была любящим, но очень строгим воспитателем. Помню ее реакцию на первую свою тройку по устному предмету, что она считала проявлением крайней лени и изощренного хамства по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Что я тебе плохого сделала? Как я буду смотреть в глаза учителям на родительском собрании? Что будем говорить твоим родителям? Что бабушка замоталась по хозяйственным делам и забыла проверить уроки? Неужели я заслужила подобное обращение?». И тогда до меня быстро дошло, что самая главная боль - это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятна великая фраза: «Начало премудрости - страх Господень».

Страх Божий - это не боязнь наказания, а боязнь жить без воли Божией. Делать что-либо неугодное Богу, Который есть Любовь. Сколько раз потом перед исповедью я сознавал, что грешил потому, что не жил во мне страх Божий. Не боялся я нарушить Его волю, да и знать ее, порой, не хотелось. С собой договориться оказалось очень даже не сложно. Мой изощренный ум подсказывал разные «благие» варианты, почему можно грешить. А страха Божия не было, а посему желания, хоть чуть-чуть задуматься о воле Божией на ум как-то не приходило.

Оглядываясь на нашу историю можно посмотреть, к каким страшным трагедиям приводило человечество отсутствие страха Божия, желание жить без воли Божьей. Если перечислять коротко только самые страшные трагедии, то можно вспомнить, изгнание из райского сада наших прародителей, Всемирный потоп (когда волю Божию старались соблюдать всего восемь человек из всех живущих на земле людей, которые и остались живыми после трагедии), смешение языков при постройке Вавилонской башни, распятие Мессии. Если обратиться к нашей истории, то нужно вспомнить междоусобную резню русских князей, приведшую к монголо-татарскому игу, кровавую революцию 1917 года, когда люди нашей страны решили построить рай на земле без Бога. И чем все закончилось?! Когда читаешь учебники по истории, где тщательно анализируются причины происшедших трагических событий, то практически нигде не написано, что главной причиной нашей кровавой революции было нежелание жить по воле Божий, так как страха Божия у народа не стало. Тварь тогда бесстрашно восстала против воли Творца, оправдывая свои действия благими намерениями, презрев Библейскую истину: «Начало премудрости - страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им».

В этом году мы отмечаем столетие нашей национальной трагедии. Просматривая многочисленные статьи, слушая различные дискуссии, хорошо осознаешь, как далеко ушли мы в своем высокоумии, пытаясь найти истину и опять (в который раз!) без Бога. Воля Божия по-прежнему практически никого не интересует. Самое странное, что очень многие участники подобных исторических споров искренне считают себя верующими людьми. Казалось бы классическая духовная аксиома: «Смысл бытия любого творения состоит в служении Творцу в рамках Его воли». О чем же, по крайней мере, верующим людям можно спорить? Ответ заключается, видимо, в том, что воли Божией никто не знает или не хочет знать. Иссякают наши духовные источники, нет прозорливых старцев, опытных духовников. И, не зная воли Божией, мы пытаемся найти выход из все более и более сложных духовных проблем, которые ставит перед нами современная жизнь, своим лишь умом и упованием на себя и свои силы. Самое печальное во всем происходящем, что никто Божию волю понять и не пытается. Человеческие ум, сила и воля опять поставлены во главу угла при поиске решения сложных, порой, судьбоносных проблем. Премудрость Божия нам не интересна.

Но есть особые случаи в происходящих событиях, когда воля Божия явно выражена и не требуется каких-то особых прозрений для её восприятия и выполнения. То, что происходит сегодня вокруг возвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Петербурге, вызывает просто оторопь! Храм - дом Божий. И строили его для того, чтобы люди могли в нем молиться, приобщаться к церковным Таинствам, славить Творца. Неужели хоть для кого-то не ясна в данном случае воля Божия? Неужели хоть кто-то дерзнёт сказать, что для Творца безразлично, как проходит духовная жизнь в Его доме, в храме, Ему посвящённом?

Хорошо помню свое первое посещение Исаакиевского собора в далёком 1959 году. Вместе с бабушкой мы шли в группе экскурсантов, которую вела молодая женщина, интересно рассказывая о соборе. Помню, как мы подошли к центральному приделу, и экскурсовод сказала: «А теперь войдемте в главный алтарь». Помню окаменевшее лицо бабушки и ее резкий жест: «Стоять на месте! Не входить ни в коем случае». Вспоминаю этот случай, как характерный эпизод отношения работников культуры к нашим святыням. И странно звучат сегодня требования не возвращать Церкви дом Божий, ибо есть, дескать, другие, более достойные, хозяева. Это всё равно, как хозяину дома предлагают в его же собственном доме небольшую комнатку, а остальное простите - не ваше, потому что не ваше...

Начало премудрости - страх Господень. Неужели слова Святого Писания не вразумляют нынешних, часто считающих себя верующими людей от культуры. Опять с благими намерениями наперевес бесстрашно попираем волю Божию. Так и хочется сказать им, жителям города трёх революций: «Право, может, хватит идти против рожна? Ну, нет у вас страха Божия, но у нас он есть, хоть какие-то остатки сохранились. И страшно нам против воли Творца выступать, страшно делать неугодное Богу» Мы же на ваши дворцы, картины и прочие культурные ценности не претендуем. Кесарю - кесарево, но Богу-то - Божье отдайте. Хватило нам вашего богохульства за прошедшие сто лет, никто же в вину вам ничего не ставит. Или нужно ждать, по поговорке «пока гром не грянет...», некоего Петербуржского потопа, чтобы опять в себя прийти?

В очередной раз творение отказывается познавать, признавать и слушать волю Творца. В очередной раз ясные и понятные слова Священного Писания попираются разными заумными философскими рассуждениями, а то и просто обычным хамством по отношению к Богу и к Его Церкви. Что же, мы помним, что «Мир на волю дан», но при этом хорошо бы еще и вам не забывать о том, что «Бог поругаем не бывает».

28 марта 2017 года

Протоиерей Евгений Соколов

http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/1/16260

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Евгений Соколов
Все статьи Протоиерей Евгений Соколов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11