Теперь определим конкретнее, о чем речь. Да о том, как в Святом граде две тысячи лет назад чудесным образом пришло долгожданное обновление жизни, появилась христианская Церковь. После Пасхи апостолы приняли дары Святого Духа и обратили ко Христу тысячи людей. Новая полнота духовной радости была дарована всем этим людям. Как же они жили? «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
Приведенные слова Писания проясняют нам, на что именно опирается полноценная христианская жизнь. Перечислим еще раз основные опорные моменты нашей жизни.
Учение Апостолов
Поначалу в Иерусалиме Апостолы учили людей в личных беседах. Шли годы, время апостольского служения подошло к концу, почти все Апостолы стали мучениками. Перед их уходом в вечность учение было записано и составило главную нашу книгу - Новый Завет. Сейчас мы не слышим живого голоса первоверховного Петра на наших улицах. Мы теперь пребываем в учении Апостолов, если постоянно читаем Новый Завет и стараемся жить по нему.
Почти каждый день в церкви за службой звучит отрывок из Евангелия и послания Апостолов. Священники с амвона толкуют эти отрывки. Причем в духовных школах будущих священников учат, чтобы в храме толкования были, прежде всего, святоотеческие, а не свои собственные, пусть даже свои толкования кажутся весьма резонными и чрезвычайно интересными.
Почему так? Святые Отцы стали достойными преемниками Апостолов. Едва ли не самый ранний святоотеческий текст называется не как-нибудь, а «Учение Апостолов» («Дидахи»). Вдумаемся в этот факт. Святые Отцы у нас почитаются за то, что они правильно объясняют людям учение Апостолов, своим убедительным словом и живым примером. Поэтому православные христиане знакомятся с учением Апостолов именно в святоотеческой интерпретации.
Общение
Верно замечено, что христианин в одиночку - это не христианин. Нельзя быть христианином в отрыве от других христиан. Господь основал Церковь, общину, а не разрозненную группу индивидуалистов - приверженцев некой религиозной идеи.
Важность общения понятна на самом элементарном уровне. Нам нужно держаться вместе, поддерживать друг друга, как говорят: морально и материально. Конечно, в Церкви люди общаются не только на уровне бытовой взаимовыручки. В Церкви от человека к человеку передается духовный опыт. Это не пустые слова. Подтвердить их правоту может любой человек, который общался с опытным священником-духовником.
Но не только о духовнике идет речь, о духовном друге тоже. А еще о домашней церкви, семейных отношениях и воспитании детей в вере тоже, о нашей общей молитве на приходской всенощной и о внебогослужебных встречах прихожан тоже.
Проблема нашего времени - горькое одиночество людей. Постоянное наше общение как раз решает эту проблему. Смотрите, как Спаситель поощряет всех: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Если мы протягиваем руку общения собрату во Христе, то Сам Спаситель хотя и невидимо, но действенно присутствует рядом.
Преломление Хлеба
В храме происходит смиренное великое чудо, Евхаристический хлеб становится Телом Христовым. Принимая его устами и сердцем, мы принимаем - Самого Христа. Причащение... Полноценная духовная жизнь без Таинства Причащения немыслима.
Главное в нашей религии - это не какое-то верование, обычай или ритуал, а Господь Иисус Христос. Вся жизнь христиан выстраивается вокруг Христа.
На Литургию мы приходим в храм встретиться с Христом. Приходим принять Его Тело и Кровь в духовную пищу, приходим стать Христу единокровными и сотелесными, сделаться Ему буквально родными, родной кровью. Приобщиться к Его человеческой природе и к Его Божественной природе, в какой-то мере.
По книге Деяний получается, что в день Пятидесятницы тысячи из народа присоединились к Апостольской Церкви: принесли покаяние, крестились и потом пребывали в преломлении Хлеба. А что сейчас? Мы, крещеные люди, перед Евхаристией совершаем духовное очищение - каемся, подходим на исповедь. Два Таинства, Покаяние и Причащение, присутствуют в жизни православного человека все время, многократно. Эти два Таинства поднимают людей ввысь. Постоянное участие в Таинствах поддерживает нас на пути к небу.
Молитвы
Многие недооценивают домашние молитвы. В древности христиане постоянно пребывали в учении Апостолов... и в молитвах. Современные священники без устали говорят о том же: «Хорошо в день прочитывать 1 главу из Евангелия, не забывать про утренние и вечерние молитвы». Священники знают, как трудно посреди городской суматохи выбрать время для всего этого. Непросто, но надо; жизненно необходимо. Иначе наша духовная жизнь лишится двух опорных моментов, станет шаткой.
Храмовые молитвы совершаются по Уставу: есть свои уставные предписания для воскресного всенощного бдения, другие предписания - для рядовой великопостной утрени... При этом домашняя молитва Уставом не регламентируется. Конечно, в молитвословах предлагаются готовые последования молитв утром и вечером, и это хорошо. Священники советуют всем пользоваться молитвословами и порой напоминают, что у ежедневного правила дома могут быть варианты.
Нам надо умудряться у себя дома наладить молитвенную жизнь: в духе покаяния и благодарности приносить Богу свою внимательную молитву, - словами святых и своими словами. Мы молимся дома о своих собственных тревогах и радостях, говорим с Богом и святыми открыто, напрямую, ходатайствуем о наших близких. По возможности к домашней молитве мы приглашаем тех людей, с кем живем под одной крышей.
Домашняя молитва очень помогает человеку молиться в храме, и наоборот.
Практические выводы из размышлений
Вернемся к началу: первые христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Это записано в Новом Завете, дабы мы понимали, на что опирается настоящая христианская жизнь.
Зададим себе несколько вопросов. Вот перечислены четыре опорных момента христианской жизни, - все ли перечисленное есть у меня? Чего мне недостает?
Как мне (с Божьей помощью) исправить или улучшить положение дел?
Что я могу начать делать уже сегодня, уже сейчас?
Что можно сделать потом? Или что нужно отложить на потом? Когда это «потом», по моему мнению, будет? Как мне к этому «потом» готовиться? Если не готовиться, то весь разговор о «потом» окажется пресловутыми «благими намерениями».