Вера Авраама и вера наша

Беседа на апостольское чтение Недели пред Рождеством Христовым

0
315
Время на чтение 6 минут

Апостольское зачало Недели пред Рождеством Христовым посвящено ветхозаветным праведникам. Начинается их перечень с Авраама, родоначальника еврейского народа. Ему апостол Павел уделяет больше всего внимания в своей знаменитой 11-й главе Послания к евреям, которая представляет собою вдохновенный гимн вере. «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:9-10, 17-19), - пишет апостол. Об Аврааме, «друге Божием» (см. Ис. 41:8) и «отце всех верующих» (см. Рим. 4:11), будем сегодня говорить и мы.

Когда Бог в первый раз явился Аврааму (тогда еще Авраму), ему было 75 лет (1). Он получает множество обетований, главное из которых - дарование многочисленного потомства. Долгие годы Аврам проводит в странствиях, переходя из одного места в другое, как ему повелевает Бог, но ни одно из обетований не исполняется. Господь продолжает являться, но Его слова пока еще остаются лишь обещаниями.

Через 10 лет странствий Аврам обращается к Всевышнему: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2-3). Неподдельной горечью дышат слова праведника; чувствуется, что его вера колеблется на какой-то грани с отчаянием. Старцу уже 85 лет, ему обещано потомство числом как песок морской, но его жена Сара все так же бесплодна. Господь отвечает: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). А далее следуют важнейшие для Священной Истории слова: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). После этого Бог заключает с Аврамом завет.

Но вдруг происходит непредсказуемое. Сара, доселе молчавшая, не выдерживает и начинает требовать решить проблему бесплодия принятым в то время способом. Она вынуждает мужа зачать ребенка с рабыней, чтобы принять рожденного от нее на свои колени и признать дитя своим. И Аврам, который только что заключил завет с Богом, повинуется ей, идя на компромисс со своей верой. Так, как будто бы не было ни богоявлений ему, ни обетований, ни завета. Так, как будто бы детей дает не Бог, а человек.

И ребенок действительно рождается - но теперь Бог исчезает из жизни Аврама. Наступает долгий период молчания Творца, продолжающийся 14 лет. При этом Господь является Агари, и рабыня приносит весть от Яхве Авраму. Как это должно было ранить его! С рабыней Бог разговаривает, а с ним - нет. Долгих 14 лет - и ни одного оповещения, ни одного явления. Трудно себе представить муки Аврама, который не мог не понимать, что молчание Господа связано с его непослушанием и жены.

Но Создатель не отрекся от Авраама. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). После 14 лет молчания Господь является 99-летнему Авраму, напоминает обещания, дает заповедь обрезания и меняет ему имя. Через некоторое время Авраам видит Бога у дубравы Мамре и получает весть о скором рождении сына. Спустя год у Авраама и Сарры рождается Исаак.

Но на этом история Авраама не заканчивается. Ему предстояло страшное испытание, во время которого он должен был явить всю силу своей веры и доказать, что любит Бога больше своего долгожданного сына Исаака. Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына, но в последний момент останавливает отцовскую руку. После этого Бог повторяет Свои обетования, еще больше расширяя их. Отныне для Господа Авраам - это человек, которого Он называет Своим другом.

Житие Авраама, братья и сестры, очень ярко отражает то, что происходит с нами сегодня в нашей христианской жизни - недаром Авраам назван «отцом всех верующих». Когда мы входим в Церковь, то ведь тоже верим каким-то обетованиям церковной проповеди. Христианство зовет нас, что-то обещая. Кстати, как важно, проповедуя христианство, не обещать человеку обязательного решения в Церкви проблем житейского характера. Мы можем предлагать ему лишь богопознание - и только при том условии, если человек потрудится сам.

Итак, человек входит в Церковь, веруя в обещание истинного богопознания и спасения души. Ему вначале может быть очень хорошо, он будет словно на крыльях парить, чувствуя благодать, разговаривая с Господом в глубине своего сердца. Но потом Бог может скрыться, замолчать. Иногда по нашей вине, а иногда и без нее. Человек может все делать правильно - молиться, поститься, исповедаться, причащаться, стараться исполнять заповеди - и в то же время потерять ощущение присутствия Божьего в своей жизни. Он будет со слезами спрашивать что-то у Бога - но в ответ услышит молчание. Этот кошмар, который в жизни Авраама продолжался 14 лет, так или иначе знаком каждому христианину, потому что и у нас бывают периоды, когда мы теряем Господа, не чувствуем Его - или по нашим грехам, или же промыслительно, из-за Божьего попущения.

Что делать в такие часы, дни, месяцы? Верить и ждать. Залечь на дно и потерпеть. Поплакать и поскорбеть. Человек - не пластинка, круглосуточно играющая задорные марши. Нам свойственно ошибаться, ослабевать, недоумевать, грустить, остро чувствовать одиночество, переживать и бояться. Таков был и Авраам, и ко всему этому причастен и христианин, ибо и ему не чуждо ничего человеческое. Самое главное - сохранить веру в то, что Бог не оставит, что этот трудный период непременно закончится. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10:13), - открывает нам апостол Павел.

А еще точно так же, как и Сарра Аврааму, нам кто-то может сказать: «Да сделай ты в том-то и том деле так, как все люди делают. Не будь таким ретроградом!» Например: «Все берут взятки, и ты возьми! Не обидится на тебя твой Бог. Наоборот, потом милостыню дашь и в храм пожертвуешь. И семья рада будет». Или: «Есть горящая путевка в Турцию буквально за копейки. Ну, подумаешь, Страстная Неделя. Потом помолишься! Не каждый день ведь такая возможность появляется. Отдохни, а потом с новыми силами и работать, и молиться». Не раз и не два нам предлагали и еще предложат устроить какие-то свои дела не то что без Бога, но вопреки Ему.

Или, если мы вдруг полюбим кого-то или что-то больше Бога - мужа или жену, детей, родителей, работу, хобби, дом, Творец может сказать нам: верни свою любовь Мне, принеси Мне ее в жертву. И тогда, возможно, нас ожидает серьезное испытание, в какой-то мере подобное тому, что перенес Авраам.

Во всех подобных случаях, перед тем как решить, что делать, вспомним жизнь Авраама. Он тоже был человек и совершал ошибки, на которых призваны учиться мы, его дети по вере, ибо все «верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3:7). Все произошедшее с ним есть некий прообраз для духовной жизни христианина. Авраама спасла и возвеличила его вера. Точно так же и христианин часто держится «на плаву» одной только верой. Бывают времена, когда на «дела» нет никаких душевных и телесных сил, надо «залечь на дно» и просто потерпеть, - и тогда у человека остается одна только вера. Так же некогда было и с Авраамом.

Хочется пожелать и самому себе, и вам, дорогие братья и сестры, чтобы ветхозаветные герои стали родными для нас, близкими нам, чтобы мы почувствовали свою духовную связь с ними, с их жизнью. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим.15:4), - говорит апостол Павел. Итак, читая про Авраама - читаем про себя. Размышляем о его вере - значит, думаем о вере нашей. Узнаем из Писания о его трудностях -подбираем ключ к нашим трудностям. Любой персонаж ветхозаветной истории является неким прообразом, способным научить нас верить, терпеть, молиться, бороться, ждать. А первый из них, без всякого сомнения, есть Авраам, праотец Христов, друг Божий и отец всех верующих. Его пример пусть назидает нас в светлые дни предпразднства Рождества Христова!

Сергей Комаров

Примечания:

1) Книга Деяний св. апостолов рассказывает о том, что Бог явился Авраму первый раз еще в Месопотамии (см. Деян. 7:2). Но поскольку книга Бытия об этом умалчивает и подробности данного явления нам неизвестны, мы условно будем считать беседу с 75-летним Аврамом первым явлением ему Господа.

http://pravlife.org/content/vera-avraama-i-vera-nasha
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Комаров
Все статьи Сергей Комаров
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05