«Поиск истинной Церкви бесценен»

Беседа с отцом Серафимом Беллом - американским православным священником

Новости Москвы 
0
510
Время на чтение 14 минут
Отец Серафим - американец, протоиерей Русской Православной Церкви Заграницей, учредитель и бывший председатель Миссионерского Отдела (РПЦЗ). Он основал четыре православных храма в США, проводил миссионерское служение в Гватемале, Непале и на Филиппинах, а также подвизался на Афоне. В настоящее время отец Серафим живёт в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штате Нью-Йорк. Фамилия отца Серафима в переводе с английского языка означает «колокол». И его голос, подобно раскатистому звону колокола, возвещает в проповедях о Господе нашем Иисусе Христе. Он рассказывает потерявшим надежду на спасение о том, что оно существует. О своем пути к Господу и жизни православной общины в Америке, о том, как непросто в одиночку вести миссионерскую деятельность в языческой стране, о нашей молодёжи и о многом другом поведал отец Серафим.

О. Серафим Белл О. Серафим Белл

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к Богу, о том, как Вы приняли Православие, живя в такой далекой от нас стране - Америке, где основное население составляют протестанты и католики?

- Начну с самого начала. Мои предки как со стороны отца, так и со стороны матери родом из Шотландии. Мама выросла в Оклахоме - столице индейцев Чероки и до сих пор некоторые из наших родственников живут там как полноправные члены этой общины. Я вырос в Калифорнии в семье Шотландских пресвитериан. Будучи студентом Калифорнийского Университета, обратился ко Христу и начал неотступно изучать историю Христианства и теологию. Вместе с женой мы отправились на родину моих предков - в Шотландию, где в Абердинском Университете я защитил степень доктора наук по догматике. Пока мы жили там, я был пастором в местной церкви. Вернувшись в Америку, служил несколько лет в Пресвитерианской церкви в Калифорнии, но в конце концов оставил общину.

- А что побудило Вас на такой шаг - оставить общину?

- В своих убеждениях по поводу самого главного - веры, община становилась все более и более либеральной. В городе Сан-Хосе (Калифорния) я основал новую церковь. Приход достаточно быстро увеличился от одного до более чем 300 человек. Прошло несколько лет, и сомнения начали переполнять: не было четкого представления, в каком направлении вести свою паству, а также, чем наша миссия должна заниматься, что мы должны сделать, будучи церковью. Неустанно я повторял своим прихожанам: "Наша цель - стать Церковью Нового Завета". В заключении я всегда прибавлял: «Сейчас мы c вами не в Церкви Нового Завета, но по Благодати Божией в один прекрасный день можем ею стать.»

Отец Серафим служит первую Литургию на о. Тубабао на Филиппинах, после ухода Святого Иоанна (Максимовича) 65 лет назад

Отец Серафим служит первую Литургию на о. Тубабао на Филиппинах, после ухода Святого Иоанна (Максимовича) 65 лет назад     

Тогда я не имел даже малейшего представления о том, как это может произойти. В конце концов, когда прихожане собрались вместе, я призвал их вместе со мной в течение 40 дней поста и молитвы просить Господа раскрыть Его волю. В первый же вечер, когда наступило время молитвы, один человек из паствы поведал о Фрэнке Шеффере. Фрэнк - писатель, общественный деятель, сын одного известного протестантского богослова. После нашей встречи некоторые из моих прихожан заинтересовались и заглянули к нему. Какого же было мое удивление, когда мне рассказали, что Фрэнк принял Православие! Помню свою реакцию: "Нет никакой необходимости даже задумываться на эту тему". Прошло немного времени, и я узнал, что двое из моих самых близких друзей тоже изучают Православие. По некоторым причинам это заставило меня разозлиться, и я решил, что необходимо изучить Православие как можно глубже, чтобы доказать, что это всё ложь, и таким образом спасти своих друзей от серьёзной ошибки. Так мне казалось тогда, а сейчас, оглянувшись назад, сквозь года понимаю, какое же высокомерие и невежество я выказал. Когда вспоминаю тот период жизни, хочется и рассмеяться, настолько те мысли были глупы, далеки от действительности, и покраснеть от стыда за то, что они вообще были.

- Тем не менее начало Вашего пути к Православной вере было положено...

- Да, так было положено начало истинного пути к Господу. В моём случае, как бы парадоксально это не звучало, в какой-то степени мне помогло неверие и сердечное желание помочь друзьям, спасти их. Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что я пришёл к твердому убеждению, что Православие - это истинная вера, хотя в то время я еще не был полностью готов к Святому Крещению, но прислушался к внутреннему голосу и почувствовал, что необходимо быть честным и следовать тому, во что веруешь, что признаешь истиной.

После того, как я поделился этими мыслями со своими прихожанами (многие месяцы прошли в изучении основ Православия - вероучения Святой Церкви), около 120 человек приняли Православие со мной. Вместе мы основали Церковь в честь Святого архидиакона Стефана - самого первого мученика. В течении более двух лет свыше 150 человек приняли Святое Крещение и присоединились к нашему приходу. Так что достаточно быстро приход возрос до 300 членов.

Поиск истинной Веры, истинной Церкви бесценен, и тот, кто обрёл её, является обладателем драгоценной жемчужины.

Процесс ухода из протестантизма и присоединение к православной вере прошёл очень болезненно для меня. Начались различные нападки, критика со стороны моей семьи, горькая утрата друзей, потеря финансовой поддержки и т. д. Тем не менее в конце концов все мы получили намного больше, чем потеряли. Поиск истинной Веры, истинной Церкви бесценен, и тот, кто обрёл её, является обладателем драгоценной жемчужины.

- А с какими трудностями пришлось столкнуться, когда Вы уже стали православным священником, находясь в Америке?

- На самом деле, трудностей было немало. В течении многих лет я был пастором, имел ученую степень в богословии, со мной перешли в Православие более 120 обращённых, и на основании этого епископ принял решение посвятить меня в священнический сан сразу же. По моему мнению, это было не совсем верно, но Господь попустил по Своему Промыслу, значит, так и должно было произойти. Самым серьёзным испытанием для меня стало принятие сана.

Практически сразу стало очевидно, что, хотя я и мог проповедовать, исходя из знаний, которые почерпнул из Православной литературы, но стать духовным отцом, наставником пока был не в силах, не имел необходимого опыта. Православное мироощущение накапливается не так быстро и образуется не столько от изучения книг, сколько от длительного воздействия подлинной живой традиции, полного погружения. Поэтому я и пытался найти такое духовное образование. Вскоре мне подсказали обратиться к писаниям старца Софрония и учению святого Силуана Афонского. После прочтения жития Святого Силуана, я посетил монастырь старца Софрония в Англии. Вернулся оттуда только спустя несколько месяцев. Это поворотный момент в жизни - начало моего духовного становления.

В это же время мы приняли совместное решение с семьей о переезде в Грецию, где в течение года пробыли в Салониках. Находясь в этой стране, мы погрузились в "живое сокровище Православия" - посещали службы, читали жития Святых, поклонялись мощам, получали ценнейшие советы от мудрых старцев, словом, были под сильным впечатлением. В течение этого времени мы посетили много монастырей, и я совершил около 12 поездок на Святую Гору Афон.

Когда я готовился покинуть Грецию, настоятель монастыря, приснопамятный старец Джордж (Kapsanis), дал мне иконы, ладан, перекрестил и в благословение поведал: «Вы получили редкую честь побывать здесь, служа в монастыре и изучая традиции в непосредственной близости от Святынь. Теперь Вы должны вернуться в Америку и передать то, что получили». Эти слова послужили мощной духовной подзарядкой. После того, как мы вернулись в Америку, в течение последующих 10 лет, а то и более, я каждый год возвращался в Грецию и проводил нескольких месяцев на Святой Горе Афон или близ Салоник.

- Вы также проводили миссионерскую деятельность в разных странах. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте. Как люди различных культур со своими жизненными, социальными устоями и традициями воспринимают Учение Господа нашего Иисуса Христа?

- Безусловно, для меня это было чудом и особой благодатью побывать с миссионерской деятельностью в нескольких странах - Гватемале, Непале и на Филиппинах. В каждой из этих стран я обнаружил, что люди имеют подлинный интерес к изучению Православия. Когда я бывал в различных местах в этих странах в одежде священника - в рясе и с крестом, люди подходил ко мне, чтобы спросить, кто я такой и какую религию исповедую.

В Непале

В Непале     

В каждой из этих стран я обнаружил, что «поля годны для сбора урожая», однако, очень немногие из православных христиан готовы служить в качестве миссионеров, из-за чего теряются многие возможности. Большую часть времени я провёл в Непале, и если бы я не заболел от отравления в долине Катманду, то всё еще был бы там. Непал - удивительная страна. Люди очень дружелюбные и искренне слушают проповеди о Вере. Основная часть людей является индуистами, но более в культурном отношении, чем в духовном.

В Непале
В Непале     

Однако в целом, если так можно выразиться, страна находится в духовном отношении на "темной стороне". Эта сфера духа гораздо более заметна. Люди поклоняются многим идолам и богам. Одержимость демонами является обычным явлением. Поскольку не было никаких других православных христиан рядом, я был духовно угнетен. По этой причине не следует выполнять миссионерскую деятельность в одиночку на протяжении длительного времени. До сих пор каждый месяц я получаю электронные письма от людей в Непале. Очень надеюсь, что в будущем они смогут посещать богослужения в Церкви, в настоящий же момент ни одного храма там нет. Необходима команда православных верующих, которые жили бы там, каждый день служили, и тогда у населения была бы возможность прийти и посмотреть (или, как мы говорим, «попробовать и увидеть»).

- Насколько мне известно, Вы также бывали в России и не понаслышке знакомы с русским укладом жизни. Хотелось бы узнать, по Вашему мнению, в чем отличие русской молодежи от американской? Сложно ли с ними находить общий язык? В наш век нано-технологий, когда компьютер стал самым лучшим другом и спутником подростков, как родители могут защитить своих чад от губительного воздействия гаджетов и таких новых, разрушительно действующих на юную психику игр, вроде «Покемон Го», от которых даже уходят в мир иной? Как сделать так, чтобы дети жили с Богом, а не в виртуальной реальности?

- По благословению я посетил Россию несколько раз. Всего было около 8 поездок. Мой первый визит произошел в октябре 1993 года, на следующий день после того, как был обстрелян Белый Дом. Я жил в Москве с сентября 2009 года по март 2010 года и провёл в Троице-Сергиевой Лавре большую часть 2015 года.

    

Что меня поразило больше всего во время моих визитов, так это то, что не было различий, только сходства между молодыми людьми обеих стран. В некотором смысле это очень хорошо. Это является отличным примером того, что, несмотря на культурные различия и огромные расстояния, которые разделяют нас, мы тем не менее все люди, которые имеют схожие желания и поведение. Из молодого поколения в России я общался в большинстве случаев именно с православной молодежью и, возможно, именно поэтому я нашел такие сходства с нашими подростками. Тем не менее я был обескуражен, когда увидел, насколько стремительно светское общество, по крайней мере в Москве, впитало многие из худших аспектов западной культуры. Российская молодежь, так же, как в среднем и американская, стремится обладать всеми атрибутами и так называемыми «игрушками мира.» Это означает, в частности, что молодежь в обеих культурах разделяет пристрастие к новым технологиям.

Неограниченный доступ в Интернет привёл многих молодых людей в зависимость от порнографии, компьютерных игр. И, кажется порой, что некоторые молодые люди просто не могут обойтись без постоянного "сосуществования" со своими сотовым телефонам. На самом деле, как правило, многие молодые люди предпочитают писать друг другу сообщения, нежели сидеть напротив друг друга и вести разговор. Если родители не будут бдительными и внимательными к детям и вовремя не примут решения ограничить доступ к сотовым телефонам и компьютерам с безграничным Интернетом пока их чада находятся совсем ещё в нежном возрасте, то велика вероятность, что молодежь "потеряется" для этого мира, и родители уже ничего не смогут изменить.

Разрушительный эффект обычно начинается в самом юном возрасте, поэтому чуткость родителей очень важна. Компьютеры и мобильные телефоны оказывают сильное влияние на ещё неокрепшие умы. Вот почему многие главенствующие в «мире технологий» люди не позволяют своим собственным детям тратить время на общение с гаджетами. Они знают не понаслышке о том, какое вредное воздействие они могут оказать на детей. Это знание само по себе должно предупредить нас и побудить к защите нашей молодежи с ранних лет от компьютерной и подобных зависимостей.

- Отец Серафим, благодарим за важные советы для родителей. Надеемся, что они своевременно узнают об этом и примут все необходимые меры по спасению своих чад. Ещё нашим читателям хотелось бы узнать подробнее о том, как живёт Православная Церковь в Америке. Встречаются ли сейчас такие примеры, когда люди, будучи ярыми приверженцами католицизма, искренне принимают Православие и остаются в нём? Если это возможно, приведите, пожалуйста, несколько примеров из жизни таких людей.

- Это достаточно обширный вопрос, и на него не так легко дать ответ. Каждый приход имеет свои характерные черты и жизнь. Некоторые имеют благословение на каждодневное проведение служб, например, как было в приходе Архидиакона Стефана, когда я служил там, также эта традиция была у прихода Святого Силуана, когда я был ректором. Но, к сожалению, это распространено не повсеместно и это достаточно нелегко организовать. Вследствие чего люди переходят от церкви к церкви. Некоторые настолько вовлечены в церковную жизнь, что строят своё бытие, исходя из служб и праздников. Они регулярно приходят на исповедь и достаточно часто причащаются, совершают паломничества в монастыри. Тем не менее факт остаётся фактом - такие люди всегда в меньшинстве. Большинство более втянуты в деятельность мира сего, их приверженность к Церкви, к благочестивой жизни занимает далёкое второе место.

У вас тоже есть различие между теми, кого мы называем «православные с младенчества (или, как ещё в народе говорят, с колыбели)», то есть кто родился в православных семьях, и теми, кто обращается к вере. Часто бывает так, что обращённые гораздо более ревностны и обладают жгучим желанием развиваться, следуя православным канонам, в то время как многие "православные христиане с колыбели" в первую очередь заинтересованы в вере просто из-за этнического происхождения. Таким образом, последние могут быть вовлечены в культурную деятельность (различные фестивали русского народного творчества, ярмарки и так далее), но их редко можно увидеть в храме на службе. Конечно, бывают и случаи, когда рвение новообращенных без знаний и опыта может создать проблемы для священника и жизни Церкви. Некоторые из самых благочестивых православных людей, с которыми я знаком лично, являются представителями "православных с колыбели".

Что касается перехода католиков в Православие, то это, безусловно, происходит и не является такой уж редкостью. Приведу в пример один из запомнившихся мне случаев, который произошёл в Церкви Святого Силуана. Одна женщина, готовясь к принятию католицизма, узнала о том, что в её городе неподалеку находится православный храм и приняла решение посетить его. Её коллега, католик (спонсировавший обращение женщины в католицизм), был крайне расстроен и пытался отговорить её. Наконец она сказала: «Я просто хочу видеть их богослужение». На эти слова был получен такой ответ: «Если вы увидите их богослужение и сравните с нашим, то никогда не возвратитесь к нам». И действительно, этот человек как в воду глядел - после того, как она пришла в наш храм на службу, начала читать книги, то довольно быстро решила покинуть католическую церковь и принять Святое Крещение в Православии. Её коллега звонил мне с возмущением по этому поводу несколько раз. Он заявил, что папа сказал, что они могли бы даже иметь общение в наших Православных Храмах. На это я ответил, что Папа не имеет никаких полномочий в нашей Церкви. В конце концов в гневе он накричал на меня: «Вы знаете, что вы делаете! Наша церковь против того, что вы делаете. Понимаете ли вы это?» Желая довести этот разговор до конца, я сказал спокойно, но твердо: «Да, я знаю, что я делаю. Я выхватываю человека из ереси и раскола и привожу к истинной вере и истинной Церкви». Он немного помолчал, а потом тихо сказал: «Мне бы хотелось, чтобы наши священники имели такую уверенность и смелость».

Другой пример. Как-то раз я крестил одного молодого человека, в прошлом приверженца католической веры. Его мать была ярой католичкой. Она присутствовала на службе и плакала на всем её протяжении: чувствовала себя очень несчастной от того, что сын принял такое решение. Тем не менее она продолжала посещать его время от времени, присутствовала на Службах в надежде, что он вернется в католичество. Постепенно она начала читать некоторые православные книги и в конце концов приняла Святое Крещение в Православной Церкви вместе со своим мужем. С самого начала посещения Церкви Христовой, как потом призналась, она почувствовала духовную силу и глубину Православия, которые жаждала найти всем сердцем, но чего так и не смогла обнаружить в Римско-католической церкви. Господь наконец наполнил пустоту её сердца с принятием Святого Крещения и Евхаристии, и она ни разу не пожалела, что приходила к нам.

- В завершении нашей беседы, не могу не затронуть одну животрепещущую и вместе с тем болезненную тему, которую не устают будоражить СМИ: ни для кого уже не секрет, что раздувается своего рода информационная война между Америкой и Россией. Что же необходимо предпринять, чтобы предотвратить развитие таких, прямо скажем, острых международных отношений, которые охватывают все сферы жизни, начиная от мирской, политической, и вплоть до духовной?

- Это большой вопрос, не так просто сразу ответить. Я согласен, что это больно и грустно... Наши страны становятся все более и более враждебными по отношению друг к другу. Я убежден, что этого бы не случилось, если бы не вмешались влиятельные люди, которые получают прибыль от войны. В нашей стране это определённые группы «неоконсерваторов» - явные троцкисты, приверженцы идеи одной супердержавы в мире. Они видят угрозу своей гегемонии в обновлённой России и в Китае, набирающем темпы. Они намерены вести войну с Россией и заявляют о стратегических ядерных атаках. Это безумие, по-другому и назвать невозможно, является явным демоническим воздействием. Нам, православным христианам, необходимо понять то, что в первую очередь мы должны хранить веру во Христа. Как сказано в Писании, «наше гражданство на небесах». Мы должны усердно молиться: «О Боже, спаси народ Твой и благослови достояние Твое».

    

Многие из нас, православных в Америке, делают всё возможное, чтобы сообщить нашим согражданам-американцам правду о том, что наше правительство делает все для того, чтобы спровоцировать Россию на войну. Но нас слишком мало по сравнению с большинством американцев, которые всё ещё склонны безропотно верить всему, о чём говорят им политические лидеры.

Каждому из нас необходимо стремиться обрести благодать и мир Святого Духа, а затем и тысячи вокруг нас будут спасены.

Мы должны всеми силами молиться за мир, молиться о том, чтобы силы тьмы отступили, и чтобы Господь спас людей Своих и благословил достояние Свое. Многие Святые угодники и старцы предупреждали о том, что война уже идёт. Поэтому мы должны охранять свои собственные сердца от ненависти и жажды войны, которые демоны хотят насадить внутри каждого из нас. Преподобный Серафим является нашим руководителем. Каждому из нас необходимо стремиться обрести благодать и мир Святого Духа, а затем и тысячи вокруг нас будут спасены.

- Отец Серафим, большое Вам спасибо за откровенный разговор! Желаем Вам помощи Божией и надеемся, что Вы ещё приедете в наши края.

- Спасибо Вам за Ваши вопросы и за возможность оставаться на связи с моими братьями и сёстрами во Христе, которые живут на сохранённой Богом Российской земле. Очень надеюсь, что приеду к вам вновь и Благодать Божия, которая здесь сохранилась, коснется и меня. Пожалуйста, вспоминайте меня в своих молитвах.

С протоиереем Серафимом Беллом
беседовала Елена Хомулло

http://www.pravoslavie.ru/98062.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Хомулло
«Сильное государство не только боятся, но и уважают»
Генерал Леонид Ивашов о последних событиях в мире
02.12.2015
Все статьи Елена Хомулло
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 20:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06