90 лет одиночества

Почему жители села под Красноярском верят, что восстановление храма - единственный путь к возрождению

0
317
Время на чтение 6 минут
Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Под сводами полуразрушенного храма святителя Николая Чудотворца в селе Большой Кемчуг Козульского района Красноярского края впервые за последние 90 лет снова прозвучали слова молитвы. В воскресенье, 22 мая, по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона состоялся Водосвятный молебен в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

- Богослужение провел иерей Александр Смирнов, священник Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска, - сообщили корреспонденту РП в пресс-службе Красноярской епархии. - На молебне присутствовали не только жители села, но и паломники из краевого центра, а также участники православного молодежного братства имени апостола Фомы, организованного при Иоанно-Предтеченском приходе.

Для жителей Большого Кемчуга этот молебен стал символом надежды на то, что единственный в селе храм все-таки будет восстановлен. Ведь других церквей в округе нет, и верующим приходится уезжать за десятки километров, чтобы помолиться.

Но дело даже не в том, что далеко не у всех есть для этого силы и деньги. Намного важнее, что храм Николая Чудотворца всегда был духовным центром сибирского села, и жители мечтают, что он снова им станет, даст умирающей сегодня деревне новую жизнь.

«Русская Планета» узнала, как был построен храм в Большом Кемчуге, какую роль он играл в духовной и светской жизни этих мест и почему его до сих пор не удается восстановить.

Храм строили всем миром

- Чтобы скопить необходимые для строительства деньги, сельчане решили передать в пользу церкви приносивший неплохой доход перевоз через реку Кемчуг, протекающую через село, - рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Сергей Липатьев. - Они обязались выделить из собственных владений под строительство будущего храма лучший участок земли, «сколько возможно ближайшей к самому селению». А также изъявили желание построить для священнослужителей два жилых дома со всеми необходимыми надворными постройками и одной баней. Чтобы будущий причт храма (священники и церковнослужители. - РП) не бедствовал во время частых в этой местности неурожаев, сельчане предложили выплачивать ему ругу - содержание, не зерном или другими продуктами, а деньгами.

Решение о строительстве каменного храма с одновременным образованием нового прихода в селе Большой Кемчуг было принято в 1838 году.

- Разработка проекта церкви была поручена помощнику енисейского губернского архитектора Петру Шарову - ученику прославленного зодчего Андрея Воронихина, создавшего Казанский собор в Санкт-Петербурге, - рассказывает РП архитектор Олег Михалев. - Перед началом строительства Шаров обследовал участок, на котором предстояло возвести храм, и пришел к следующему выводу: «Место для постройки каменной церкви... есть самое благонадежнейшее, от наводнений временно случающихся в оном селении безопасное».

Шаров создал проект храма с одним куполом и двухъярусной колокольней в стиле позднего классицизма, характерного для русской провинции. Свобода творчества зодчих в тот период была ограничена изданным в 1824 году по высочайшему повелению императора Александра I альбомом «Собрание планов, фасадов и профилей для строения церковных зданий». В этом издании содержались образцовые проекты, разработанные архитекторами Людвигом Шарлеманем и Андреем Михайловым. Но Петр Шаров взял на себя смелость существенно переработать типовой проект. Несмотря на это, в 1842 году замысел был утвержден резолюцией епископа Томского и Енисейского Агапита с незначительными замечаниями.

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае

Храм святителя Николая Чудотворца в Красноярском крае. Фото: Е.З. Гевель/russian-church.ru

Кладка на куриных яйцах

Каменный храм по проекту Петра Шарова был заложен 1 октября 1842 года. Вероятнее всего, строительство велось под наблюдением самого архитектора.

- Моя прапрабабушка рассказывала моей бабушке, а она - мне, что храм строили всем миром, - говорит «Русской Планете» уроженка села Большой Кемчуг Светлана Ивина. - Со всех дворов приносили куриные яйца - их добавляли в раствор, чтобы кирпичная кладка получилась прочной.

Строительство было завершено в 1848-м. Однако двери храма распахнулись для прихожан лишь в следующем году, когда был официально открыт Больше-Кемчугский Николаевский приход. В его состав вошли село Большой Кемчуг и деревни Малиновка, Антоновка, Шарловка и Дубровка.

- В фондах красноярского краевого архива сохранилась опись имущества храма святителя Николая Чудотворца, датированная 1851 годом, - рассказывает Сергей Липатьев. - Из этого документа мы можем узнать, каким был его изначальный архитектурный облик и внутреннее оформление. В нем говорится: «Церковь каменная с таковою же колокольнею построена... иждивением прихожан и боголюбивых дателей длиною десять, а шириною седьм сажен с одним приделом во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского». Дальше дается подробное описание, из чего изготовлены, как окрашены и отделаны двери, полы, окна, сколько их и где. Из этого описания становится понятно, что приоритетом при строительстве был не внешний эффект, а прочность и долговечность конструкции и отделки. Богатством декора отличался лишь высокий предалтарный иконостас - резной, покрытый золотом. Отдельно упоминается, что в нем были «две иконы малого размера в серебряных под золотом ризах, весу в них до десяти золотников, подвешены на ангелах».

Всего через 13 лет после начала строительства, 27 октября 1861 года, храм был закрыт: было «воспрещено отправлять всякие богослужения по случаю полных повреждений».

- Достоверно неизвестна причина, по которой было принято такое решение. Есть предположение, что из-за допущенных при строительстве просчетов стало вызывать опасение состояние несущих конструкций, - уточняет Олег Михалев. - Но мне такая версия кажется сомнительной, поскольку если бы они изначально были спроектированы и построены неверно, то храму вряд ли удалось бы выдержать все испытания, которые выпали на его долю в XX веке. И если бы в здании проводилась серьезная реконструкция, то ее следы легко можно было бы обнаружить, а они отсутствуют. Поэтому вероятнее всего, решение о закрытии было принято из-за кирпичной двухъярусной колокольни церкви. Возможно, пришлось разобрать верхние ее ярусы, поскольку она не имеет характерного завершения из нескольких убывающих по размеру ярусов и шпиля, как у других храмов, построенных по проектам Петра Шарова в Красноярском крае.

Репрессированный причт

В 1883 году после проведенных ремонтных работ богослужения в храме Святителя Николая были возобновлены. С 1852 года в храме велась церковная летопись, поэтому сохранились имена всех священнослужителей, причастных к его жизни.

- В 1916 году в Красноярске была издана книга «Краткое описание приходов Енисейской Епархии», - рассказывает Сергей Липатьев. - В ней упоминается, что при храме святителя и чудотворца Николая была создана довольно большая библиотека, работала церковная школа на 40 учеников.

В 30-е годы прошлого века небогатый храм в Большом Кемчуге постигла та же судьба, что и большинство русских православных церквей: он был закрыт во время борьбы с «опиумом для народа».

- Последним в сохранившемся списке священников храма Николая Чудотворца значится Елисей Стрельников, - рассказывает Сергей Липатьев. - В апреле 1933 года он, как и еще 63 человека, был арестован по так называемому «делу Дружинина» и обвинен в участии в контрреволюционной организации, а также в подготовке террористических актов. Всего через месяц после ареста Елисей Стрельников был осужден особой тройкой ОГПУ на 10 лет концлагерей, где и пропал без вести. В 1958 году был посмертно реабилитирован Красноярским краевым судом.

Имущество храма было разграблено, и вскоре церковное здание осталось не только без внутренней отделки, но даже без окон и дверей.

Все необходимые для исторически достоверной реконструкции храма документы сохранены в архивах. Но из-за нехватки средств работы не начаты до сих пор.

- Восстановление храма для нас - единственная надежда, что Большой Кемчуг будет жить, - признается Светлана Ивина. - Ведь когда-то в нашем селе было несколько тысяч человек, а сегодня и сотня едва набирается. Будет храм - и люди снова потянутся в эти места.

http://rusplt.ru/society/hram-krasnoyarskiy-kray-vosstanovlenie-25537.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Полина Виноградова
«Икона - это чудо встречи со святым»
Хакасский иконописец рассказал РП, как воспринимают святой образ современные люди и почему православная живопись должна быть анонимна
23.05.2016
Свой среди чужих
Священник, работающий с глухими прихожанами, рассказал, почему не слышать сложнее, чем жить в темноте
11.04.2016
Св. Франциск в Гатчине
Какие тайны открывает летом Гатчинский дворец
25.06.2013
Все статьи Полина Виноградова
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35