Вчера в Большом зале Филармонии завершился I международный конкурс композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец», учрежденный «Академией православной музыки» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Министерства культуры.
На церемонии награждения говорили о том, что появление конкурса было вызвано тем, что в репертуаре концертных залов и соборов не хватает современной духовной музыки, в то время как в России наблюдается всплеск интереса к жанру. И часто звучали слова «потребность души». По словам организаторов, в этот раз «Великопостные концерты» посетили более десяти тысяч человек. Концертные программы состояли преимущественно из древних песнопений: все каноническое было создано много веков назад; все лучшее написано русскими композиторами в XIX - начале ХХ столетий. Тем не менее, как показали итоги конкурса, современники сочиняют духовную музыку - с оглядкой или без оглядки на прошлое, без какого-либо заказа, устремляясь в небесную высь. Члены жюри прослушали 297 произведений от двух сотен авторов из разных стран. В результате первую премию решили не присуждать - не получилось достичь единого мнения.
Зачем современные композиторы пишут богослужебную музыку? Перед концертом я задала этот вопрос победителям конкурса в номинации «Духовное хоровое сочинение крупной формы».
Наталия Варламова из Казани, выпускница Нижегородской консерватории по классу композиции, получила вторую премию за сочинение «Тебе, Господи» (песнопения Литургии и Всенощной). Она уверена, что «прежде чем написать духовное произведение, композитор должен понять, что такое православие, пожить этим». Сама Наталия Варламова призналась, что это сочинение рождалось на протяжении многих лет и постепенно созревало с тех пор, как она впервые переступила порог храма в середине 1990-х. На протяжении почти десяти лет она была певчей в храмах Казани и Нижнего Новгорода.
- Духовная музыка не тот жанр, в котором надо самовыражаться. Канон не сковывает, напротив, направляет «кораблик» по верному течению. Чтобы написать церковную музыку, нужно что-то услышать внутри себя, чем хочется поделиться с людьми, с самой собой. Конечно, композитору важна и внутренняя дисциплина. Чайковский говорил: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Мне кажется, лучше всего, когда в церкви звучит средневековое знаменное пение. Но в данный исторический период это невозможно - теперь в церквях исполняется музыка Рахманинова, Бортнянского, Чайковского... Главное, чтобы авторская музыка была направлена в глубь истории, опиралась на традиции.
Наш земляк Дмитрий Данилов, занявший третье место, в свои тридцать два года впервые обратился к жанру Божественной литургии. До того сочинял хоровую музыку на стихи Блока и Вертинского, романсы и песни.
- Я со студенческих лет пою в церковном хоре и давно задумывался о том, чтобы написать что-нибудь в этом жанре. Когда почувствовал, что готов, написал Божественную литургию для смешанного хора. В основном пишу хоровую музыку, я по специальности дирижер-хоровик, работаю с любительскими коллективами, но и сольно выступаю как автор-исполнитель своих песен. Я думаю, авторская музыка может звучать в храмах. Другое дело, что композитор должен принять существующий веками канон как точку опоры. Сейчас у композиторов духовной музыки огромный спектр возможностей - можно опираться на традиции древних распевов или даже на авангард ХХ века.
Приз зрительских симпатий (голосование проходило в феврале во время общедоступных концертов в Малом зале Филармонии) достался самому юному финалисту конкурса - двадцатидвухлетнему Ивану Титову из Могилева. Студент второго курса Белорусской государственной академии музыки, талантливый пианист представил на конкурс «Стихиры, поемые на каноне молебном ко пресвятой Богородице».
- Мне хотелось сделать что-то полезное для церкви, - признался Иван. - Человек, который впервые пришел в церковь, например, в какую-нибудь деревянную церквушку в деревне, скорее всего, ничего не поймет из того, что там бабушки поют. Будет лучше, если прежде он прослушает там же концерт - православные песнопения в любом случае трогают душу, в чем-то меняют человека. Мне текст молитвы подсказал, какой должна быть музыка. Это мое первое серьезное сочинение... Это хорошо, что теперь в храмах возрождается знаменное пение. Я считаю, что авторские произведения не должны звучать во время богослужений - только на концертах. Мне кажется, под литургию Рахманинова неудобно молиться... Другое дело, когда мужской хор поет древние песнопения - спокойная, простая мелодия, нет этой бесконечной полифонии.
Другие награды распределились следующим образом: в номинации «Миниатюра» сразу две премии получил Алексей Захаров, регент, преподаватель СПбГУКИ. Первую премию за миниатюру заслужил москвич Алексей Ларин, а его коллега Владимир Беляев (Люберцы) разделил второй приз с Алексеем Захаровым.
В завершение вечера было объявлено, что II международный конкурс «Роман Сладкопевец» состоится в 2014 году и будет посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10287616@SV_Articles