- Каким был ваш путь к вере?
- Я вырос в Баку. У нас летом жарко, поэтому дети спали на балконе. Мимо
нашего балкона иногда проносили мёртвых людей в гробах. И я подолгу
потом смотрел на небо и думал о том, что такое смерть, есть ли
бессмертие и Бог. И о том, что, если человеческие отношения, которые
возникли на земле, не переходят в вечность, тогда всё это вообще не
имеет никакой ценности.
В моей семье все были атеисты, кроме бабушки. Она была мусульманкой. А
мой интерес к православию возник так. В центре Баку был православный
храм, и я, когда шёл в центр города, заходил в него просто из
любопытства. Но мне всегда становилось там хорошо. Тогда на свои
карманные деньги я стал покупать свечки и ставить их к иконам. Я ничего
не понимал, но душа моя тянулась к Богу.
- Когда же пришло понимание?
- Наступил очень тяжёлый момент в жизни. Это произошло, когда рухнул
СССР. Всё на наших глазах начало разрушаться. Моя семья тоже была
вынуждена уехать. И вот тут вдруг я понял, что если не крещусь, то умру.
На момент крещения мне было 42 года.
- В каком храме это было?
- Я крестился и венчался в храме Преподобного Сергия в Крапивниках. Это
мой самый любимый храм. Он построен в ХVI веке. В нём есть уникальная
святыня - знаменитый Кийский крест, который является точной копией
Креста Христова. Он выполнен из кипариса, которому более 3 тысяч лет, и
содержит в себе частицы мощей 300 святых угодников.
Успеть спастись
- Случались ли в вашей жизни чудеса?
- Они бывают каждый день. Разве не чудо, что я, азербайджанец, бывший
член КПСС, вдруг оказался в лоне Церкви? Или такой пример. Когда вышла
моя книга «Тайна русского слова», мне позвонила моя редактор и сказала,
что Департамент образования города Москвы рекомендовал эту книгу для
изучения русского языка в школах. Ещё одно чудо произошло, когда
представители журнала «Шестое чувство» прочитали мой рассказ «Видеть
Христа». Они не только опубликовали его, но и сразу сделали меня
литературным редактором, хотя у меня даже не было опыта. По-своему
чудесно всё, что связано в моей жизни с русским языком, который и сам по
себе самое большое чудо.
- Почему?
- Каждый язык содержит в себе представления о Боге. Но русский язык -
это особый случай. Он неразрывно связан с православной верой. Порой даже
самое обыденное слово несёт в себе сакральный смысл. Например, в
русском языке слово «пол» означает «половина». Мужчина и женщина в
божественном смысле - две половинки одного целого. Или, например, слово
«поцелуй». В нём таится призыв к целостности человека. Слово «цель»
олицетворяет извечное стремление к целостности. Пожелание успеха
означает «успеть спастись и попасть в рай». Невеста - это та, которая не
ведает греха, а ведьма, наоборот, ведает. Этот список можно продолжать
бесконечно. Русский язык повествует нам об Иисусе Христе. Как говорилось
в Евангелии от Матфея: «Имеющий уши, да услышит!»
Перемена участи
- Судя по вашей истории, язык может менять судьбу человека, его личность?
- Да. Без русского языка я бы не был собой. Интересно, что многие
иностранцы приходят к вере благодаря изучению русского языка. Например,
Владимир Даль был немцем, всю жизнь занимался составлением словарей.
Русский язык стал для него родным, и умер он как русский человек. За
несколько лет до смерти Даль принял православную веру.
Язык - это и фактор национальной безопасности. Шишков говорил, если
хочешь уничтожить народ, надо изменить его язык. И когда из языка
изгоняются исконно русские слова, то мы изгоняем Христа из нашей жизни.
Слово, лишённое русских корней, лишается смысла, действующего на душу
человека. Вот сравните: киллер и душегуб.
- Какие евангельские слова вам наиболее близки?
- В моём любимом Евангелии от Иоанна есть очень важные слова: «боящийся
несовершенен в любви». Это значит, что не надо ничего бояться. Любовь
изгоняет страх. Также полюбились мне такие слова из молитвы: «Господь
хочет всем спастися и в разум истинный прийти». То есть Господь хочет,
чтобы все спаслись, и Он каждому даёт шанс. Господь и меня умудрил, как
творить доброе дело. Как Он это делает? Великая тайна.
Анна Игнатьева