Воспитание ребенка в страхе Божием и благонравии

Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым

0
1174
Время на чтение 10 минут
На тему воспитания ребенка написано много книг и статей. Каждая книга и научный труд направлен на выявление методических средств, которые смогли бы культивировать в ребенке нравственные ценности, любовь к жизни, к семье, родине, осознанию долга и патриотизма. Намного сложнее обстоит задача воспитания детей перед верующими родителями. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели - дело ума и воли...Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии - долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве. Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших». Как взрастить в ребенке любовь к Богу и Церкви? Какие слова и поступки могут зажечь в маленьком ребенке огонек веры? Как сделать так, чтобы пребывание ребенка на богослужении было для него местом радости, а не мучения и насилия над волей? На эти многие другие вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.  

Будут ли дети академиками, футболистами, - не играет никакой роли, только одно: будут ли они детьми Отца Небесного. Если эта задача не выходит из нашей головы и сердца, то достигается: ребенок вырастает христианином.

- Здравствуйте, о. Дмитрий! Хотели побеседовать с вами для сайта Православие. Ру на тему «Воспитание ребенка в страхе Божием и благонравии», по Тихону Задонскому.

- Начало премудрости - страх Божий (ср. Пс. 110,10).

- Первый вопрос - как воспитать в ребенке веру и любовь к Богу и как сделать так, чтобы пробудить в нем интерес к Церкви?

Дети имеют огромный интерес к тому, к чему имеют интерес их отец и мать

- Все психически нормальные дети имеют огромный интерес к тому, к чему имеют интерес их отец и мать. Поэтому, если отец имеет неподдельный интерес к Отцу Небесному, к тому, чтобы Ему угодить, к беседе с Богом и Его угодниками, если он делится этим - тем, что переполняет его жизнь, - с детьми, - дети будут это активнейшим образом воспринимать, и это останется с ними навсегда. Я это из своего опыта знаю: те отдельные слова, которые мать говорила из Евангелия, я запомнил навсегда, и когда уже осознал важность этого, я очень старался всегда этому следовать. Когда было искушение немножко поступить не так, сразу голос матери - очень интересное явление. И потом - поступки: на моих глазах отец совершал несколько христианских поступков, и они оказали на меня сильнейшее воздействие. Сильнейшее. А это главное в воспитании, оно так происходит даже у других млекопитающих. Но так как здесь мы имеем задачу познакомить ребенка с нашим Отцом Небесным, тут и ответственность больше, и больше надо внимания уделять. Я даже однажды участвовал в проекте пересказа для детей Евангелия. Мы издали эту книгу на приходе, для того чтобы рассказывать детям о Христе. И вот я помню, когда мое дитя было еще маленьким, не умело еще читать, - она каждый день ждала, как я буду ей рассказывать, она очень любила один эпизод и каждый раз просила: «Ты, пап, расскажи, как Он ходил по воде!» И я рассказывал, что вот было море, и апостолы плыли на другую сторону в такой большой лодке, а Христос остался на берегу молиться, и потом на море поднялась буря. И апостолам, хоть они были рыбаки, сделалось страшно: не утонут ли они? Очень часто раньше так бывало, что многие моряки не умели плавать, пользовались только транспортом. И Христос, помолившись, решил прийти с ними вместе в ту точку на другой стороне Генисаретского моря, потому что если бы Он шел в обход, Он шел бы целую неделю, и Он решил пойти напрямую, а этот путь по прямой - это был путь по воде. И когда Он подходил к лодке, они, когда увидели Его, еще больше испугались, потому что решили, что Он был призрак, и так далее. И я это рассказывал на разные лады: и какого цвета была вода, и как луна скрывалась в облаках, а потом выходила, какой был свист ветра, и как кричали птицы, которые боялись, что не долетят до берега, - каждый раз вот так что-нибудь придумывал, и вот такая идея родилась. И с одной писательницей мы составили проект, иллюстрации были там хорошие, и даже потом эту книжку перевели на японский язык.

Когда два человека, христиане, вступают в брак, у них есть одна только задача: это создать домашнюю церковь, в которой священником является отец, дьякон - во всем ему помощник - это мать, а дети - это тот народ, который даст Бог, для того чтобы они этот народ воспитали в христианстве. Все остальное неважно. Будут ли дети академиками, футболистами, - не играет никакой роли, только одно: будут ли они детьми Отца Небесного, будут ли любить Иисуса Христа. Это главная задача, ей должно быть посвящено все: и убранство дома, и школа, которую мы выбираем, и специальность, которой мы их учим, и книги, которые мы им читаем, и память о том, что дети все время на нас смотрят и учатся. И если эта задача не выходит из нашей головы и сердца, то достигается: ребенок вырастает христианином.

- Спасибо, отец Дмитрий. В силу возрастных особенностей родители иногда не могут подобрать слов о Боге, о Церкви, о таинствах. Иногда мы слышим ужасные вещи: «Ну, возьми ложечку в ротик, тебе дадут вареньица!» Очень это болезненно воспринимается и обществом, и окружающими. Когда с ребенком нужно говорить на эти темы?

- Можно говорить еще со времени беременности. Дети запоминают все. Запоминают как притчу, а потом в течение своего взросления они осмысливают это. Дети иногда даже употребляют слова, которых они не понимают, но они их запомнили. Мама гладит свой животик и говорит: «Ну, сейчас мы пойдем в церковь! Сейчас мы с тобой помолимся, послушаем, как хор поет «Господи помилуй», а потом мы с тобой причастимся Святых Христовых Тайн». Не надо никакого «вареньица», а то человек будет путать церковь с кафе «Лакомка»!

- Когда в духовном воспитании необходимо принуждение?

- Принуждение не нужно, нужно понуждение. Не нужно ни принуждать, ни подкупать, потому что все равно цель будет другая (например, чтобы самокат ему купили), - это совершенно не годится. А понуждать можно. «Ну, что ж ты ленишься? Забыл? Я ж тебе говорил, нужно ложиться спать - завтра рано вставать! Ну что, мы все в храм пойдем, а ты один хочешь остаться? Если оставим тебя одного, а ты будешь плакать, за тобой придет тетя из опеки и заберет тебя!»

- Как должна выстраиваться домашняя и церковная молитва с детьми?

- Церковная - зависит от того, насколько ребенок способен пребывать в церкви. Поэтому в одном случае нужно приводить его к «Отче наш», в другом случае - на евхаристический канон, а там потихонечку и ребенок вырастает, и его пребывание в церкви растет. Нужно из богослужений выбирать самые важные, яркие моменты - дети смотрят с большим интересом. Потому что в каждом человеке живет фарисей, а фарисей - он не только лицемер, он еще и лентяй. Он не хочет думать (мне очень нравится выражение «включать голову»), потому что думать - это очень трудно. Поэтому очень многие дети и не хотят учиться, потому что это трудно, лучше хихикать, лучше бегать - мы же не увидим мальчиков, которые вдруг валиком красят подъезд, но увидим мальчиков, которые жгут кнопки в лифте. Как какая-то гадость, так дети. На пол плюют, стены пачкают всякими надписями, уродуют дома, остановки, другим людям приходится тратить деньги, все это закрашивать, дома стоят все в заплатках. Они еще не понимают - красиво, некрасиво, - они просто привыкли всюду гадить, над всем издеваться, все портить, потому что родители совершенно не внушают им мысли о красоте, не водят ни в Третьяковку, ни в музей Изящных Искусств, думают - а, в школу сдали, теперь она сама! Это глупо, школа же не может воспитать человека! Поучаствовать как-то на свои 3-4% - это она может, но в основном все семья дает. Поэтому нужно трудиться, читать, не можешь детям объяснить - найди книжки, почитай, пойди в библиотеку, побеседуй с умными людьми, посмотри в храме - у кого дети воспитанные, напросись в гости, спроси: «А можно мне с вами посидеть, чайку попить, я вот халвы принес, посмотреть, как они?» Нужно все время этим заниматься.

- Существует такая проблема, когда дети верующих родителей, с детства находящиеся в Церкви, повзрослев, уходят оттуда. На каком этапе произошла ошибка родительская?

- На таком этапе, когда отдали в школу и забыли. На этом этапе. И постепенно происходит такой феномен: главным воспитателем ребенка и авторитетом для него становится не учитель, не директор, даже не тренер, не отец, не мать, а кто? - Класс! В классе верховодят обычно отнюдь не самые умные, отнюдь не самые воспитанные, не те, у кого академическая успеваемость 100%, - наоборот. И они задают тон и в классе, и в школе, и на улице. Люди, которые проявляют свое антивоспитание: хамство, грязная лексика, насмешки, вчетвером бить одного, - бесконечно дразнят, бесконечно обзывают, - то есть это сплошное истязание. И если дома ребенок не находит никакой поддержки, если родители не видят, что с ним что-то происходит, - а ребенка надо защищать от этих уродов, - то ребенок начинает понимать, что вот это такая жизнь, и он сам становится таким. Он начинает пробовать, выбирает слабое звено, - обычно это бабушка, - а потом дальше-дальше, вплоть до отца. Еще отец рявкнет и даст по затылку, - а он не знает никаких педагогических приемов, никогда не интересовался, - и ребенок начинает его обходить, и контакт полностью прекращается, и все воспитание христианское - оно разрушено. Он отца воспринимает как источник боли, оскорбления, унижения, и все, что с папой связано, - Церковь, - это уже все. Причем вникнуть - он же не вникал никогда, ему никто ничего не говорил ни о Христе, ни о Евангелии, ни о святых, вообще ни о чем! Можете сами обратить внимание: приходишь в церковь - ребенка все время толкают: «Сложи ручки», «Поцелуй», «Стой здесь», «Иди туда». Что родителям надо? - Им надо соблюсти какие-то странные ритуалы, смысла которых он не понимает.

- Церковный формализм - это тоже очередная проблема. Из-за долгого пребывания ребенка в Церкви у него пропадает благоговение к святыням.

- Как это - откроешь глаза, а Бога нет? И куда идти? И какой смысл в жизни?

- Такого у меня не было никогда. Я помню - когда меня бабушка водила причащать в детсадовском возрасте, мне было страшно. И этот церковный запах ладана, очень необычный, на меня действовал, и все блистало золотом - такого нигде не увидишь, потом куда-то ведут - это подводили к амвону, а потом уходили по солее, - и я это помню, как бабушка меня раза два-три водила, бабушка очень была набожная, она дочка священника была. Что-то она обязательно мне говорила. Или ее сестра, Марья Семеновна, - тоже на меня действовала. Когда я усну - а мы спали с ней в одной комнатке, - она сядет на кровать и начинает вечерние молитвы наизусть читать, обращаясь лицом к иконам. Такая вот хорошая бабушка, она замуж никогда не выходила, кончила Институт благородных девиц, думала даже по-французски, так их воспитывали, всю жизнь работала в детском саду музыкальным работником: там учили на фортепьяно, и это дало ей на всю жизнь кусок хлеба. А прожила она почти 90 лет. Ее образ тоже воспитывал. И вот такие отдельные впечатления - от слова «впечатывать». Я никогда не видел, чтобы кто-то, кроме нее, читал вечернюю молитву. И бабушка крестила меня на ночь. Потом я приезжал к маме и просил ее: «Перекрести меня», а потом и братья стали просить. Осеняет мать ребенка крестным знамением на ночь - это же величайшее дело, это десять секунд, и как-то детские страхи уходят. Так мы и вырастали. Я никогда не был неверующим и не знал, что чувствует человек неверующий. Я б, наверное, с ума сошел. Как это - откроешь глаза, а Бога нет? И куда идти? И какой смысл в жизни? Зачем нужна справедливость, зачем добро? Тогда надо только смеяться, издеваться, ножку подставить - человек упал, а ты смеешься, и бесконечное обзывание друг друга.

Ребенком я размышлял о Боге. Сам что-то думаешь, что-то иногда спросишь у взрослого, потом еще думаешь...

- Современные приходы пытаются организовать для маленького ребенка свой уголок, где он сможет играть, пока взрослые молятся. Не помешает ли это личной встрече ребенка со Христом?

- Нет, хорошо, когда есть такая вещь. У нас тоже такая летняя детская площадка, и был план, чтобы и в холодное время года была комната, где можно энергию выпустить, кому это надо. Но нужно, чтобы в какой-то момент отец, в крайнем случае мать приходила и брала за ручку: «А сейчас пойдем помолимся. Евангелие прочли, пойдем теперь».

- И последний вопрос - как в верующей семье должна выстраиваться проблема полового воспитания? Об этом мало говорят, и как должна выстраиваться беседа?

- А это же все происходит эволюционным и естественным путем. Если ребенок начинает о чем-то спрашивать, ему надо отвечать, причем отвечать без сюсюканья, но на его уровне. Ребенку не обязательно давать весь физиологический разрез, совсем нет. Вообще, преждевременная информация очень травматична психически, бывает, дети даже с ума сходят. По-моему, в Ярославской области, когда прошла такая новация, количество венерических заболеваний среди школьников, по-моему, в два раза увеличилось. Сразу полезли аборты среди школьниц, совершенно юных, лет 14-15. Такие беседы в Америке происходят, и там количество абортов среди школьниц в 10 раз выше, чем в России. Никогда такой вопрос у нас не стоял при воспитании, это все происходит естественным путем, по мере взросления человека он проявляет интерес. Но сейчас, конечно, есть такая убийственная для души машинка, может, слышали - называется Интернет. Там любой школьник может во всех наигнуснейших подробностях этого всего наесться. Вот. И эта преждевременность, скорее всего, разрушит или отравит веру, отравит для ребенка возможность создать свою семью, отравит возможность читать литературу, вырастишь циника - это такая самоизмышленная пагуба, которую придумали взрослые люди. Чем дольше от этого ограждать людей, тем лучше, поэтому школа - тоже весьма вредное учреждение. Школа создавалась не для этого, но ее используют.

- Батюшка, последний вопрос: затронули тему Интернета. Интернет - это сеть. Если в нее вляпались, потом уже сложно выбраться, и многие родители, даже православные, говорят: «Я не могу своего ребенка заставить читать, он целыми сутками сидит в Интернете», что тут можно посоветовать?

- Ну, во-первых... «Мой ребенок пять лет употребляет героин, что посоветуете?» Тут можно посоветовать только: «Гроб покупай, пока дешевый, и на балконе поставь». Советовать нужно до того, как собираешься выйти замуж: как я выбираю супруга, супругу - желает ли этот человек создавать домашнюю Церковь, знает ли что-нибудь об этом, пьет ли вино, курит ли табак, нет ли в роду алкоголиков. Даже сочинения его можно почитать - что у него там в голове? Какие книжки читал, в какой храм ходит, какому священнику исповедуется, побеседовать с ним и так далее. Если мать, выходя замуж, ни одной книги не прочла про воспитание детей, и вот она приходит, когда ребенок уже в подпольном казино все деньги просаживает, воруя из дома: «Что мне теперь делать?!», - ну, это уже психическое заболевание! Некоторые дети за компьютером УМИРАЮТ во всем мире, от истощения, потому что это наркомания, ее лечат в стационарах наркологи, на это уйдут годы, а вот подсесть на это можно за два месяца! «Он у меня курит «Спайс», что мне теперь делать?!» - ну где ты, голубка, была? Что тут делать? Ну, постарайся перекрыть каналы добычи, думай! Твой же ребенок! Все хотят готовое решение! Мы сейчас живем в таком мире, где никто никому не нужен! Как в Америке говорят: «Что ты мне со своими проблемами?»

- Большое спасибо, о. Дмитрий, за беседу!

С протоиереем Димитрием Смирновым
беседовал Никита Попов

http://www.pravoslavie.ru/99765.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Никита Попов
Все статьи Никита Попов
Дмитрий Смирнов
Все статьи Дмитрий Смирнов
Последние комментарии
Новый «разворот сибирских рек»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2025 06:06
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2025 05:59
Идеи и загадки идеологической секции ВРНС
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2025 01:35
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Джин
19.11.2025 00:00
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас ещё много времени
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.11.2025 13:07
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
Новый комментарий от РомКа
18.11.2025 10:28