- Я бы так не сказал - «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала тяжелым бременем. Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва - это общение с Богом: мы ее читаем перед вкушением пищи, перед началом доброго дела всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы - Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва - это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться.
Или еще иногда бывает такое. Духовник наказывает человека, дает епитимью: «С сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «В наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность - молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать!
Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером.
Вопрос от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает, где. Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками? Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.
- Мы совсем недавно говорили на эту тему: как и где найти духовника. Не ищите духовников, друзья мои. Читайте Евангелие, наследие святых отцов, и там вы найдете все-все ответы на вопросы, которые вас волнуют.
Что касается жены, которая не хочет и не торопится воцерковляться, видимо, она действительно не готова, не может понять, зачем это нужно. Человек должен понять, что это здорово, это важно - иметь общение с Богом и жить такой жизнью. Время настолько быстро летит, жизнь настолько быстро проходит! Мы просто не понимаем и не осознаем, что потерянные минуты, час, или день уже никогда не возвратятся. Мы никогда не сможем компенсировать или возвратить то, что уже прошло. Совершенно не случайно говорят, что время - самое драгоценное для человека, что есть на земле.
То, что жена хочет повременить, не хочет пока ходить в храм, исполнять что-то - это ее выбор. Богу не нужны рабы, которые неразумно подчиняются чему-то, Господь ждет наше сердце сокрушенное и смиренное, Он ждет, когда мы сами пожелаем к Нему прийти. Ему не нужны невольники, а нужны доброхоты, кто желает посвятить себя служению Богу. Видимо, ваша благоверная супруга еще не поняла этого, может быть, ей никто не объяснил, насколько это важно и полезно, в первую очередь, для нее, для семьи, для сохранения единства духа в семье, чтобы в вашей семье было благочестие, благоволение Божие и благословение Божие. Это же ничего плохого не несет, а только хорошее и доброе.
Вопрос телезрителя из Кургана: «Почему много религий? Вроде Бог один, а религий много. Кто такой Иегова?». Иван из Рязанской области спрашивает: вообще, что такое Бог?
- Наверное, на вопрос Ивана проще всего ответить. Святой апостол, евангелист Иоанн Богослов очень кратко и четко ответил на этот вопрос: Бог есть любовь. Наверное, из всех живущих он первый, кто вот так охарактеризовал Бога, дал имя Ему: Бог - это любовь. В действительности это вопрос сложный, и на него однозначно ответить нельзя.
Что касается множества религий, мы знаем, что религия только одна - она богооткровенная. Религия, если хотите, - это союз человека с Богом. И люди всегда стремились к этому союзу, особенно после грехопадения прародителей Адама и Евы и их изгнания из рая, они ведь еще помнили, как они в раю общались с Богом. А потом, по мере того как люди совершали преступления, прегрешения, они все дальше и дальше уходили от Бога. Эта связь нарушалась, утрачивалась по мере грехопадения человечества.
Но все равно в каждом человеке есть совесть - голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая союз с Богом, все равно как-то пытались найти к Нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей - каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный.
В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная - это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы - члены Православной Церкви. Наша религия - богооткровенная.
Есть другие, естественные религии. Например, буддизм. Язычество - тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог - это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся.
В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле они являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение?
Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете (в Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына»). «Знаем также, - говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, - что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаем из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.
У телезрительницы из Москвы произошла трагедия - два года назад умер сын. До сих пор она не может справиться с тоской, живет воспоминаниями. В чем найти утешение?
- Мы уже говорили на подобные темы, и, конечно, лучшего утешения, чем пребывание в храме, молитва, мы нигде не найдем. Поэтому рекомендую чаще ходить в храм: здесь и молитва церковная, и Господь посещает, потому что где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. И Он утешает. И, конечно, нужны дела милосердия, чтобы вы делали людям хорошее и доброе. Это будет отвлекать вас внешне, вы поймете, что жизнь не остановилась со смертью вашего сына. Потому если вы действительно хотите своему сыну сделать что-то хорошее, доброе, творите дела милосердия, любви. Ради спасения его души помогайте людям. Молитесь, приходите в храм. Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете. Там будет и молитвенная помощь всей Церкви, и Господь будет посещать Своею благодатью. Поэтому хочется вам пожелать помощи Божией! Не впадайте ни в отчаяние, ни в уныние, ни в тоску - это губительно.
Телезрительница из Ростовской области недавно побывала в Оптиной пустыни. Когда приехала домой, естественно, стала всем рассказывать о том, как там все замечательно, прекрасно, какая благодать! А ей сказали: «Не рассказывай! Нельзя - благодать уйдет».
- Кроме как суеверием, это нельзя назвать. Посмотрите, какой враг рода человеческого хитрый! Ведь вы же рассказываете о монастыре, о том, как вам там понравилось. Если хотите - это проповедь - рассказ о монастыре, о благочестивой жизни насельников. А что враг? Под каким хорошим соусом преподносит: «чтобы не растратить благодать - молчите, не распространяйте эту благую весть». Раз - и рот закрыл под благочестивым предлогом! Ничто не изменилось со времени искушения Евы. Вспомните, как дьявол искушал Еву: «Он запретил вам. Да Он просто не хочет, чтобы вы, вкусив этот запретный плод, стали богами». Вот как все перевернул.
Так и здесь. Это суеверие. Продолжайте рассказывать, хвалите имя Господне, и все будет хорошо. Не бойтесь врага. Это враг навевает такую мысль людям.
Вопрос телезрителя из Самары: «Надо ли брать благословение перед началом дня у родителей?».
- Если в семье есть такая традиция, то почему бы и нет? Можно взять.
Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Почему нельзя в храме ставить свечи, купленные в другом храме?».
- Свеча - это наша жертва на храм. А если вы приобрели свечу у бизнесмена или самодельщика, то вы для него поработали, а не для Церкви. Конечно, свеча - это символ того, как должна гореть наша молитва, но это и жертва на храм.
Если в другом храме свечи дешевле...
- Если дешевле - это выгода. Поэтому, если вы хотите пожертвовать на храм, то лучше просто положите копеечку на общую свечу или купите ее в этом храме. А если вы покупаете в другом месте, то не жертвуете на данный храм.
Телезрительница из Санкт-Петербурга больна. Можно ли читать Евангелие лежа в постели?
- Если человек болен, не встает, то можно читать и сидя, и лежа. Лучше читать лежа, чем вообще не читать.
Вопрос телезрительницы из г. Заполярный Мурманской области: «Если ребенок делает что-то не так, нужно промолчать или одернуть его?».
- Ребенка надо воспитывать, одергивать не надо. Можно по-разному одернуть, можно по-разному сделать замечание, а родители должны показывать детям свой хороший, добрый пример.
У телезрительницы из Костромы умирает мама, находится в очень плохом состоянии. Мама крещеная, но раньше никогда не ходила в храм. Можно ли ее соборовать?
- Я и нашим священникам часто говорю, и мирянам тоже рассказываю, что таинство Соборования (или таинство Елеосвящения - так оно официально именуется) совершается над человеком, который болен, уже не в состоянии встать, но находится еще в раннем или среднем возрасте, и мы молимся, чтобы Господь поднял его с одра болезни, исцелил. Если человек уже на смертном одре, и мы прекрасно понимаем, что ему скоро надлежит перейти в загробную жизнь, то в этом случае таинство Елеосвящения не совсем правильно совершать. В этом случае надо стремиться совершить таинство Покаяния, чтобы человек вспомнил что-то недоброе, плохое, принес покаяние, чтобы священник прочитал разрешительную молитву, чтобы Господь простил ему все согрешения вольные и невольные, и потом причаститься Тела и Крови Христовых, - вот это чрезвычайно важно.
Так что для тех, кто уже на смертном одре, нецелесообразно совершать таинство Елеосвящения. Мы же понимаем, что человек скоро умрет, он уже в стадии перехода, а мы говорим: «Нет, Господи! Ты подними его с одра болезни». Сама молитва не соответствует этому состоянию человека. Поэтому для умирающего правильнее будет совершить таинство Покаяния и причастить его. Можно почитать ему Псалтирь, Священное Писание, чтобы человек не находился в таком тяжелом состоянии. Надо чаще с таким человеком общаться, и лучше всего не просто празднословить о ком-то или о чем-то - на одре лежащему, готовящемуся к переходу в вечную жизнь лучше всего почитать Евангелие. Садитесь с ним и читайте главы подряд, насколько есть силы, возможности, время и настроение.
Телезрительница из Волгограда спрашивает, как подавать милостыню. У нее сомнения, ведь среди нищих попадаются и пьяницы, и всякие другие люди.
- Я вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, который говорил, обращаясь к своей пастве: если вы знаете, что этот человек, которому вы сейчас дадите копеечку, ее точно пропьет, - не подавайте; если вы подадите, зная, что он ее пропьет, то становитесь соучастником его пьянки. Но это о тех, о которых люди уже знают, что они пропьют.
А если мы, проходя мимо людей, которые просят милостыню, начнем рассуждать: «подавать или не подавать», то будем уже совершать суд над этими людьми. Хотим мы или не хотим, но мы их судим: пропьет - не пропьет, продаст - не продаст, отдаст - не отдаст... Не совершайте суд.
Я вспоминаю одного человека, который подавал людям милостыню, а его близкий друг ему говорит: «Зачем ты им подаешь? Они же не нуждаются или пропьют». И он ответил: «Я не буду их судить, пусть их Господь судит. Я делаю то, что я должен делать. Для меня лучше и легче подать. Я ведь тоже могу оказаться на их месте в любой момент - от сумы и от тюрьмы не зарекайся. И я могу в любой момент, как и они, просить милостыню. Так лучше я буду раздавать, чем просить. Я не буду судить людей, я им просто подаю. «Господи, я ради Тебя подаю, ради Христа. Примите ради Христа». А суд над ними я не хочу совершать. Пусть Господь их Сам судит».
Поэтому не судите. Но если вы знаете, что кто-то из ваших близких или знакомых точно пропьет, тогда давайте ему продукты. Я иногда это советую, а мне потом люди рассказывают, как они спрашивали: «Хочешь, мы тебе хлеба дадим, покормим? Ты просишь милостыню, тебе надо на хлебушек, пойдем, я дам тебе хлеба», а человек говорит: «Нет, мне хлеба не надо, дай денег». - «Ах, если тебе хлеба не надо, а надо денег, тогда иди и зарабатывай». Так что, если у вас есть возможность такого общения, тогда поговорите, если вы знаете, что человек недобросовестно просит.
Ко мне как-то раз, еще в Рязанском епархиальном управлении, подошел человек и говорит: «Батюшка, помоги». Я ему ответил, что мы не подаем возле епархиального управления, и спросил: «А что Вы хотите?». Он говорит: «Батюшка, мне кушать не на что, подайте». - «Если Вы кушать хотите, сходите вот сюда, в монастырь, скажите, что я благословил, Вас там покормят». Он ответил: «Я не пойду туда. Мне надоела уже эта гречка, там все время угощают гречкой». - «О, брат! Ты еще и разборчив, так ты, оказывается, не голодный!». - «Не хочешь подавать, ну и не надо», - повернулся и ушел.
Но есть люди, которые действительно нуждаются. А есть люди, которые нуждаются, но стесняются просить. Поэтому я в таких случаях часто вспоминаю святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который еще в юности своей искал нуждавшихся. Именно поэтому Господь дал ему особый дар - помогать людям, потому что он при жизни своей искал таких людей - не ждал, когда к нему обратятся, а сам искал и помогал. Вот в этом, наверное, заключается очень важная составляющая совершения дел милосердия.
У телезрительницы из Краснодара сложная ситуация: у нее очень тяжело болеет дочь, и ей сказали, что если сменить имя девочке, то она поправится. Так ли это? Даже советуют перекрещиваться - есть и такие случаи.
- Это суеверие, глупость. Не делайте этого, потому что это ничего не даст ни вам, ни вашим близким. Свойственно человеку болеть, у каждого будут какие-то трудности, печали, скорби. Но перекрещивать - это суеверие, какой-то магизм: «Сейчас я это изменю, и все пойдет хорошо». Не будет такого. Не делайте этого.
Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Есть ли у Церкви больницы для душевнобольных?».
- Я не слышал, но знаю, что наши священники, монахи окормляют такие больницы в городах и других поселениях.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Можно ли поминать людей, которые не ходят в храм, хотя и крещены?».
- Можно, конечно, и даже нужно.
Телезрительницу из Брянска бросили дети. Что делать?
- Могу только посочувствовать. Вот мы и говорим, что детей надо воспитывать с самого раннего возраста, и воспитывать так, чтобы они вас не бросили. Теперь остается только молиться за них. Не хочу осудить ни вас, ни кого другого, но, видимо, были ошибки в воспитании детей. Кто воспитывает хорошо, тех дети не бросают. Могу только посочувствовать.
Вопрос телезрительницы из Белгорода: «Как поминать человека по имени Станислав?».
- Межсоборное присутствие работает в этом направлении, чтобы определиться с именами. Православного имени такого нет. Конечно, молиться за человека надо, если он крещеный. Но тем, кто крестил, или тому, кто приходил креститься, надо было запомнить, с каким именем его крестили. В Католической Церкви есть имя Станислав. Православных святых с таким именем нет. Но есть имя похожее - Стахий. Спросите у самого Станислава, с каким именем его крестили.
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-2-fevralya
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-26-yanvarya