Несколько недель назад я была на дне рождения у подруги. Разговорилась с двумя ее друзьями - из тех, которых довольно часто встречаешь на вечеринках: коренные голландцы левых взглядов, люди творческих профессий, живущие в Амстердаме. Эта пара вполне могла бы быть и моими друзьями. Мы болтали о нашей работе, о барбекю, как вдруг разговор зашел о христианах. «Неужели ты можешь быть такой темной? - бросила девушка. - Ты же не веришь во все эти сказки про гномиков. Если в наше время ты придерживаешься христианских взглядов, то наверняка у тебя что-то с головой».
Вероятно, была затронута больная для моей собеседницы тема. Парень рядом с ней кивнул в знак согласия: «Да, тогда, действительно, ты не совсем в порядке». Недавно по работе ей пришлось иметь дело с группой христиан, продолжала моя собеседница. Они попросили ее в их присутствии пореже ругаться матом и не произносить «Господи Иисусе!» как междометие. Она засмеялась: «Я бы попыталась, но всё равно ничего не вышло бы. Ну и дурацкая же у них вера».
Замените в этой беседе слово «христиане» на «мусульмане» - и разговор окажется совершенно невозможным. Никакому уважающему себя человеку левых убеждений и в голову не придет сказать что-либо подобное! И даже если кто-то выскажется так под влиянием алкоголя, его тотчас же прервут: «Да как ты смеешь?!»
В начале мусульманских постов мои неверующие знакомые неизменно постят в Фейсбуке и Твиттере: «Рамадан карим», а перед Ураза- или Курбан-байрамом - «Ид мубарак». На Пасху, однако, поздравления не столь сердечны. Обычно пасхальные сообщения в соцсетях - это насмешка и издевка или же что-нибудь вроде истории о распятом на кресте пасхальном кролике.
И это не только мой личный опыт. Партия «GroenLinks» (Голландская партия зеленых) с завидной верностью рассылает поздравления каждый раз, как приближается какой-либо исламский праздник, но никогда не делает этого, когда празднуют что-то христиане. Таким известным христианам, как Марианна Тиеме[1] и Беатриса де Грааф[2], неоднократно приходилось объясняться и оправдываться в своей вере в средствах массовой информации, и прежде всего потому, что этого требуют от них левые интеллектуалы. Вот и в недавней публикации этого издания актер и телеведущий Эрик ван Майсвинкел требовал от Герта-Яна Сегерса, члена партии «Христианский союз» (ChristenUnie), «отчета» в его вере и дразнил его Иисусом, уверенный, что «он, Герт-Ян, стерпит это».
То, что о мусульманах говорят с определенным уважением, кажется мне совершенно нормальным. Но мне непонятно другое: а почему христиане не могут рассчитывать на такое же уважение?
Может быть, левые думают, что мы, «белые», более «развиты» и переросли стадию религиозности, а мусульмане - нет?
Такое происходит, как мне кажется, по трем причинам. Возможно, считают, что христианам - как правило, «белым» коренным голландцам, - в большей степени должно быть присуще рационалистическое, модернистское мышление, чем мусульманам - как правило, «небелым». Может быть, левые думают, что «мы» уже переросли стадию религиозности, а «они», мусульмане, еще нет. Или же это антипатия к «своей» культуре («Долой всё наше!»), вследствие чего христианам на уважение рассчитывать не приходится, а традиции «чужого», экзотического мусульманина уважаются. Кроме того, наверняка гораздо удобнее извергать потоки критики на безобидного «белого» протестанта из «Библейского пояса»[3], чем на, возможно, не столь безобидного салафиита из западных районов Амстердама. Как бы то ни было, ни одна из этих трех причин не кажется особо убедительной.
Я люблю людей левых взглядов. Человек левых взглядов старается вести себя достойно, ответственно и не задевать и не унижать кого бы то ни было в обществе. Рядовому голландскому мусульманину, которому и так часто приходится защищаться от нападок из-за своих религиозных взглядов, такой интерес со стороны левых - поддержка. Но то презрение, с которым человек левых взглядов говорит затем о вере христиан, а значит тем самым неявно и о вере мусульман, выдает его истинные взгляды: «Тупицы они все, ненормальные!» Чего же тогда стоят все эти поздравления левых мусульманам, если на самом деле они смотрят на верующих свысока, как на отсталых? Была бы я мусульманкой, подумала бы: «Да отстаньте вы со своими поздравлениями!»
Анна Кряйгер
Перевел с голландского Михаил Бочев
[2] Beatrice de Graaf - историк и социолог.
[3] Регион Нидерландов с сильными консервативными протестантскими традициями.
http://www.pravoslavie.ru/97040.html