- Владыка, вы подвизаетесь на Сахалине. Скажите, пожалуйста, жизнь на Сахалине как-то отличается от жизни в «большой России»?
- Я могу сравнивать только с одним городом - с тем, в котором я родился и вырос, - с городом Воронежем. Это, по сравнению с Южно-Сахалинском, большой город - миллионник, а у нас на Сахалине в областном центре проживает всего 200 тысяч населения, в области - 500 тысяч. Я бы не хотел говорить, где лучше, где хуже, - такие оценки в большой мере субъективны. Но моя внутренняя оценка такова: мне более комфортно общаться с нашими прихожанами, с захожанами, с отрицающими Бога людьми именно на Сахалине.
Расскажу такой случай. Лет восемь назад (я тогда был секретарем епархии) пришел ко мне бывший глава идеологического отдела обкома партии и говорит: «Отец Тихон, вы знаете, что я атеист?» Я говорю: «Знаю. Но у нас с вами хорошие человеческие отношения». Он: «Да, это так. У меня случилось горе: супруга скончалась. Она была христианкой. Я бы хотел, чтобы вы ее отпели». Я отпевал ее около дома. У нас есть такая, можно сказать, традиция: отпеваем людей около подъездов - так мы пытаемся их в правильное русло направить. Конечно, такие скорбные службы правильно проводить в храмах или на кладбище, но не всегда это удается. Дом - бывший обкомовский, вышли из квартир и спустились вниз, к подъезду, бывшие обкомовские работники. И знаете, меня приятно удивило сочувствие и понимание того, что вот человек сам не исповедует христианство, в Бога не верит, но из любви и внимания к почившей супруге попросил священника ее отпеть. Это вызывает уважение к такому человеку.
- Это пример для нас, христиан, как относиться к людям, которые позиционируют себя как неверующие. А как нам относиться к людям, исповедующим другие религии, и к инославным?
- Апостол Павел заповедал нам относиться ко всем благожелательно. Это лучший совет. А благожелательный настрой скорее подвигнет человека задуматься: «Может быть, я действительно неправильно верю? Может быть, действительно в православной вере истина? Может быть, действительно есть Господь?»
- Как современным людям рассказывать о Христа? И как вы проповедуете слово Божие на Сахалине?
Если мы по нашим делам и мыслям соответствуем званию христианина, это и будет нашим свидетельством о Христе
- На мой взгляд, в любой миссии, а Курильская епархия - прежде всего миссионерская, главное - твое личное поведение, твое отношение к окружающим, но в первую очередь - к Господу. Ты должен понимать, Кто есть Господь, что значит ходить пред очами Божиими, и стараться, чтобы твое внутреннее и внешнее состояние этому соответствовали. И если мы действительно по нашим делам и по нашим мыслям соответствуем званию христианина, то это и будет нашим свидетельством о Христе.
- То есть наша задача - просто быть хорошими христианами?
- Да, свидетельствовать о Христе не только словом. Конечно, и слова нужны, но прежде всего поступки, дела и наши молитвы. В первую очередь молитвы! Когда человек подходит и просит: «Помолитесь, есть проблема», лучшее исполнение этой просьбы любому христианину - и пастырю, и мирянину - не откладывать в долгий ящик. Тут нельзя сказать механически: да, мол, помолюсь. Спросите имя больного или больной, за кого молиться, воздохните, перекреститесь, постарайтесь помянуть человека. А молитвы изменяют не только наше физическое состояние, но - и это самое главное - состояние нашей души.
- Известно, что на Сахалине довольно много сектантов. Как вы ведете проповедь в этой среде, какие просветительские или миссионерские проекты реализуете?
- У нас есть и миссионерский центр, и духовно-просветительский. Мы стараемся помогать тем людям, которые попали в тоталитарные секты и просят помощи.
Дело это очень непростое. И потому для нас очень важен опыт работы подобных центров в других регионах России, поскольку с нуля начинать подобную деятельность практически невозможно. И мне весьма приятно, что у нас тесные контакты с Александром Леонидовичем Дворкиным, который не раз приезжал к нам.
Наш центр во имя Иринея Лионского занимается вспомоществованием тем, кто оказался втянутым в тоталитарные секты. Центр занимается и конкретной практической работой, и аккумулированием, объединением и осмыслением того опыта, тех наработок, которые есть и у наших коллег, и у нас.
Но остро стоит проблема кадров. Нужны помощники, нужны волонтеры из мирян, нужны неравнодушные священники. Постепенно мы ее решаем, волонтеры находятся. Тут тоже главное - внимание к человеку. Вот ты приехал с лекцией, поговори с теми, кто пришел ее послушать, пригласи на службу, чтобы они тоже помолились. Попроси кого-то помочь на службе... Надо, чтобы человек понимал: его труд тоже нужен Церкви. И тогда он будет считать себя частью Церкви, он будет причастным. Ведь когда храм строится всем приходом, каждый человек будет считать этот храм своим домом. Так же и здесь.
- Один из аргументов сектантов: необязательно ходить в храм, чтобы быть с Богом. И слова священномученика Илариона (Троицкого): «Без Церкви нет спасения», - сегодня как никогда актуальны. Как донести до людей идею, что без Церкви нет спасения? Как им показать, что надо быть в Церкви, надо быть причастным к ее Таинствам?
- Наверное, легче объяснить это в праздник Крещения Господня, когда очень многие приходят за крещенской водой. Сами люди интересуются, спрашивают: «А что такое крещенская вода? Почему она помогает?», и мы, отвечая на их вопросы, можем, начав рассказывать о свойствах крещенской воды, о купании в этот день, потом перейти к Таинству Крещения, далее к другим Таинствам, совершаемым в Церкви, рассказать о самой Церкви, о спасении... Здесь, на мой взгляд, самое главное - терпение, понимание, что не в один миг человек может преобразиться. Мы же не все старцы Оптинские. Это преподобный Варсонофий стал в одну ночь блистательным старцем. А процесс преображения души человеческой требует времени и труда, постепенности и постоянства.
- Постоянство и терпение - это категории, большинству людей сегодня совершенно непонятные - при том ритме, в котором они живут, особенно в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Как сделать так, чтобы Бог и в этом ритме жизни был в твоем уме на первом месте?
Утро не должно начинаться с телевизора. Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы краткой!
- Первый шаг к этому - понимание того, что Господь рядом, что Господь о нас промышляет, и мы должны свидетельствовать о Христе. Ну, а из таких бытовых шагов - постараться отказаться от телевизора вообще. Радикально. Телевизор - это вор времени. Это только так кажется, что, когда мы смотрим какие-то шоу, развлекательные программы, утренние каналы, мы можем отдохнуть или напитаться чем-то познавательным. Нет! Напитаемся скорее всего пустотой. Или какими-то отрицательными вещами. Утро не должно начинаться с телевизора.
Утро должно начинаться с молитвы. Хотя бы с краткой молитвы! Умылись - «Господи, помилуй!» И детей к молитве приучать. Как? Когда родители будут молиться, дети, глядя на них, тоже будут молиться. Дети, особенно маленькие, как губки всё впитывают. И, конечно же, любое, даже самое маленькое дело, начинать тоже с молитвы: «Господи, помоги».
Есть аспект, который мы всегда упускаем: мы зачастую просим Господа о чем-то, а вот поблагодарить Его забываем. Литургия - это же благодарение! С какими мыслями мы должны подходить на Причастие? Не с мыслями, что вот мы только что исповедовались, Господь простил нам наши грехи... Мы должны с чувством благодарности ко Господу подходить к таинству Причастия и радоваться, что Господь дает нам такую возможность. Преподобный Серафим Саровский говорил: нам грехи прощаются не только тогда, когда мы их исповедуем, но и когда мы причащаемся. Евхаристическая жизнь очень важна. Если мы исповедались, помолились - так, чтобы не отвлекаться умом, хотя бы две минуты из того времени, что идет Божественная Литургия, - причастились, то мы уйдем из храма действительно преображенными.
Нужно сопрягать свою жизнь с ритмом богослужебной жизни Церкви. По возможности стараться это делать. Какие-то семьи и прихожане каждое воскресенье участвуют в Литургии, кто-то, может быть, через воскресенье, а кто-то всей семьей ходит и на всенощные бдения под праздники, и на Божественную Литургию. На Сахалине Божественная Литургия служится и по будням, и в праздники в 8 часов утра, чтобы прихожане смогли перед рабочим днем помолиться, попросить у Господа поддержки.
Итак, утро начали с молитвы, но и днем, на работе, тоже не нужно забывать молиться. Особенно если начинается какой-то нездоровый спор. Да даже когда здоровый спор, на минутку отрешиться от него, обратиться ко Господу, и Он даст нам силы не втянуться сердцем в этот спор, не иметь к кому-то неприязни после спора, молитвой погасить пламя ссор, которые иногда возникают, умиротворить наши отношения с другими людьми.
Вот такой постоянный труд, постоянное усилие над собой - ведь Царство Небесное силой нудится - поможет нам горе иметь сердце, чтобы не всё наше внутреннее пространство было занято бытовыми делами, чтобы, как говорится, быт нас не заел.
- Владыка, вы вспомнили евангельские слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Сегодня приходится слышать разговоры о том, что современному человеку традиционная церковная жизнь тяжела и нужно ее несколько облегчить: сделать службы более краткими и понятными, перевести их с церковнославянского на русский язык, облегчить и подсократить посты... Как вы относитесь к подобным «подстраиваниям»?
Церковь не должна подстраиваться под человека, но человек должен встраиваться в ритм Церкви
- Это не Церковь должна подстраиваться под человека, а человек должен встраиваться в ритм Церкви. Человек должен встраиваться в церковный язык, должен, как говорят святые отцы, плавать в Священном Писании. Церковь не должна меняться - человек должен меняться. А Церковь должна свидетельствовать о Христе - это ее основная задача. Всё остальное: социальное служение, проекты просветительские, культурологические и прочее - это как бы фоновая программа. Основная задача Церкви - свидетельствовать о Христе, и она ее выполняет. Ведь даже когда человек не понимает что-то из того, что читается во время богослужения, сердце-то его, как камертон, отзывается, входит в ритм божественных глаголов. Я уж не говорю о том, что многое с церковнославянского языка на русский и перевести невозможно, не потеряв часть смысла, глубину и красоту. Конечно, если что-то непонятно человеку, это нужно ему объяснить. Но и он сам, повторюсь, должен приложить усилие. Нужно постараться прочувствовать внутренний ритм богослужения.
Вот говорят о том, что службы длинные. Но когда устанавливаешь какую-то особую службу или молебен, например водосвятный, после всенощного бдения или вечернего богослужения, думаешь: «Люди устали, никого не будет», а смотришь - почти никто и не ушел. Все остаются на этот молебен и с удовольствием молятся. Сама Божественная Литургия, на мой взгляд, в наших храмах не слишком долгая. Вот всенощное бдение или вечернее богослужение иногда в каких-то храмах служатся долго, а в других - короче. Можно выбрать, в какой храм идти. Выбор есть у каждого. Но нужно всё-таки, как я уже говорил, некое понуждение себя.
А что касается каких-то перемен, реформ... Этот процесс всегда очень и очень длителен, здесь никакие резкие движения - да даже и плавные! - неуместны. Потому что Церковь - это корабль. А чтобы корабль развернуть на другой курс, сколько нужно потратить усилий! И не факт, что, плывя по новому курсу, этот корабль не нарвется на рифы.
О постах: мы не должны забывать, что пост - это в первую очередь ограничение наших мыслей, наших взглядов, а не какая-то диета. У нас же всё часто сводится к ограничениям в еде.
- Владыка, скоро начнется Великий пост. Как к нему подготовиться? Какие бы советы в связи с этим вы могли бы дать? И насколько, с вашей точки зрения, допустимы разные послабления? Ведь многие станут искать этих послаблений, ссылаясь как раз на то, что пищевые ограничения в пост не главное.
- Когда я был студентом Воронежского политехнического института, мы постились достаточно строго. И рыбу Великим постом не ели. Я тогда еще недоумевал: как же так, в некоторых духовных школах дают семинаристам рыбу в пост, это неправильно. Так вот, мы постились строго, в результате - учеба страдала, молитва не шла. Голова гудит, когда не хватает питания. Так что тут нужен некий разумный подход, ведь у каждого свой организм.
В пост отказываться нужно, прежде всего, от того, что конкретно тебе мешает молиться
В посте две составляющие: наши помыслы, наши устремления и ограничение в пище, которое помогает загнать в некую узду наше тело. Но загонять в узду нужно тело здоровое. А если тело больное? Я бы посоветовал начать с отказа от развлечений. У нас у каждого своя забава, бес подсовывает каждому своё: кому телевизор, кому какие-то клубы, кому компьютерные игры - да всё что угодно, лишь бы отвлечь от поста, лишь бы отвлечь человека от молитвы. И отказываться, прежде всего, нужно от того, что конкретно тебе мешает молиться.
Вот подходит человек и говорит: «Не могу без шоколада, у меня голова начинает болеть. Как же быть? Ведь в пост шоколад есть нельзя...» Что же, если болит голова без шоколада, ешь шоколад - и смиряйся, укоряй себя за то, что не можешь без шоколада жить, молись и радуйся, ходи в храм.
Желательно чаще ходить в храм Великим постом, исповедоваться чаще, чем в обычное время, вне поста. И ближнего не есть - а это, конечно же, самое главное.
И еще есть один момент: если мы хотим получить сугубое прощение за какие-то наши грехи, то мы должны смиряться, когда против нас, как нам кажется, кто-то плохо думает, кто-то плохо говорит. А ведь часто это нам только кажется, и в действительности ничего подобного нет. А если кто-то и враждует с нами, так сугубо помолись за своего врага Великим постом. Пожелай ему здравия и спасения. И я убежден, что этот враг если уж не станет твоим другом, то точно не будет противодействовать тебе ни в чем.
Я бы посоветовал каждому человеку постом думать о своем внутреннем состоянии, даже о взглядах. Куда мы смотрим? На что мы смотрим? На что наши сердца направлены? На что наши мысли направлены? Дай Бог, чтобы мы могли это время использовать не праздно, а как хороший купец - с некоей прибылью.
На Сахалине, к сожалению, овощи и фрукты стоят гораздо дороже рыбы. И поэтому у нас, в общем-то, благословляется Великим постом вкушение рыбы, кроме, естественно, среды и пятницы, первой седмицы Великого поста, Страстной седмицы. По силам, как человек может. Надо учитывать и особенности региона тоже. Один из наших батюшек долгие годы служил в Таджикистане, так он все сетовал: «Ну что это такое! В Таджикистане поешь немного баранины, чаю зеленого попьешь - и сыт целый день. А здесь поешь мяса и все равно ищешь-рыщешь, как волк, чего бы еще съесть». Чтобы не искушаться, если есть какая-то потребность у человека в питании в разумных пределах, то следует эту потребность удовлетворять. Тогда мы сможем глубже молиться и не думать о том, что мы голодны. А когда человек голоден, он раздражается. И этого допускать не нужно.
Если кто-то кого-то любит укорять - за тот же пост, - задумайтесь об этом. Во-первых, мы не имеем права делать замечания другим людям, а во-вторых, если мы их делаем, то надо делать так, чтобы не входила в наше сердце неприязнь к этому человеку. Особенно Великим постом. Помните, как александрийский сапожник молился? «Все в этом городе спасутся, один я погибну». Вот такой настрой должен быть.
И такой внутренний настрой позволит нам спокойно пройти поприще поста, и не просто спокойно, а так, чтобы после него, как при химической реакции, появился некий сухой остаток.
- Владыка, вы сказали, что надо обращать внимание, на что направлено наше сердце. В Псалтири Давид говорит: «Даст тебе [Господь] по сердцу твоему» (Пс. 19: 5). А что именно Господь дает нам по сердцу нашему? И как настраивать свое сердце, чтобы получить именно то, что нам нужно, а не то, что мы хотим?
Нужно учиться видеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию
- Я могу посоветовать одно: постараться увидеть в каждой встрече с тем или иным человеком, в каждой ситуации волю Божию. Мне вспоминается, как она девушка жаловалась мне: «Когда я была студенткой, мне мой друг, тоже студент, сделал предложение выйти за него замуж, а мама сказала: "Рано еще о браке думать". Я ему отказала, но больше меня никто в жены не звал. Я осталась незамужней». На эту ситуацию можно посмотреть по-разному. С одной точки зрения, эта девушка не согласилась выйти замуж, а пара, вероятно, была бы хорошая. А с другой точки зрения, может быть, маме Господь открыл волю Божию: не надо той девушке вообще выходить замуж, но спасать свою душу, молиться о родителях. Нужно везде видеть волю Божию, а не козни человеческие. Мы же в большей мере склонны видеть какие-то интриги, кого-то считать виноватым в своей не сложившейся карьере или личной жизни.
Мы должны помнить, что нами управляет Господь, а Господь - любящий Отец, Он создает ситуацию, именно наиболее подходящую для нашего спасения. И нам нужно любую ситуацию, даже плохую, принять: «Господи, всё из Твоей руки». А если мы видим, что некие козни, явные и неявные, интриги в нашем коллективе связаны с каким-то конкретным человеком, мы должны помолиться за этого человека. Мы не должны на этого человека злобиться.
Мы доброе всё принимаем, а плохое стараемся отвергнуть, говоря: «Господи, ну за что мне это?» У нас всё только наши хотелки, причем здесь и сейчас. Вынь да положь, как говорится. И если это не исполняется, ропот: «Господи, почему Ты нам этого не даешь?!» А это неполезно. Ведь мы же верим, что Бог есть, но почему-то Ему - не верим, не доверяем. Ведь если каждую ситуацию мы не воспринимаем как из руки Божией, то мы Богу не доверяем! Я бы посоветовал просто довериться Богу. Но это не значит быть безразличным, индифферентным в каждой ситуации.
Господь дает нам не только за то, что мы сделали, но и за наши твердые намерения это сделать. И если обстоятельства - внешние или даже внутренние - не позволили сделать что-то, тут не провал в нашей жизни, просто Господь не благословил этого по какой-то причине. Чтобы мы не превозносились, не считали себя выше всех.
- В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, чаще всего говорит: «Не бойтесь!», «Дерзайте!» Он призывает их не быть малодушными. Этот призыв обращен и ко всем нам. Но порой замечаешь, что нынешние христиане малодушествуют. Допустим, если они видят, что происходит нечто неправильное, они боятся сказать, как правильно. А недавно мы проводили на сайте опрос на тему: «Если вы идете мимо храма, каковы ваши действия?» Выяснилось, что лишь только четверть ответивших готовы остановиться и перекреститься. Около 5% могут зайти в храм, а все остальные - то есть большинство, - проходя мимо, скажут про себя: «Господи, помилуй», но постесняются показать свою веру крестным знамением. Не перекреститься, не поклониться, но только про себя: «Господи, помилуй»! Как нам преодолеть страх и малодушие, владыка?
- Очень серьезный и глубокий вопрос. И на него однозначного ответа нет и быть не может, поскольку в каждой местности, как я уже говорил, свои особенности. Например, на Сахалине епархия молодая - первый священник приехал туда в 1989 году. Соответственно, и культура там иная. Но... Еду я как-то мимо храма, стоящего на противоположной стороне улицы. Смотрю: идут мои хорошие знакомые, муж и жена. Люди, я бы не сказал, что глубоко воцерковлённые, но вот они поравнялись с храмом, супруга остановилась, перекрестилась на храм, поклонилась - и они пошли дальше. Эта культура, внутреннее состояние души формируются со временем, не сразу. И тут, на мой взгляд, очень важно, чтобы наши священники и волонтеры, занимающиеся с детьми в воскресных школах, поднимали и такие вопросы тоже.
У нас на Сахалине есть гарнизонный госпиталь. Я туда лет 10 назад ходил два раза в неделю крестить. Когда четыре человека крестились, когда шесть. Сейчас люди либо сознательно крещенные, либо сознательно некрещённые, а тогда был такой период неопределенности, что ли. И меня удивляло вот что: ко мне подходили солдатики и просили: «Батюшка, дай мне крестик. Вот мусульмане свою веру показывают, а я православный». Хотя, если бы не было мусульман, он бы не вспомнил о своей вере, к сожалению. Здесь есть такой фактор: «вопреки»...
И очень важно работать с детьми. У нас тесные контакты с Белгородской духовной семинарией. У этой семинарии миссионерская направленность, и они присылают к нам священников и семинаристов. В этом году белгородцы приехали на Рождество и были приятно удивлены тем, что в храме много детей. У нас обычно на Рождество в ночь служба, а утром, в 9 часов, - поздняя Божественная Литургия. И в ночь - полный храм, так что все в собор не помещаются, и утром - полный храм: всё пространство заполнено детьми. И для нас это привычная ситуация. И если ребенок, проходя мимо храма после воскресной школы, будет креститься - родителям станет стыдно не делать так же: они тоже будут креститься, идя мимо церкви.
- И так постепенно будет идти воцерковление нации, нашего народа...
Надо воцерковлять детей. Через детей будет идти и воцерковление взрослых
- Именно. Более того, я считаю, что воцерковление наших взрослых как раз и будет идти через детей, особенно сейчас, когда есть возможность воцерковлять детей, работая с ними и в воскресных школах, и в православных гимназиях, и во многих и многих просветительских проектах. Обратная связь есть везде и всегда.
- Владыка, в завершение беседы прошу вас пожелать что-нибудь читателям портала «Православие.ру».
- Я бы хотел, прежде всего, поблагодарить портал за те материалы, которые он публикует. Все материалы интересны, но особенно хотелось бы отметить рубрику о подвижниках нашего времени, о старцах. Когда читаешь об этих людях, начинаешь понимать, что Церковь-то жива именно тогда, когда являет святых людей. И основное назначение Церкви - являть святых людей. И еще понимаешь, что, во-первых, святые рядом с тобой живут, а во-вторых, что этот путь для тебя не такой уж и длинный. Нужно только дерзать. Преподобный Серафим Саровский говорил: «В деле нашего спасения нам не хватает решимости». И я бы хотел всем пожелать исполниться той решимости, которую имели современные подвижники. Чтобы мысль о том, что, вот, мол, были когда-то времена, когда люди становились святыми, а сейчас всё по-другому, даже и не появлялась. Христос всегда один и Тот же. И когда мы устремляемся к Нему, Господь дает нам гораздо больше благодати, чем мы можем помыслить.
С архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном (Доровских)
беседовал монах Рафаил (Попов)