Кадр из фильма "Училка". фото: kinopoisk.ru
В Москве прошла премьера социальной драмы режиссера Алексея Петрухина «Училка» - фильма о конфликте поколений, в котором решающим аргументом в споре между учительницей и учениками становится пистолет. Исполнительница главной роли Ирина Купченко рассказала «Известиям» о том, как решилась выйти из привычного актерского амплуа и о составляющих конфликта поколений.
- Вас привыкли видеть в образах героинь аристократичных, женственных. Здесь же - совсем другой персонаж - пожилая, замученная жизнью учительница. Не было сомнений, когда соглашались на роль?
- Я актриса, и мне понравилась роль: тема, развитие, характер. Действительно, большинство ролей, которые я играла до этого - лирические героини в психологических фильмах. «Училка» - это социальная драма, где герои открыто и четко транслируют свои мысли. Меня заинтересовала тема - она сегодня актуальна и очень значима. 90% людей так или иначе связаны со школой - у одних учатся дети, внуки, другие работают в этой системе.
- А вам близок тот взгляд на школу и на взаимоотношения между учителями и учениками, которые отражены в картине?
- Я играю не взгляд, а ситуацию. А правдивость этой ситуации очевидна - почитайте СМИ, посмотрите телевидение: учителей унижают, иногда бьют, в школах стреляют. Про мою героиню нельзя сказать, что она - хорошая учительница. В начале картины это человек потерянный в силу сложившихся у нее самой личных обстоятельств. Ей не хочется идти в школу, не хочется видеть ребят, она делает все через силу. И только потом, в результате неожиданно сложившейся шоковой ситуации, в ней что-то начинает меняться. Разумеется, есть благополучные школы, замечательные педагоги и дружные классы. Но «Училка» - фильм не про них. Это фильм про тех и для тех учителей и ребят, которые потерялись, запутались в жизни. Нам захотелось им помочь. После просмотра одна из учительниц встала и сказала на весь зал: «Мы вам благодарны за то, что теперь чувствуем поддержку».
Кадр из фильма "Училка"
- То есть самые заинтересованные зрители - это учителя?
- И учителя, и родители - люди, которые оказались в замешательстве перед изменившимися обстоятельствами. У учителя сейчас нет ни власти, ни авторитета: учитель не может заставить ребенка делать то, что считает нужным. Учителей лишили воспитательной функции, считая, что ребенок должен развиваться свободно - и это правильно, - делать, что хочет, а это уже не всегда правильно. А учитель стал менеджером по предоставлению знаний. В фильме мы обсуждаем эти вопросы, но отвечаем на них не мы, авторы, а зритель - каждый по-своему. В результате получается дискуссия. Просто мы решили сказать вслух о школе то, что обычно все говорят дома на кухне.
- Вы ожидали такой положительной реакции зрителей?
- Наоборот, я была убеждена, что как раз учителя, да и вообще люди среднего и старшего поколения этот фильм не примут. Но неожиданно самыми горячими зрителями оказались как раз они. Видимо, мы затронули то, что в глубине душе их больше всего волнует. После каждого показа мы разговариваем со зрителями - и никто не уходит, весь зал сидит и ждет. И они разговаривают не столько с нами, сколько друг с другом, спорят.- Какие качества вашей героини вы определили для себя главными?
- Отвественность и мужество. Я спросила у режиссера Алексея Петрухина, какую героиню нужно играть - слабую или сильную? Режиссер захотел сильную.
- Тяжело было работать над ролью?
- Когда играешь в сцене с одним или двумя партнерами, выстраивать со всеми отношения проще, чем когда в кадре их восемнадцать. Тем более, что режиссер не дал мне познакомиться с ребятами до съемок, и первый раз мы встретились уже в кадре. Он хотел, чтобы ребята не относились ко мне, как к Ирине Петровне, а сразу воспринимали меня как учительницу. Так и произошло. Они такие подлинные, настоящие, живые, что с ними играть не получается, можно только существовать, и это замечательно. Ребята - лучшее, что есть в этом фильме. Обычно класс в кино - это общая масса, выделяются один-два героя. А здесь все ученики разные и запоминающиеся - у всех точные характеры и человеческие типажи. Вообще, я считаю, что главные герои - этот как раз ребята. «Училка» - фильм про них и для них.
Кадр из фильма "Училка"
- В один из моментов ваша героиня с пистолетом в руках произносит: «Я пережила 1990-е». Как раз в те годы к школе начали относиться, как к чему-то ненужному: ее бросали и учителя, и ученики. Насколько для сюжета фильма «Училка», рассказывающем о современности, важны аллюзии на 90-е?
- Всё, что сейчас происходит - как раз результат 90-х, когда всё сломалось и развалилось. Все эти годы школой не занимались, а если занимались, то экспериментируя, причем безответственно. И сейчас, когда школы уже выпустили поколение людей, которые не очень понимают что хорошо, а что плохо, за образование взялись всерьез. Ведь школьный возраст - это время, когда формируется личность, из личностей потом формируется народ. Поэтому проблема школы - это проблема всего общества.
- В «Училке» как раз затронут вопрос конфликта поколений. В чем же главная разница между поколениями вашей героини и ее учеников?
- Конфликт поколений - выдуманный. Он возникает по вине взрослых, которые не хотят вникнуть в проблемы детей, забывая себя в этом возрасте. Взрослые должны внимательней относится к внутреннему миру ребят, это сгладит конфликт. И различия между поколениями - внешние: манера одеваться, жаргон, интернет вместо книг. На самом деле ребята умные и хорошие. Они и в фильме хорошие. Плохих людей вообще нет. Как говорил Иешуа у Булгакова в «мастере и Маргарите», «злях людей нет на свете», и если поговорить с Крысобоем, то даже он бы изменился, потому что он хороший человек. Если мы научимся говорить друг с другом, постараемся понять и простить друг друга, то многое можно изменить.
- А не имея пистолета в руках ваша героиня смогла бы достучаться до детей?
- Пистолет - это метафора. Манок, с помощью которого авторы пытаются удержать внимание зрителя, чтобы поговорить с ним о важных вещах. Достучаться можно только любовью - это гораздо эффективней. Но, к сожалению, нет ничего труднее, чем полюбить ближнего своего. Любить труднее, чем взять в руки пистолет. Но в фильме он был нужен, чтобы создать экстремальную ситуацию, в которой проявилось бы всё лучшее и худшее, что есть в героях.
Для меня самым интересным был момент, когда ребята, пусть под дулом пистолета, вдруг понимают, что, оказывается, благодаря полученным знаниям можно решать и свои жизненные проблемы. Человек же получает опыт прожив жизнь, и потом использует его в трудных ситуациях. Но как быть, если опыта еще нет, когда тебе 16 лет, когда ты еще даже в себе не можешь разобраться? Советоваться с друзьями или залезать в интернет или в глянцевые журналы? Мы в свое время читали Толстого, Тургенева, Диккенса, пользовались опытом великих авторов, и этот опыт помогал нам не заблудиться в лабиринте открывающейся перед нами жизни.
- С учениками все понятно, а что насчет учителей?
- Учитель - это миссия. На Востоке после Бога, отца и матери, самое святое - учитель. Это самый важный в нашей жизни человек, если это учитель с большой буквы. Сейчас название фильма переводят на другие языки, так ни в одном не могут подобрать подходящее слово. Китайцы даже понять не могут, что значит «училка», потому что для них учитель - это святое.
Кадр из фильма "Училка"
http://izvestia.ru/news/595782