Почему разнятся оценки численности постящихся? Есть ли динамика в количестве соблюдающих пост? И можно ли, оперируя статистическими данными, рассуждать о «качестве» соблюдения поста? О социологическом взгляде на Великий пост рассказывают руководитель Исследовательской службы «Среда» Алина Багрина и аналитик «Среды» Мария Курочкина.
Великий пост в статистике: как оценить численность и мотивации постящихся
- Численность постящихся россиян оценивается в среднем от 5% до 20%, при этом в последние пять лет эти показатели практически не меняются. Почему так различаются данные?
Мария Курочкина: Два года назад мы проводили собственный опрос и получили показатель 5% - это близко к тому, что получают в исследованиях ФОМ, ВЦИОМ и «Левада-Центр». Поскольку метод опроса и размер выборки у всех названных организаций не особенно отличается, похоже, не это влияет на разницу в данных. По моим наблюдениям, на итоговые показатели заметно влияет время проведения опроса (перед постом, во время или после него), а также то, каким образом вопрос сформирован и какие варианты ответа он включает. Когда мы задаем вопрос перед началом поста, то получаем данные, говорящие о намерении поститься; когда вопрос задается в середине или по окончании поста - реальное число постящихся.
Динамики по численности постящихся в последние десять лет мы не наблюдаем, она меняется в рамках ошибки выборки.
Алина Багрина: Эта разница между намерением и реальностью - отдельная тема для разговора. Но и даже с учетом этого «вилка», которую показывают ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-Центр» и «Ромир», достаточно большая, картина получается размытая: постятся не то 4%, не то 30% россиян. Помимо времени опроса на итоговый показатель заметно влияет уточнение о строгости соблюдения поста.
М.К.: Приведу данные. ВЦИОМ опрашивал россиян в 2013 году в начале поста и в конце. Процент респондентов, которые полностью (строго) соблюдают пост, в начале и в конце поста остался неизменным: сколько начали строго поститься, столько же и продолжили. «Слетают» те, кто планировал поститься частично: их к концу поста стало меньше на 7%. Доля тех, кто намеревался поститься только в последнюю неделю, не изменилась.
Опрос ВЦИОМ о Великом посте 2013 года
Соблюдаете ли вы Великий пост и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)
Соблюдаете ли вы Великий пост и в какой
мере? (закрытый вопрос, один
ответ) Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27-28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных Статистическая погрешность не превышает 3,4%. |
||
Начало поста, 2013 г. | Конец поста, 2013 г. | |
Сохраняю обычный режим питания | 68 | 76 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 5 | 6 |
Частично соблюдаю пост | 19 | 12 |
Полностью соблюдаю пост | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 2 |
Похожие факты есть и в опросах «Левада-Центра» за 2014 год: процент строго постящихся не меняется в начале, середине и конце поста. У «Левада-Центра» в данных есть весьма интересный момент. До начала частично поститься хотели 18%, в середине частично соблюдали пост 11%, а после завершения поста о частичном соблюдении его заявили опять-таки 17%. То есть они присоединились к постящимся по ходу дела. Похожая ситуация у тех, кто постится последнюю неделю: планировали так поступить 4%, к середине поста число желающих выросло до 10%, а после окончания поста оказалось, что постились последнюю неделю 8%.
Опрос «Левада-Центр» о Великом посте 2014 года
2014 г.2014 г. | |||
Февраль (намеревались до поста) | Март (во время поста) | Апрель (после поста) | |
Сохраняли обычный режим питания | 71 | 73 | 70 |
Частично соблюдали пост (старались ограничить себя в еде, не употребляли спиртные напитки) | 18 | 11 | 17 |
Постились только в последнюю неделю | 4 | 10 | 8 |
Полностью соблюдали пост | 2 | 3 | 3 |
Затруднились ответить | 4 | 3 | 2 |
Источник: «Левада-Центр». Опрос проведен 25-28 апреля 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1602 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. |
В ходе поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно интересная
А.Б.: Можно сказать, что в ходе Великого поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно любопытная - некоторые постящиеся, выходит, не планировали соблюдать пост. Эта группа могла как «заразиться общим духом», так и прийти к посту своим личным путем.
С другой стороны, надо было бы пристальнее посмотреть на тех, кто планировал поститься, но в итоге не стал этого делать или не смог дойти до конца: почему, что помешало? Это было бы крайне полезно.
Конечно, для анализа происходящего в религиозном мире хочется использовать более сложные инструменты, чем простой опрос. На вопрос о мотивации соблюдения поста, когда его в поточной ситуации задает незнакомый человек, респонденты могут давать социально одобряемые или просто самые очевидные из предложенных ответов. Так, постящиеся ради похудения и из соображений здоровья вполне могут на вопрос интервьюера ответить, что делают это во имя аскезы и духовного самоограничения. В то же время те, кто по-настоящему следуют самоограничению, возможно, выберут ответ «для здоровья» или «диета», чтобы ему... не лезли в душу. Более показательным мог бы стать, например, вопрос «Какие чувства Вы испытываете, когда поститесь?».
В начале поста нынешнего года была проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, на которой он сказал, что «...целью поста является достижение новых состояний человека. Нового по отношению к тому, что было до начала поста». То есть цель поста - это самопознание. Поэтому, если человек пытался соблюдать пост и у него не получилось, но он анализирует, думает, лучше понимает себя - то даже такой неудавшийся пост в какой-то степени всё равно удался.
Сомнения верующих: вера без религии и периодическое воцерковление
- Как бы лично вы оценили численность постящихся?
М.К.: Сложный вопрос... Я бы назвала показатель в 20%. При том что численность строго постящихся и вкладывающих в смысл поста не только пищевые ограничения я бы оценила плюс-минус как ошибку выборки (3-4%).
Число тех, кто «верит в Бога или высшую силу, но конкретную религию не исповедует», растет
Поясню. В ходе проекта «Арена: Атлас религий и национальностей» в 2012 году получилось, что 25% россиян «верят в Бога или высшую силу, но конкретную религию не исповедуют». Эта группа представляется крайне важной. Не только для исследователей, но и для миссионеров разных вероисповеданий. Похоже, сегодня численность этой группы растет.
Алина Багрина
А.Б.: Да, в 2014 году ее численность выросла до 32%. И мы рады, что ввели этот вариант ответа на вопрос о вероисповедании в нашу анкету в «Арене». Эта группа большая и, я бы сказала, честная.
Есть группа людей, которых можно назвать «периодически воцерковленными»: периоды регулярного посещения церкви у них чередуются с периодами игнорирования церковной жизни, даже уходами. При этом на вопрос о вере в Бога они отвечают утвердительно. И, в конечном счете, они сами не знают, как правильно себя назвать. Они не готовы положа руку на сердце заявить, что «исповедуют Православие и принадлежат к Русской Православной Церкви» (вариант ответа на вопрос о вероисповедании из анкеты проекта «Арена». - К.Р.). Скорее всего, они отнесут себя к группе «верящих, но не принадлежащих».
М.К.: Так вот, по аналогии с этой группой «Верю, но не принадлежу», когда я говорю, что 20% россиян соблюдают пост, я учитываю этих же «сомневающихся верующих»: они начинают поститься и бросают, присоединяются к посту ближе к середине или концу, постятся нестрого, выборочно. Эта скачущая группа важна с точки зрения своей мотивации и во многом похожа на группу верящих в Бога, но не принадлежащих к конфессии. Она напоминает такую «пластилиновую» структуру, которая деформируется в разные стороны, на которую можно воздействовать. По моим ощущениям, в этой группе «практикующих сомневающихся» в последние годы наблюдается динамика, во многом за счет молодежи.
Православие сегодня выступает как укрепляющаяся религия больших городов
А.Б.: Если говорить о приросте за счет молодежи, то скорее мы имеем дело с городской молодежью. Как ни странно, Православие сегодня выступает как укрепляющаяся городская религия, религия больших городов.
М.К.: Группа россиян старше 45 лет, по моему мнению, более стабильна, в то время как со стороны 18-35-летних в последнее время наблюдается интерес к религии, в какой-то мере это становится модным, особенно это видно на примере традиции окунаться на Крещение. Мода идет на некие прикладные, практические вещи, но, возможно, постепенно через них можно прийти и к духовному осмыслению веры.
А.Б.: Некоторое время назад, когда Православие выглядело «модным», социально одобряемым феноменом, в опросах получались раздутые показатели. Ближе к настоящему контекст поменялся. Многие люди оказываются в непонятной для них Церкви. Поэтому группа «верящих и находящихся в поиске» - потенциально честная и активная группа. Они своего рода лакмусовая бумажка, испытание для миссионеров разных религий, включая в том числе гражданскую религию[1], которая сегодня у нас скорее оказывается политической религией[2]. Кто корректней подойдет к этой группе, чей посыл будет убедительней, того они и услышат.
ПостИться и пОститься: о количестве и качестве постящихся
- Алина Юрьевна, хотелось бы услышать и от вас ответ на вопрос о численности действительно постящихся.
На вопрос о численности постящихся отвечу так: а мы не знаем!
А.Б.: Начнем с того, что даже само это слово звучит по-разному: одни люди постЯтся, другие - пОстятся. Вариант «пОстятся» ассоциативно отсылает к социальным сетям (смеется), поэтому он вспомнился при разговоре о молодежи. Использование того или иного слова - это показатель культурных различий, это качественный показатель. Поэтому на вопрос о численности постящихся отвечу так: а мы не знаем!.. Мы не знаем, потому что для такой оценки более релевантны тонкие количественно-качественные критерии, а перед нами из опросов - «цифры плашмя».
Возьмем, к примеру, группу «строго постящихся»: казалось бы, с ними всё понятно, они всё делают по правилам, несмотря ни на какие ошибки выборки. Но мы не знаем, а является ли их пост «христианским» или «фарисейским». «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 17-18) - мы не знаем эту тайну и не узнаем. Поэтому я, как и моя коллега, при ответе на такие вопросы могу опираться преимущественно на интуицию.
Ориентироваться на каноничность поста очень сложно. Например, когда еда была в дефиците, самоограничение включало, прежде всего, пищевое ограничение. Сейчас мы живем в сытом мире, поэтому не случайно говорят, скажем, про пост информационный. Все знают, что с точки зрения здоровья периодически полезно не есть красное мясо, но причем здесь христианский пост? Попробуй не сидеть на форумах, меньше общаться по телефону...
Есть такой феномен, как «сладкий пост». Когда в лавочке при монастыре витрина полна такими манящими вкусностями, пусть даже постными, - ты смотришь на них и понимаешь, что что-то не понимаешь (улыбается). Пожилым людям, например, свойственно заедать пост булочками и вареньем...
Мы можем иметь дело с человеком, который, по мере своих сил и возможностей, пытается встать на путь понятного ему самому самоограничения. Например, отказаться на время поста от кофе. Таких людей я бы включила в названные моей коллегой 20% постящихся. А можем иметь дело с канонически, строго-настрого соблюдающими пост, регулярно ходящими в церковь и при этом... полными чувства собственной значимости и гордости людьми. Это своего рода психологическая катастрофа.
Эти примеры отсылают нас к качественной составляющей поста. Когда мы спрашиваем людей, соблюдают они пост или нет, и получаем какие-то данные - у нас нет никаких критериев, помимо их личного голоса сердца, для определения, «настоящий» ли это пост или «ненастоящий».
М.К.: В противовес упомянутым Алиной «фарисеям» вспомнился интересный момент из нашего опроса московских прихожан, который подтверждает и мой личный опыт.
Есть определенная группа среди верующих людей, которой свойственно недооценивать себя в силу своей... «недостойности». По объективным критериям (посещение храма, Причащение и проч.) они окажутся людьми глубоко воцерковленными, но по личной оценке не каждый из них признает себя таковым. Потому что они считают, что сделанного ими мало, недостаточно.
А.Б.: Опрос прихожан - это «не секулярная социология», тут количественные данные и даже наблюдаемые, казалось бы, факты рискуют оказаться неинформативными - ибо разделение на респондентов и исследователей достаточно условно. Важно самому погружаться в суть, переставая быть «субъектом в рамках проводимого исследования». В каком личном качестве мы исследуем пост? От этого зависит результат и находки, даже когда они, казалось бы, выражены в цифрах.
Традиции Великого поста: христианская, культурная и общенациональная
А.Б.: На сопоставлении нескольких групп данных хотелось бы предположить, что мы имеем дело с одновременным сосуществованием в современной России нескольких «постных традиций». Назовем их «христианская» и «советская».
Как ни странно, но ассоциативная связка красного радостного советского и красного радостного пасхального имела место
Во времена Советского Союза многие семьи, даже имея в своем составе коммунистов и комсомольцев, сохранили традицию поститься - хотя бы несколько дней перед Пасхой, - красить яйца и печь куличи. Как ни странно, но ассоциативная связка красного радостного советского и красного радостного пасхального имела место. На пасхальные «мелочи» советское руководство смотрело сквозь пальцы - наверное, потому что сами в семьях пекли куличи и красили яйца. При этом о содержании (чтение Евангелия, осмысление поста) речи не было, но форма (не есть мясо и красить яйца) сохранилась до наших дней - в виде общенационального поста.
Что касается разведения на строгий и нестрогий пост - это другое дело. Тут может быть строгий христианский и нестрогий христианский пост, строгий «советский» и нестрогий «советский» пост.
- Это похоже на то, что принято называть «культурным» Православием?
А.Б.: Не совсем. Если учитывать сравнительно новый постперестроечный феномен культурного Православия, тогда у нас будет три традиции поста: христианская, советская и культурная. При этом границы между последними двумя достаточно зыбкие. В первом случае традиция унаследована из Советского Союза и по большей части относится к пожилым людям, во втором - мы говорим о некоей религиозно-культурной идентичности, присоединенной к государственной и национальной принадлежности, - эта ситуация более применима к молодежи.
- Можно ли в таком случае говорить о возможном росте численности «культурных» постящихся на фоне роста патриотизма?
А.Б.: А может быть, наоборот? Мы не знаем. Интересно было бы посмотреть, а не произошло ли, напротив, уменьшения численности в «культурной» и «советской» группах за счет неофитов обновленной политической религии, всплеска интереса к СССР. Тут существуют разные точки зрения. Патриотизм в сознании обычных россиян не всегда соотносится с Православием. Не уверена, что есть детальные динамические исследования этой взаимосвязи. Тут, на мой взгляд, стоит учиться у market research, проводить масштабные регулярные замеры с высокой детализацией. Вот мы говорим, что постящихся от 4% до 30% - это же огромная группа, но мы почти ничего про них не знаем.
Чего можно достичь отказом от еды, и есть ли в посте место для Христа
- Продолжая разговор о количестве и качестве, давайте поговорим о мотивации постящихся. Судя по опросам, для многих пост, прежде всего, повод очистить организм, сесть на диету. Что вы думаете о таких мотивах?
А.Б.: Это большой козырь для миссионеров, когда они говорят на общем языке со своей паствой.
М.К.: Кстати, группа, для которой пост - повод очистить организм, численно сокращается: в 2009 году - 19%, в 2013-м - 16% и в 2014-м - 13%. А вот группа по самоограничению в рамках религиозных убеждений выросла на 10%.
Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ)Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ) Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ», 1600 респондентов, опрос в 46 субъектах страны, в 130 населенных пунктах в разные годы. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. | |||
2009 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Это самоограничение человека в рамках религиозных убеждений | 30 | 35 | 40 |
Это скорее культурно-историческая традиция | 24 | 22 | 20 |
Это повод очистить организм | 19 | 16 | 13 |
Для меня пост не имеет никого значения | 22 | 23 | 25 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 4 | 2 |
А.Б.: Пост несколько реже соблюдают мужчины и молодежь, чаще пожилые женщины...
- А что вы скажете о тенденции массово вводить в кафе и ресторанах постное меню? Ведь она скорее рассчитана на молодежь.
А.Б.: Так пост входит в постсекулярное культурное пространство, но это скорее маркетинговый феномен.
Любопытный момент: когда человек из соображений здоровья решает ограничить себя в пище, он выбирает для этого именно период Великого поста
М.К.: Тут такой еще любопытный момент. Ведь почему-то, когда человек из соображений здоровья решает ограничить себя в пище, он выбирает для этого не случайное время, а именно период Великого поста. Мне кажется, это хорошо. Можно прийти к вере, скажем так, умом, а потом погружаться в практики, а у кого-то сначала практика, а потом наступает понимание. Об этом, конечно, должны говорить миссионеры, но в целом я по этой причине положительно оцениваю группу постящихся ради оздоровления.
А.Б.: Конечно, даже просто стремясь оздоровиться или по иной мирской причине, но человек соприкасается с Традицией, постепенно становится ее частью. При этом - на заметку миссионерам - не надо забывать, что «религия здоровья» - одна из ведущих в современном обществе: мы верим во врача, в медицину.
- Да, возможно, люди начинают думать о своем здоровье в это время, потому что понимают, что будут делать это не одни и меньше шансов сбиться с пути. Кроме того, это возможность приобщиться к культуре...
Войти в Традицию легче вместе со всеми, но... возникает риск размывания христианского содержания
А.Б.: Войти в Традицию легче вместе со всеми, но возникает риск размывания христианского содержания. Христианский путь - он очень личный, не «массовый».
М.К.: Я думаю, личный путь и участие в Традиции - цикличны, одно перетекает в другое и наоборот.
А.Б.: Да. Думаю, подробные исследования всех прозвучавших взаимосвязей - качества и количества, разных традиций, личного и общего - были бы полезны многим батюшкам, которые обращаются к своей пастве во время поста. Зная о том, какова ситуация в качественном измерении, какова динамика, каковы типичные заблуждения, им было бы проще найти нужные слова, и пост для многих прихожан стал бы более осознанным, осмысленным.
И даже если в каких-то семьях постная традиция - это просто унаследованная привычка, или это стремление участвовать в общем деле, или это путь к оздоровлению, может, какие-то личные сомнения и поиски, принадлежность к стране и культуре - всё это хорошо и правильно такое, какое оно есть. Осталось чуть-чуть - добавить в историю... Христа.
С Алиной Багриной и Марией Курочкиной
беседовала Ксения Русс
[1] Гражданская религия (Civil Religion) - термин (впервые использован Ж.-Ж.Руссо в его «Общественном договоре»), обозначающий убеждения, символы, ритуалы и институты, легитимирующие социальную систему, создающие социальную солидарность и мобилизующие то или иное сообщество на достижение общих политических целей. Утверждается, в частности, что в индустриальных обществах, где имела место определенная секуляризация традиционных религий, национальные символы и ритуалы выполняют ту же функцию обеспечения социальной солидарности, что и религия. - Социологический словарь.
[2] Политическая религия - термин в социологии и политологии, о содержании которого ведутся споры. «Политическая религия может быть определена либо как особая форма религии, которая обосновывает политическое действие, либо как форма идеологии, которая обосновывает политическое действие через апелляцию к потусторонним силам» (Мациевич И.В., Семедов С.А. Политические религии в современном мире // Вестник института социологии. 2012. № 4).