На сегодняшний день страшной опасностью для подрастающего поколения является искусственный наркотик «Спайс». Его употребление приводит к психическим и физическим расстройствам организма, самоубийствам, слабоумию, частичному или полному разрушению человека как личности.
Но есть вещи, которые через особенности восприятия детской психики, могут быть для них не менее опасны. Их можно назвать духовным наркотиком-спайсом для наших детей. Только его воздействие заметно не сразу, но последствия могут быть не менее страшными и разрушительными, а масштабы гораздо более серьёзными.
В повседневной жизни мы мало обращаем внимание на то, что окружает наших детей. Что они читают, что смотрят, во что играют? И виной здесь не только суета и жизненные заботы. Главная причина в другом. У нас заложен стереотип, что если что-то сделано для детей, то оно не может быть плохим. Ведь, в самом деле, мы же хотим, чтобы нашим детям было все самое лучшее и думаем, что и другие думают также. И это естественно. Но, увы, в наше тревожное и ответственное время так считать уже нельзя. Просто недопустимо. Прошли давно те времена, когда вся детская продукция должна была в большей степени развивать и воспитывать, чем только развлекать. Если бы только развлекать!
В силу своей профессии приходится сталкиваться с журналами, которые смотрят и читают наши дети. Многие из них не радуют, а некоторые вообще шокируют. Несколько лет назад на парте одной девочки класса начальной школы впервые увидел красочный журнал ныне популярного медиа-продукта. На его обложке была изображена мультяшного вида в коротком платьице девица-подросток с синевато-серого цвета кожей и со странного вида толи украшениями, то ли татуировками в виде кривоватых поперечных штрихов, пересеченных такой же невыразительной линией, нанесенных на руках, ногах и шеи этой девицы. Что-то неуловимое они мне напомнили... Заинтересовался, взял полистать.
Красноречивое название журнала выведено крупными готическими буквами «Monster High», и внизу по-русски «Школа монстров». Посреди названия, видимо для украшения, череп с... красным бантиком (!).
Когда-то журналы для детей и юношества назывались иначе: «Юный техник», «Техника молодежи», «Юный натуралист» и др. Из детей хотели воспитать конструкторов, исследователей, летчиков, космонавтов. Кого же сейчас судя по его названию?
К сегодняшнему дню название «Школа монстров» стало громким брендом, его продукцию можно увидеть на детских каналах по телевидению, в любом крупном магазине игрушек - это и куклы, атрибутика, журналы и т.д.
В детстве закладывается фундамент, стержень и основа моральных и нравственных качеств, которые потом будет использовать ребенок на протяжении всей жизни. Для детей мультфильм, игрушка, журнал и другая предназначенная для них продукция не просто развлечение, это инструмент познания, формирования моделей поведения, транслятор ценностей.
Спектр воздействия на неокрепшую психику весьма широк. Рассмотрим самые важные из них.
АТАКА №1 на представление о красоте.
Ещё древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Создание условий для возникновения радости, эстетических переживаний, других нравственных чувств - это одна из главных задач взрослых.
Образы как бы очеловеченных монстров-чудовищ резко вступают в борьбу с естественной тягой к настоящей красоте у ребенка, навязывая свой обезображенный идеал. Чаще всего они изображаются с ярко выраженными животными чертами - это клыки, заостренные уши, и что интересно ноги у этих символов «мертвенной красоты» часто прорисовываются сходными по строению именно как у копытных животных. Здесь прослеживается явное сходство с образами нечисти в сказках традиционной культуры. Сочетание оттенков серых и черных тонов в представлении тел человеко-монстров могут вызвать, как отмечают художники, ассоциации с образом разлагающегося мяса... Что не удивительно, ведь эти «герои» не что иное как полуожившие трупы с признаками разложения, сшитые неаккуратными стежками (швы патологоанатома). По сути все переворачивается с ног наголову - то, что считалось раньше жутким, страшным и безобразным теперь становится эталоном. В результате формируется новое эстетическое восприятие, иная культура человека.
АТАКА № 2 на понятие о добре и зле
В старых сказках различие, где добро, а где зло имеют четкие границы и без всякой двусмыслицы. Добро всегда ведёт бескомпромиссную борьбу со злом и одерживает победу над ним, каким бы могущественным оно не казалось.
Для обитающих в мире школы монстров нет такого понятия «добро». Оно здесь умерло вместе с его мертвыми «героями». Персонажи этого мира имеют звериные черты и звериные наклонности, соответствующие злым персонажам в русских сказках. Клыкастые герои-монстры размывают границы хорошего и плохого, ломают систему ценностей, принятых в нашей культуре. Впрочем, составители журнала не особо это скрывают, главный слоган которого: «Наши недостатки делают нас неповторимыми! Будь «монстром»! Будь Собой!», «Чувствуешь себя не таким, как все? Тогда школа монстров - это твой мир!» Просто и откровенно.
Для детей будет открытием узнать, что теперь не нужно бороться с недостатками и плохими привычками. Ведь это гораздо легче, чем постоянная работа над собой. Хорошие качества нужно взращивать в себе - это постоянная работа личности над собой. Об этом постоянно твердят родители и в школе тоже не забывают.
Главное у героев здесь это не какие-то там моральные их качества. Нет. Главное это присущие им сверхспособности. Понятия добра и зла в мире современных персонажей относительны. «Крутость» - вот главный критерий измерения «нового мира». Кто круче тот значит и «добрый», в том смысле что лучший. Представьте, если бы вас в детстве журнал «Мурзилка» восхищенно знакомил с антигероями, и предлагал повесить плакат в своей комнате с кощеем бессмертным, змеем горынычем или соловьем разбойником.
При идентификации себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц, если их так можно называть. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и в душе оставаться добрым, перенимать бессмысленный оскал и усердствовать в учебе.
АТАКА № 3 отношение к смерти.
Самый главный символ журнала «Школа монстров» это человеческий череп. Им заполнено все пространство журнала. Черепа на каждой странице, большие и маленькие, с бантиком(?) и без, в качестве орнамента, украшений и просто на одеждах героев. Везде. Вторыми по значимости являются гробы. Ими оформлен, например гороскоп, комиксы и т. д. Все это преподносится в жанре черного юмора, если говорить на молодежном жаргоне то ради того чтобы было «прикольно».
В детском и подростковом возрасте закладываются защитные механизмы: формируется инстинкт самосохранения. Образы в большом объеме, связанные со смертью, блокируют этот инстинкт. У ребенка ослабляется защитная реакция и может не сработать в миг смертельной опасности, например он не отпрыгнет на звук тормозов приближающейся машины. Также это может привести к желанию причинить себе боль и увеличить риск самоубийств.
АТАКА № 4 на семейные ценности.
Один и самых важных образов для благополучия общества в будущем это женский образ. И именно он чаще всего подвергается особенному вниманию сегодняшних мультимедиа проектов.
В старых добрых сказках главные герои всегда создают семью. Отношения героев возвышенны и целомудренны. Героиня это идеальный женский образ жены и матери скромной, жертвенной, любящей, прощающей. Чаще всего это прекрасная девушка, в которой акцент сделан на духовную красоту. Мужчина это рыцарь, воин, принц, который мужественно защищает честь девушки и уважает её.
В «школах монстров» напротив акцентируется физиологичность и сексуальность героинь, внимание приковывается к внешности. Поведение развязно если не сказать распущено. Герои флиртуют и заигрывают между собой без намека на какие-либо серьезные отношения. Любовь здесь тоже не живёт. О создании семьи, как и о стремлении стать матерью, здесь речи нет вообще. В отношениях доминируют сплетничество, мелочность, эгоизм, цинизм и агрессия. Стереотипы этих героинь - это объекты для подражания особенностям их поведения сегодняшними девочками. У мальчиков же формируется идеал женщины, которую он будет потом подсознательно искать.
Выстрелы в будущие.
Так называемые атаки с дальним прицелом в той или иной степени могут быть присущи не только данному бренду, но также и другим не менее популярным. Отличия только лишь в полноте арсенала.
Возможно, кто-то из читателей скажет, что автор слишком сгущает краски, что страшного в таких «сказках» для современных детей нет и т. д.
Однако, по мнению психологов, для неокрепшей психики, находящейся в стадии развития и ещё не имеющей информационного иммунитета, - эта «сказка» является реальностью в мироощущении ребенка, которую он критично воспринимать сам не сможет. Тем более мир вурдалаков, зомби, вампиров и прочих не желает ограничиваться рамками виртуальности и навязывает свою «реальность» через соответствующе стилизованные канцелярские наборы, сумочки, украшения, портфели и т. п.
Оставлять детей один на один с подобными «творениями» это все равно, что посылать солдат-новобранцев против оснащенного по последнему слову техники танка, даже не прочитав инструктаж и не выдав бронежилет. Надеяться на то, что танк проедет мимо или боец сам как-нибудь научиться уклоняться от угрозы и выйдет не покалеченным с этого поля боя вряд ли разумно.
Ведь создаются впечатление, что составители этого журнала и других им подобных (журнал психологически грамотно взвешен и выверен) весьма серьезно подходят к своему делу. Авторы, похоже, отлично знают свои истинные цели и задачи в отличии, к сожалению, нас.
Возможная цель проста - это сформировать человека отчужденного от своей родной культуры и девальвировать её систему ценностей. Более того сделать враждебным к её носителям.
Работа по расчеловечиванию в детях всего человеческого, судя по распространению подобной продукции, идет с размахом и поставлена на поток. Она идет последовательно, системно и масштабно. Сеющие ветер надеются пожать бурю.
Кем мы окажемся в этой битве за будущее? В роли подносчиков снарядов, сторонними наблюдателями или все же попытаемся что-то сделать? Решать нам. Современный опыт показывает, что выстрелы, произведенные в своё время, могут вскоре стать самыми что ни на есть настоящими...
Кравец С. А.