Наверняка многие сталкивались с различного рода сектами, навязывающими свое учение. Но секты могут быть не только религиозного толка. Сегодня немало действующих фирм, компаний, использующих такие же формы организации, а также приемы и методы, как и в религиозных сектах, т. е. они имеют все признаки деструктивного сообщества. Их можно отнести к виду коммерческих сект, и вовлекают в свои сети они не меньше душ.
Этим организациям, чтобы продавать свой товар еще недостаточно проводить эффектно рекламную компанию и иметь разветвлённую сеть его сбыта. Этого мало и даже не всегда обязательно. Главное, это возбудить веру в фирму и в производимый ею товар, якобы обладающий сверхвозможностями и чудодейственными способностями. В идеале новый посвященный должен стать на всю оставшуюся жизнь потребителем товаров фирмы и никакой другой более. Для этого используются разные психологические методы воздействия, а также лесть, обман, демонстрации на грани фокусов.
Человека убеждают, что раньше он жил неправильно и теперь после получение благостного знания он может зажить совершенно другой счастливой жизнью. Ему нужно всего лишь стать партнером фирмы и пользоваться ее «совершенными» товарами. Рассмотрим некоторые общие методы и способы завлечения и удержания людей в таких организациях.
1.Обольщение Чудом.
Чтобы куда-то завлечь человека его нужно удивить, поразить, обескуражить. Вербовщики для убеждения в чудодейственности товаров фирмы устраивают целое представление. Могут красочно рассказать, например свою историю исцеления от смертельной болезни, если, бизнес-секта занимается распространением некого «исцеляющего от всего» продукта.
Представители организации, занимающейся бытовой химией, могут доказывать, что их порошка, средства для мытья посуды, зубной пасты можно использовать в значительно меньших дозах, и они действуют гораздо эффективней всех остальных. Все это может сопровождаться демонстраций, что это все чистит, отмывает, стирает и т. д.. Особенно уточняется, что их товар получается дешевле, чем у конкурентов благодаря иной системе организации распространения товара. Чтобы клиент не мог сразу сообразить, что это не совсем так, товар содержится в нестандартных емкостях. Для самых дотошных клиентов, которые все-таки понимают, что навязываемый продукт дороже многих раскрученных брендов, тоже есть готовый ответ: «Наш товар самый экологически чистый! Вы же ведь не хотите приносить вред природе?». Обязательно отмечается, что чудесные свойства изделий и их экологичность обеспечиваются «уникальным» составом, разработанным их компанией. На самом деле состав при сравнении может совпадать с аналогичными товарами других фирм.
Успех вербовки в коммерческие культы обеспечивается обещанием исполнения «мечты». «Хотите быть богатым? Отдыхать в райских местах нашей планеты? Иметь роскошную машину типа Порше? Роскошный дом? Сколько вы зарабатываете? Так мало, а можете зарабатывать гораздо больше! Наша организация предоставит вам такую возможность! Нужно всего лишь....», - примерно такая беседа ожидает всякого, кто столкнётся с адептами коммерческих культов. Текст заранее учат вербовщики этих организаций. Новичку предлагается стать партнером и распространителем товаров фирмы на «выгодных» условиях. Способ заработка - это сетевой маркетинг, который может быть назван иначе, но суть от этого не меняется. Это не что иное, как финансовая пирамида, где низы довольствуются приобретенным товаром, а верхи имеют весьма прилично.
- Искушение гордыней.
«Сколько можно работать на государство? Вообще на какого-то Дядю? Ведь, правда, сколько можно? Нужно работать на себя и только на себя. В нашей фирме вы можете стать независимым, добиться больших успехов...», - так убеждают новичков, причем уверяют, что усилий больших не потребуется. Нужно отметить, что отношение к своему государству (конечно же, России) всегда резко отрицательное либо открыто, либо скрытно завуалированно во всех деструктивных организациях будь то коммерческих или религиозных. О патриотизме здесь речи быть не может.
Начинающему предлагается самому создать свою собственную пирамиду, т. е. он должен постоянно вербовать участников торговой сети, чтобы получать процент от их продаж. Новички, в свою очередь, вовлекают в сеть других, делясь доходами с теми, кто завербовал их и т. д. Чем выше место в пирамиде, тем больше почет, уважение и восхваление.
Возбуждение гордости является одним из основных воздействий на человека. Иллюзия обладание неким «тайным знанием», понимание «формулы успеха», того что доступно немногим, - все это возвышает человека над другими. Но проходит время, результатов нет или они мизерные. Кажется что ещё чуть-чуть, совсем немного и... «Мечта» по-прежнему за горизонтом.
Та же гордость часто препятствует человеку найти выход из деструктивных обществ. На этом во многом и строится расчет этих организаций. Ведь психологически трудно осознать и смириться с мыслью о том, что вы стали жертвой изощренного мошенничества. Трудно принять и то, что ваши усилия и время не пропали даром для вышестоящего в пирамиде «дяди», у которого благодаря таким как вы поездки по райским местам и порше в гараже.
- Поддержание веры.
Чтобы поддерживать иррациональную веру в необыкновенность и исключительность компании, её безошибочность и предоставляемые ей невиданные возможности для «познания настоящей свободы» и «устроения своего будущего» периодически проводятся открытые собрания, семинары.
На этих собраниях применяется хорошо известная в психиатрии техника контроля за подсознанием, которая называется «ведомая визуализация» (guided visualization), когда подробно описываются кругосветные путешествия и другие «райские картинки» осуществленной мечты, если членам-дистрибьюторам удастся набрать определенное количество клиентов.
Семинары сопровождаются ярким эмоциональный фоном, атмосферой загадочности и бьющим через край дружелюбием: члены компании обнимают друг друга, долго жмут и трясут руки, вновь прибывших восторженно хлопают по спине и наперебой поздравляют с правильным выбором в жизни. Здесь же для повышения мотивации распространяется учебная литература, видеодиски и, разумеется, товар «высочайшего» качества.
Делаются громкие заявления о революционных открытиях компании в сфере ее деятельности и изобретении очередных чудодейственных средств. Раздувается культ лидеров движений, формируются полезные для деятельности секты убеждения. Используются различные психотехники влияния на людей, чтобы человек изменил своей системе ценностей и принял иную, нужную для бизнес-секты. Вера в безошибочность и «святость» выбора может охватить все мысли, чувства, желания, деятельность, то есть всю жизнь членов таких организаций. Как-то у одного из последователей после агитации пришлось спросить: «А какого государства эта фирма?». Он ответил с придыханием: «А-ме-ри-ка-нс-ка-я...». И в его голосе был слышен священный религиозный трепет! После такого ответа вопросов больше не возникло...
По сути, своей деятельностью коммерческие культы создают свою «религию» со своим учением, обрядами, дистрибьюторами-миссионерами, вышестоящими жрецами и наконец, полубогами-основателями. Их «религию» правильней называть антирелигей, если ее сравнивать, например с традиционным для России Православием. Православие призывает к совершенству человека в таких качествах как смирение, нестяжательство, любовь ко всем людям без ограничений. В коммерческих культах напротив человеку внушают необходимость зарабатывания денег даже на своих родственниках и друзьях (чтобы достичь «рая»). При этом непомерно развиваются такие качества как тщеславие, сребролюбие, гордыня, завышенное самомнение, избранность.
Как не обмануться?
Самое первое, что нужно делать - это не нужно наспех принимать решений, какими бы радужными и заманчивыми они не казались. Вспомните французскую поговорку «Дьявол кроется в деталях» и еще русскую «Коготок увяз - всей птички пропасть». Ничего не покупайте, если вас активно к этому склоняют. Это завязка к дальнейшему настойчивому вниманию со стороны агентов кампании. Особенно трудно отказывать своим друзьям и родственникам, но так будет лучше и для них и для вас. Возможно заставить задуматься. Лучше дать время себе подумать спокойно и трезво, собрать как можно больше информации. Например, один из агентов бизнес-секты уверял, что информации в интернете о них нет вообще. Боялся он не напрасно, потому что информации о компании оказалось много и большинство не в её пользу.
В любом случае к бизнесу, который пытается играть на наших страстях нужно как минимум отнестись настороженно. К сожалению все больше становиться организаций, стремящихся манипулировать сознанием своих членов и клиентов навязывая свою идеологию и мировоззрение. Действуют они согласно высказыванию «Хочешь стать богатым - создай свою религию!». Её возникновение приписывают основателю сайентологии (опасная секта, запрещена в некоторых странах, созданна в 1954, имеющая главный офис в Лос Анджелесе, Калифорния) и дианетики, автору множества книг и методик Рону Хаббарду. Запомните это имя и возможно вы обнаружите его в литературе, которую вам дадут в подарок в одном из магазинов сегодня или завтра, пообещав при этом в будущем скидку.
Будьте бдительны!
Кравец С. А.