Здравствуйте, дорогой Борис Борисович. Я, конечно, понимаю, что жанр такого вот открытого письма-рассуждения не самая элегантная форма для того, чтобы говорить по душам. Потому что говорить в основном буду я, а Вы будете молчать и слушать, если, конечно, будете...
Но как-то так случилось, что иначе поговорить не удается. Даже когда Вы, приехав в наш город, давали интервью нашей передаче, и мы сидели друг напротив друга и смотрели друг другу в глаза, поговорить толком не получилось - Ваш директор показывал на часы, да Вам и самому общаться не очень хотелось. А мне так напротив - хотелось очень, но я Вам не успела многого сказать. Поэтому я не буду задавать вопросы, которые, думаю, Вам давно надоели, а просто буду говорить. А Вы послушайте. Послушайте просто так...
Вот Вы часто в своих интервью говорите о любви, о единении в Боге всех людей. «Посмотрите в мои глаза, и вы увидите, что на вас смотрит то же самое существо, которое смотрит из ваших глаз - на меня, - сказали Вы Ксении Собчак, когда были у нее в эфире. И даже сняли очки, чтоб она увидела Ваши голубые глаза и поняла, что существо на редкость обаятельное и сопротивляться этому обаянию бесполезно.
Это прекрасная, высокая мысль. Все люди братья и сестры в Боге. Заметьте, я даже не говорю, во Христе, чтобы не сужать Ваше толерантное отношение. И нет, на самом деле, ничего другого, кроме Бога, что бы нас по-настоящему объединяло, что было бы основанием для нашей любви друг к другу. Поэтому Ваши слова совершенно справедливы. Но...
Вы меня, пожалуйста, простите, но вот лично я не чувствую, что Вы любите людей. Более того мне кажется, что они Вам глубоко... безразличны. Увидеть и почувствовать это, с одной стороны, нетрудно. С другой - трудно весьма, потому как раз, что смотреть на Вас здраво и трезво могут далеко не все. Большинство не могут категорически. Ваше гипнотическое обаяние, которое Вы вольно или не вольно транслируете, вводит людей в экстаз. И они идут за Вами, просветленно улыбаясь и веря, что там, где находитесь Вы, они найдут блаженное умиротворение, счастье и вечный покой.
Вы, конечно, можете сказать, что если я что-либо не чувствую или мне что-то кажется, то это мои проблемы, к которым Вы не имеете никакого отношения, и я даже не буду Вам возражать. Я тоже в своей жизни ходила в этом направлении и знаю, насколько оно обманчиво. Поэтому мне просто захотелось поделиться здесь своим опытом.
Беленькие и черненькие
Вы говорите, что для Вас православный это тот, кто знает, как правильно. Соответственно другие, делаете Вы вывод, не знают. «Значит, мы беленькие, а они черненькие, мы знаем истину, а они нет. Говорить, что вот мы избранный народ, а все остальные народы говно, вот с этим я никак не могу согласиться, извините» - сказали Вы.
Я спросила: «Значит ли это, что Будда и Христос для Вас равновеликие личности?» «Простите, а по каким критериям их сравнивать?» - удивились Вы. «По тем критериям, что Христос это Бог, а Будда нет» -критерии, на мой скромный взгляд, очевидны. «Вы слышите, что Вы говорите? Вы, по сути, говорите: я, русский человек, живущий в сегодняшнее время, беру на себя смелость сказать, что я знаю как правильно, а целые народы не знают. Как страшно! Я называю это фашизм...»
Давайте обсудим это высказывание, мне оно представляется крайне важным. Прежде всего, потому, что это достаточно серьезное обвинение в адрес многих людей. Люди, которые Вас любят и Вас слушают, могут решить, что это действительно так, а это неправда.
Если разбираться по порядку, то избранный народ у нас только один - еврейский, и Вы это прекрасно знаете. Избран он был Богом потому, что в нем должен был родиться Спаситель мира, Мессия. И Бог евреев не обманул - Спаситель действительно родился. С тех пор христианство распространилось по всему миру, сегодня нет народов, которые бы не знали и не слышали о Христе. Их не было даже во времена апостолов, которые почти всюду дошли, не говоря уже о сегодняшнем времени интернета. Поэтому приписывать русским людям идею избранничества лишь на том основании, что они верят во Христа и считают только эту веру истинной, нет ни малейших оснований.
Если другие народы во Христа не верят, то это их свободный выбор.
Но даже внутри этой исторической и культурной предопределенности для каждого отдельного человека, живущего в традиционно нехристианской стране, остается свобода выбора. Христианство не является тайным учением, открытым только для избранных. Да и Евангелие переведено сегодня на все языки. Имеющий уши да слышит. Мы знаем много примеров, когда человек другой культуры принимает христианство, становится православным. Есть и примеры обратные - когда человек, живущий в традиционно христианской стране, принимает другую религию. И это тоже его выбор.
Поэтому - какой фашизм и в чем он состоит? Знаете ли Вы примеры, когда бы русские люди бросались истреблять, скажем, индусов за то, что они не верят во Христа? Я лично таких примеров не знаю. Зато известно, что другие народы христиан истребляли, и даже свои же собственные родные соотечественники.
Мы верим в Христа не потому, что мы снобы и другие народы для нас -темные невежды. А потому, что Сам Христос сказал: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь и никто не придет к Отцу, как только через Сына».
Вот Вы спрашиваете о критериях, а ведь это и есть критерий. Точнее, один из них. В этот критерий можно верить, а можно пропустить его мимо сердца и мимо ушей - опять же вопрос выбора.
Мы Христу верим, потому что любим Его. А кого любишь, тому и веришь - это духовный закон. И если Он так говорит, значит, так оно и есть, как бы нетолерантно и неполиткорректно это ни звучало.
Мы не беремся на этом основании рассуждать о том, спасутся ли другие народы, и как, по каким критериям их будет судить Господь. Да это было бы просто смешно: у нас у самих на этот счет - никаких гарантий. Но это не значит, что бескомпромиссность слов Христа, их кажущаяся несправедливость может стать основанием для того, чтобы обвинить Его в нетолерантности и фашизме. Истина вообще не может быть толерантной. Она может либо быть, либо не быть.
За дружбу со всеми духами
По сути Господь говорит: Я пришел на землю и умер за всех вас, это факт, и вы не можете спастись, не можете быть со Мной, этот факт игнорируя. Так что же здесь несправедливого? Было бы странно, если б могло быть иначе.
Бог на самом деле очень милостив. В каких-то жизненных ситуациях это хорошо понимаешь. Иногда даже понимаешь, что не понимаешь - насколько. И не только по отношению лично к тебе, но и к каждому человеку, в том числе человеку, Христа не знающему или знать не желающему. Настолько, что по какой-то исключительно божественной скромности и смирению Он не навязывает Себя тому, кто в Него не верит. Так о каком фашизме Вы говорите?
Вас ведь приглашали в Московскую духовную академию, к семинаристам. И Вы говорили будущим священникам все то, что Вы обычно думаете и говорите, заметив, что портреты русских старцев за Вашей спиной очень Вам в этом помогают. И Вас внимательно слушали, Вас не перебивали.
И лишь протоиерей Максим Козлов как-то скромно в конце заметил, что все это очень хорошо и славно, но все-таки мы люди православные и не можем верить в другого Бога, кроме Христа, не можем ставить вот этот пресловутый знак равенства. А поначалу Вам так серьезно внимали, что было ощущение, что никто на это уже и не решиться. Так о каком фашизме Вы говорите?
Возможно, все эти аргументы о критериях кому-то покажутся неубедительными. Но мы же не можем на основании этого, потупив глазки и шаркая ножкой, уныло просить: «Ну, простите нас, нам так не хочется выглядеть фашистами и мракобесами, как-то это и вправду, знаете, неприлично. Мы, как сможем, постараемся быть шире, всеохватнее, чтоб никого не напрягать, всем нравиться. Дружить со всеми духами, как Вы когда-то сказали...». Тогда никто не сможет обвинить нас в фашизме, напротив, все подивятся и скажут: ну можете же, если хотите!
Вы говорите, что только все религии мира в совокупности могут дать человеку представление о Боге и о настоящем порядке вещей. На самом деле эта красивая, культуртрегерская идея несет в себе отпечаток лжи и снобизма. Все вместе и никакая в отдельности. Только ограниченный человек держится за одну единственную религию. Умный сделает экстракт, выжимку и создаст на ее основе что-то свое. Он будет использовать и Коран, и Веды, и Библию для своего духовного возрастания и не прилепится душой ни к одной из них. Он будет выше этого. Такой духовный турист вне закона...
Вот мы сейчас рассуждаем с Вами о многообразии религий, и мне почему-то вспомнилась история русского солдата Евгения Родионова, которому чеченские боевики отрезали голову за то, что он не захотел снять с груди свой нательный крест. Я представила Евгения мыслящим так же широко и красиво, как Вы. И знаете, что получилось? Что будь Евгений хоть немного всеохватней, это могло бы сохранить ему жизнь. В момент, когда ему приставили нож к горлу, требуя отречься от Христа, он бы сказал своим мучителям: «Ребята, да какие проблемы! Мы же с вами люди цивилизованные, не фашисты и не мракобесы. Все религии прекрасны и равноценны и держаться за Христа и не держаться при этом за Мухаммеда у меня нет никаких оснований. Да и нет критериев, чтобы их как-то сравнивать. Все, знаете ли, внесли свой вклад в развитие мировой духовности...». Но он этого не сделал, потому что Христос для него оказался дороже жизни. Потому что Он и есть сама жизнь. Не Будда, не Мухаммед, не Рамакришна, а Христос.
Я привела эту историю только потому, что она ближе всего к нам по времени. А таких сюжетов в истории Церкви великое множество.
Ради мира во всем мире
У нас в Саратовской области был губернатор Аяцков - добрейшей души человек. И он хотел построить в Саратове храм всех религий. Исключительно из благих побуждений и ради мира во всем мире. Ради дружбы со всеми богами и духами. Это была реальная идея, не антиутопия. Но она не нашла поддержки общественности и не была реализована. По той простой причине, что прежде объективного строительного объекта такой храм должен стать потребностью нашего сердца, вырасти в нем хотя бы до цоколя. В сознании большинства людей пока не вырос, но Ваше творчество очень этому строительному проекту способствует.
Какие, спросите Вы, у меня основания, чтобы все это Вам тут говорить. Скажу откровенно - не знаю, каких-то разумных оснований нет никаких. Возможно, живет во мне наивная вера, что Вы прочтете все это и что-то в своей жизни пересмотрите. Хотя вера эта, подчеркиваю, крайне наивная и совершенно безосновательная. Или нет, одно основание, пожалуй, все-таки есть. В период моего увлечения суфизмом я и сама все это проходила и у меня есть некоторый практический опыт тех состояний и переживаний, о которых Вы поете и говорите.
Изгнание из рая - реальность или иллюзия?
Вот Вы, в частности, довольно часто говорите, что Адама и Еву и соответственно нас с Вами из рая никто не изгонял, что мы сами себе это внушили и придумали. И теперь наше сознание говорит нам, что мы живем в аду, хотя на самом деле мы продолжаем жить в раю, просто по причине своей крайней зашоренности этого не замечаем. Ну, такая, говорите Вы, у человека болезнь сознания. И что древний змий наших прародителей соблазнил, тоже выдумка. Нет никакого змия, нет никаких демонов, это все тоже болезнь сознания, от которой надо освободиться.
Мысль красивая, эстетская, а главное содержащая в себе большой эмоциональный потенциал. Стоит только в эту мысль поверить и сознание человека кардинальным образом меняется. Это как откровение, которое вдруг снисходит на тебя и озаряет всю твою жизнь. Хочется воскликнуть: эврика! Как все просто и замечательно! Как прекрасна жизнь и какой же я был дурак, что раньше этого не замечал! Зачем мучил себя, зачем насиловал? И как же хорошо, что теперь можно, наконец, расслабиться и начать получать удовольствие. Ведь у нас все для этого есть - музыка, природа, творчество, красивые женщины. Вкусные напитки, еда и множество разнообразных мест, которые можно посетить. Выбирай, что по вкусу тебе. Не держись за это, не привязывайся к этому, не бери ничего себе в собственность, чтобы не потерять свободы. Просто живи, дыши, наслаждайся! Это ли не счастье? Это ли не рай?!
Ну а то, что существует смерть, так пусть это тебя не волнует. Пока есть ты - смерти нет, когда придет она - не станет тебя. Ты просто растворишься в этом океане и сольешься с ним. И это не больно, не страшно, потому что все, что составляло твою личность, спало как шелуха, и личности больше нет. Тебя больше нет. Есть лишь океан. Перестань стараться, перестань напрягаться, и ты почувствуешь это...
Я говорю так уверенно потому, что в пору моих суфийско-дзеновских опытов мы эти состояния хорошо изучили и пережили. При помощи книг, при помощи различных техник и более опытных учителей мы практиковали такую степень внутреннего расслабления, когда тебе начинает казаться, что тебя нет, что ты песчинка в океане божественной любви и что это и есть настоящее счастье, настоящее блаженство. И тебе уже не о чем жалеть, потому что ты - это уже не ты, тебя нет, а значит и жалеть нечего, а главное - некому...
Других людей по большому счету становится тоже бессмысленно жалеть. Да и как одно пустое место может жалеть другое, такое же пустое?
Стоит ли говорить, насколько далека вся эта тонкая духовная казуистика от христианского представления о Боге и человеке? Думаю, что стоит.
Раствориться в океане
Во-первых, распадается понятие личности и отношение к Богу как к Личности. Бог становится чем-то аморфным и абстрактным, чем-то просто «большим, чем я». Личностные отношения с таким богом невозможны. Само понятие человеческой личности нивелируется и распадается на атомы, превращается в мировую пыль. Христианская идея, что каждый человек уникален и эта уникальность сохраняется в нем и после смерти, становится ненужной.
Если человек по-прежнему живет в раю, ему не нужен Спаситель. Спасать его не от чего. Сама идея спасения превращается в болезнь сознания. Человек, практикующий христианство, с точки зрения описанной картины мира превращается в невероятного дурачка и неврастеника, который отчаянно держится за спасательный круг посреди чистого поля, будучи уверен, что он тонет, хотя вокруг лишь цветы да зеленая травка. Упраздняется понятие греха, понятие поврежденности человеческой природы. Грех становится надуманной категорией, мешающей человеку расслабиться и зажить полной жизнью. Ну а борьба с демонами и вовсе в этой системе координат должна квалифицироваться как навязчивая шизофрения и жестокое раздвоение личности. Как борьба с ветряными мельницами. Да и зачем бороться со злом, если зло это добро, а добро это зло? Все относительно и без одного не было бы другого.
Если спасать человека не от чего, значит, нет никакого смысла в Крестной жертве. Христос пришел на землю не для того, чтобы совершить искупление, а просто чтобы указать вектор развития: «Царствие Божие внутрь вас есть». В переводе на язык просветления: «Жить, ребята, нужно в кайф». Об этом говорили все мировые духовные лидеры и все священные книги. Ну, а то, что Христа распяли, так это, конечно, очень плохо, но ничего сакрального в этом факте нет, просто Человеку не повезло...
Духовная аскеза, самоограничение, покаяние, исповедь, плач о своих грехах становятся как бы производными болезненного сознания. Смысла умирать за Христа тоже никакого нет. Не умирать надо, а жить и радоваться жизни.
В этом контексте у меня остается только один вопрос: неужели святые отцы были глупее нас? Лучшие люди на земле, копившие и передававшие свой опыт на протяжении двух тысячелетий, все как один были шизофрениками с болезненным сознанием и знали о духовной жизни, Боге и человеке, его природе меньше, чем знает уважаемый Борис Борисович Гребенщиков. Вы как хотите, а я поверить в такое никак не могу...
Лучше - горькая правда
Тонкая ложь всегда ужасно похожа на правду. И чем она тоньше, тем больше похожа. И тем больше в ней от правды на самом деле может быть. Но всегда есть один маленький концепт, который способен в итоге незаметно от правды увести. Настолько, что человек этого даже не увидит и будет думать, что то состояние, в котором он находится, и есть правда. В православной аскетике это состояние называется прелесть. Это когда у человека все на самом деле очень плохо, а он думает что все, напротив, очень хорошо. И балдеет от этого.
«Как это страшно...», - говорите Вы, обвиняя православных в фашизме.
Но страшно на самом деле не это, потому что никакого фашизма в православии нет, и Вы это прекрасно знаете. Страшно другое. Страшно, когда человек, который знает Христа, Его по каким-то причинам отвергает.
А Вы, Борис Борисович, Христа знаете. И знаете Кто Он. Я в этом почему-то абсолютно уверена.
Вы знаете Христа, и знаете, что никакой Рамакришна с Ним сравниться не может. Потому что Рамакришна был обычным человеком, за людей не распинался и не воскресал, а Господь наш распялся и воскрес, и победил смерть и нашу тленную природу.
Вы знаете, что никто на свете, никакой Будда, не говорил так, как говорил Он, не было на земле такого человека! Вы знаете, что то, к чему Он призывал и куда Он звал - «выше слов, выше слез, вровень с нашей тоской...».
Вы это знаете, потому что такой умный и тонкий человек, как Вы, написавший к тому же такие строки, не может этого не чувствовать и не знать. Он не может не знать, но зная все это, он может Христа... не любить.
Или разлюбить. Что-то такое может произойти в человеке, какая-то внутренняя незаметная миру катастрофа и он воспротивится Христу всеми силами своей души. А его сознание услужливо подведет под это противление любой философский базис.
Вот это на самом деле страшно. Все остальное, все эти рассуждения про фашизм - просто детский лепет на лужайке, несостоятельный и никому не нужный, кроме нашего изворотливого ума.
Я искренне надеюсь, дорогой Борис Борисович, что этот морок с Вашей души рано или поздно спадет. Я не знаю, какой ценой это произойдет и произойдет ли вообще, но знаю, что ради этого не жалко заплатить любую цену. Даже такую большую, как потеря таланта...
Фото из открытых интернет-источников
Елена Балаянhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/2013-10-15-16-27-11-bg