На наши экраны вышла остросюжетная религиозная драма Кшиштофа Занусси «Инородное тело». После премьеры корреспондент «Культуры» пообщался с режиссером.
культура: Вы сняли своевременный, но очень несовременный фильм. Получилось моралите?
Занусси: Можно сказать и так. Достоевский писал, что рядом с вопросом «Есть ли Бог?» других ставить не стоит - я пытался высказать ту же мысль. Стремился вернуться к элементарному мышлению в библейском смысле слова, уходил от постмодернизма, смешивающего добро и зло, настаивающего на неподсудности человеческой природы. Это ложный посыл. Конечно, мы не имеем права осуждать ближних, но должны порицать дурные поступки.
культура: Ваши персонажи - молодые люди - мыслят догматично. Они эмоционально «подсушены»... «Инородное тело» родом из Средневековья?
Занусси: Как
и мы. Это была эпоха подвигов и открытий, теологии, жаркой полемики,
основания первых университетов. Поднимая вопросы о смысле жизни, входишь
в ту же воду. Иначе и быть не может.
В современной Европе и Америке в моде цинизм. Считается, что существует лишь одна ценность - индивидуальное благополучие, ради его достижения мы и живем. У меня есть ироничный эпизод на эту тему. Помните, начальница героя, аморальная селф-мейд вумен, заявляет ассистентке: я человек завтрашнего и послезавтрашнего дня? При этом, провозглашая прогрессивный «идеал», пытается унизить девушку.
культура: Стерва с комплексом детской обиды воображает себя женщиной-вамп?
Занусси: Но мыслит по-своему прагматично: меня в
детстве не любили, сделаю карьеру и отплачу той же монетой - буду
использовать и выбрасывать людей, наслаждаясь абсолютной свободой. Это
называется трансгрессия.
культура: А смахивает на старый добрый либертинаж.
Занусси: Из моды «галантного века» он превратился в
норму корпоративной жизни. Многие обиделись на «Инородное тело», после
европейской премьеры мне пеняли: мы - прогрессисты - чужды
человеконенавистнической философии. Но, думаю, гуманизм, не имеющий
христианских корней, лишен моральной основы. Об этом снят и «Декалог»
Кшиштофа Кесьлевского: человек человеку - не вещь, а божественный
вопрос.
культура: «Инородное тело» родилось из Вашей внутренней полемики с тезкой?
Занусси: Почему вы так думаете?
культура: Главный герой -
праведник. Анджело не поддается искушениям, творит добро, прощает
злоумышленницу, ему сопутствует помощь Божья. А персонажи Кесьлевского
учились жить по заветам «от противного», то и дело спотыкаясь на пути
греха.
Занусси: И мой юноша небезупречен - садится за руль без прав, удирает от полиции...
культура: Его преследуют по
навету, но, с христианской точки зрения, Анджело упрекнуть не в чем:
гонят из одного города - он улетает в другой. Полтора года назад мы
беседовали с Вами о корпоративной этике и гуманизме. Кажется, на Западе
эти темы стали неактуальны - их «ушли с трибуны», водрузив на нее
радужные флаги с правами меньшинств.
Занусси: Это привет из прошлого. В 60-е решили: каждому
можно позволить, что угодно. Принялись переудобрять почву фантазиями и
плодить «мульти-культи». Но оказалось, что за фразами о равноправии
моделей общественного устройства скрывается пустота и хаос. Пару лет
назад Ангела Меркель заметила, что на каждой территории доминирует
определенная культура, все иные традиции должны смириться с этим фактом.
Ее хотели растерзать за такие слова, но сегодня в Европе их
справедливость очевидна всем.
культура: Что Вас радует в последнее время?
Занусси: В Италии, Испании, Франции происходит расцвет
молодежных католических движений. Например, Focolari принципиально
отказываются публично проповедовать христианство - но живут и работают
так, чтобы их спрашивали: почему вы нам помогаете? Все больше юношей и
девушек увлекаются волонтерством... Люди начинают понимать: жить ради
обогащения нельзя - надо иметь ценности, за которые иногда приходится
умирать. Общество, которое их лишено, движется к распаду.
культура: Забывая о нашем
божественном происхождении, мы оставляем «свято место» неолиберализму -
инфантильной и, одновременно, людоедской псевдоидеологии, считающей
нормой бездушное отношение к людям.
Занусси: Именно так. Сознательно или невольно,
«продвинутый потребитель» исходит из убеждения, что трансгрессия -
благо. Но, как правило, это искусственное поведение калечит души,
умножает зло на земле. Рано или поздно придет расплата, и мы не знаем,
что нас ждет завтра. В любую минуту может заговорить супервулкан или
взорвется ядерная бомба, выжившие лишатся пищи и начнут решать: кому
жить, а кому умирать. Нужно быть готовым ко всему, до конца оставаясь
христианином.
культура: Получив карт-бланш, какую бы книгу Священного Писания выбрали для экранизации?
Занусси: Не думаю, что следует иллюстрировать Библию,
она говорит сама за себя. Но если речь идет о глобальном сюжете, то -
Книгу Бытия, приоткрывающую тайны творения и нашего места в нем.
культура: В чем разница между католиком и православным?
Занусси: Думаю, дело сегодня лишь в акцентах.
Православие более радикально, что само по себе ценно, но, с другой
стороны, непрактично. Мы говорим: молись и работай. А на Востоке во
главу угла ставят аскезу, умное делание и легкое отношение к
собственности. У нас считают: то, что мне принадлежит, - почти святое.
Это перегиб... В общем, мы отличаемся, как монастыри с разными уставами.
Разнообразие путей к Богу обогащает христианство, и я рад, что наши
церкви сближаются. Католическая по умолчанию признает: в формулировке
Символа веры восточные христиане ближе к истине.
О чем кино
Накануне свадьбы полька бросает итальянского жениха и уходит в монастырь. Надеясь, что любимая одумается, Анджело переезжает в Польшу и устраивается на работу в филиал крупной международной корпорации. Управляющая отделением Openergy кладет глаз на скромного юношу и втягивает его в криминальные интриги...
http://portal-kultura.ru/articles/person/74883-kshishtof-zanussi-gumanizm-ne-imeyushchiy-khristianskikh-korney-lishen-moralnoy-osnovy/