Взирая на лица

0
362
Время на чтение 4 минуты

У вас есть старинный семейный альбом? Если нет - сходите в ближайший краеведческий музей. Посмотрите на человеческие лица двадцатых, сороковых, шестидесятых годов. Внимательно посмотрите. Еще внимательней. Ничего не настораживает?

Дмитрий Соколов-Митрич
Дмитрий Соколов-Митрич     

По-моему, это какие-то очень странные люди. Как будто игрушечные. Они, позавчерашние, совсем не такие, как мы сегодняшние. Я не могу почувствовать с ними живой контакт. Не могу представить себе, что вот с этой дамой в берете и с тонко накрашенными губами я мог бы сидеть в кафе за одним столиком или даже за соседними. А вот этот мужик в слегка перекошенном мешковатом пиджаке вроде как брат моего прадеда, но у меня нет к нему не то что родственных, а вообще каких бы то ни было чувств. Какой походкой он ходил, какой улыбкой улыбался, что у него было на уме и языке, что он любил, что ненавидел? Такое ощущение, что все эти люди жили на совсем другой планете Земля - не той же самой, которая сейчас у нас под ногами.

 

Даже на фотографиях восьмидесятых годов, когда я сам уже был вполне живой и сознательный - тоже сплошь одни «инопланетяне». Я не могу себе представить, чтобы вот этот крепкий мужик мог дать мне в морду, а вот эта вполне привлекательная вроде девушка почему-то не вызывает во мне никакого отклика. Я даже сам себя на этих фотографиях «не вижу». Что это за тип? О чем он думает? Нет, я, конечно, помню, чем я жил в то время, о чем мечтал, к чему стремился. Но неужели тот я, который остался в моей памяти - это и есть вот этот улыбающийся в пол-лица подросток с длинными волосами в дурацкой мятой шляпе? Просто возмутительно!

Ну, ладно, ладно, чего уж там. Ну, подумаешь, была эпоха, прошла эпоха, люди поменялись, время перекроило мозги, и лица - обычное явление природы.

Но вот недавно я забрел в Духовную академию Троице-Сергиевой лавры и в ожидании одного человека долго разглядывал исторические фотографии на стенах коридоров. Тридцатые, пятидесятые, семидесятые. Ректоры, преподаватели, семинаристы. «Я был в шоке» - это, конечно, отвратительный журналистский штамп, но в данном случае без него не обойтись.

Эти фотографии - полная противоположность семейному альбому и краеведческому музею. За двадцать, сорок и даже восемьдесят лет внешность человека из монастыря почти не изменилась. Это те же самые люди. Я легко могу представить, как вот этот студент с коллективного фото 1956 года сходит, как в советских мультиках, с бумаги в реальную жизнь и тут же смешивается с толпой сегодняшних учащихся, идет вместе с ними по каким-то общим делам. А вон тот черно-белый архимандрит - вдруг становится цветным и моментально вписывается в сегодняшнюю современность.

Можно, конечно, попробовать списать этот эффект на то, что граждане из фотоальбома одеты по устаревшему фасону, а монашеское облачение не меняется веками. Увы - не получается. Людей в светских пиджаках на этих стенах тоже хватает, но и у них лица внятные, понятные. Вот, например, стоит в пиджаке черно-белый Виктор Степанович Комаров, регент хора Богоявленского собора в Елохове. А вон идет по коридору разноцветный профессор Духовной академии Константин Ефимович Скурат. Что мешает им прямо сейчас пойти по этому коридору вместе, моментально найти общую тему для разговора и сходу наметить несколько совместных важных дел? Ничто не мешает.

Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) и архимандрит Питирим - инспектор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) с братией лавры
Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский)
и архимандрит Питирим - инспектор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) с братией лавры   
  

Неужели все-таки форма так зависит от содержания? Неужели наши лица по крупицам запоминают все нами увиденное, услышанное, съеденное, выпитое, сказанное, сделанное и даже подуманное? Неужели лицо человека - это та мозоль, которую он натирает о все то временное, что пролетает мимо, моментально забывается и даже потомкам не будет понятно. И только лица по-настоящему верующих людей не меняются веками. Их глаза почти не интересуются вечно бегущей строкой сегодняшнего дня. Их сознание в минимальной степени сопряжено с неизлечимым бешенством мира сего. И это не может не отражаться на выражении глаз, линии губ, форме морщин.

Интересно, что скажут правнуки про мою собственную рожу? Как мы объясним им выражение наших сегодняшних лиц? Какой-нибудь будущий Соколов-Митрич будет вглядываться в них и писать: «Ну, откуда на этих старинных фотографиях десятых годов двадцать первого века столько одутловатой усталости и равнодушия? Я не знаю, чем занимались все эти люди в свободное от селфи время, но выражение их лиц мне решительно ни о чем не говорит! И вообще - почему они, как минимум, в полтора раза шире, чем наши?! Эй, предки! Вы меня слышите? Чего это вы там делаете, а?»

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71011.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Соколов-Митрич
Все статьи Дмитрий Соколов-Митрич
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
19.11.2024 01:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46