Мы не сами себя назвали солью земли

Марина Бирюкова 
0
19.05.2014 122

Я устала от помоек, иначе говоря от несанкционированных свалок. Они у нас в Заводском районе Саратова повсюду. Одна на остановке транспорта, другая перед окнами, третья тянется вдоль всего трамвайного маршрута: нет сил смотреть, поэтому задираю голову и рассматриваю кроны деревьев. Деревья радуют, особенно весной и осенью.


Раньше я жила в другом окраинном районе, в Ленинском. Он поначалу тоже радовал: дачная зона, в город входит природа, прямо за многоэтажками - зеленые холмы, островки леса. Так и хочется пойти погулять, но уже знаешь, что не стоит: там всё загажено, усыпано бутылками, мешками, бумажками, невесть чем еще. И бедные птахи щебечут над всем этим хламом, пытаются как-то жить и даже размножаться.

За чертой города, под Саратовом - то же самое. И на волжские острова давно уже лучше не соваться.

Помойка снаружи - прямое следствие помойки внутри

Помойка снаружи - прямое следствие помойки внутри. Я устала от мата. Если меня на улице обгоняет компания подростков или группа мужчин, хотя бы двое - вероятность того, что я услышу «ненорматив», приближается к 99 процентам. Если я обгоняю стайку девушек, эта вероятность - разве что немножко пониже.

Я устала от обращения «женщина». Я не хочу, чтобы меня так окликали. Но поделать практически ничего не могу. Омерзительные в своей вульгарности обращения «женщина» и «мужчина» стали у нас в Саратове общеупотребительными, и большинство обращающихся просто не поймет, чем я собственно недовольна. «Послушайте, не называйте меня женщиной!..» - «А как вас называть - мужчиной?» Остроумно, правда?

Я устала от того, что молодые мужчины в наших автобусах и маршрутках не уступают мест ни пожилым женщинам, ни красивым девушкам: вставшего и сказавшего «Садитесь» нужно заносить в Красную книгу.

Я устала от того, что извергается из радиоприемников и прочих звучащих устройств. Сказать, что это поток пошлости и непотребства, - ничего не сказать. Где они, хорошие песни нашего детства и юности? Они возвышали души, учили чему-то доброму, воспитывали. Нынешних подростков (не всех, конечно! Но слишком многих) никто ничему доброму и светлому не учил, они вообще не знают, что такое любовь, им сызмала известна лишь свобода сексуального партнерства. Я устала от жалости к этим обездоленным и развращенным детям, начисто лишенным необходимых жизненных ориентиров.

Я не в силах выдерживать это чувство - стыд за собственный народ. Но это не означает, что я считаю таким весь народ.

Я устала от бесплодного возмущения: я испытываю его каждый раз, видя безобразную рекламу, уродующую великолепные старинные здания, или огромные растяжки очередного сериала под названием «Реальные пацаны». Я устала удивляться ценникам «Картофель, Турция» и «Морковь, Израиль» в наших магазинах и наблюдать безнадегу умирающих сел. Я не могу больше видеть бесконечную скуку и глубочайшее безразличие ко всему в глазах человека, бросающего окурок себе под ноги на остановке транспорта. Я не в силах далее выдерживать это чувство - стыд за собственный народ.

Это, однако, не означает, что я считаю таким весь народ или народ в целом. Я уверена, что народ, к которому я принадлежу, не таков по глубинной духовной сути - той сути, которая отражает его предназначение. Я лично знаю огромное количество прекрасных, добрых, героических русских людей. Но стыд за нашу помойку - в прямом или переносном значении этого слова - это всё равно стыд за народ, и я очень от этого чувства устала.

Кижи. Часть грандмакета «Россия»
Кижи. Часть грандмакета «Россия»

Дальше что?

В этом-то весь и вопрос. Не для того же я взялась писать, чтобы поплакаться.

Мне никогда не хотелось уехать из России, никогда. Когда я ходила по Англии, Израилю, Финляндии, Литве, я удивлялась тому, как они любят, берегут и продуманно украшают свою землю. Беспомощно спрашивала себя, почему мы так не можем и сможем ли мы так когда-нибудь. И прекрасно понимала при этом, что вся эта красота, чистота и уют - не мои; что эта земля приняла меня только на время, и даже если бы я каким-то чудом здесь осталась, я всегда чувствовала бы себя гостьей, пользующейся трудами хозяев, иначе говоря - пришедшей к чужому столу. Моя судьба - жить в России, в такой, какая она сегодня есть. Быть русским и жить в России - это очень большое счастье на самом деле, счастье, которому завидуют самые умные из европейцев и американцев, - мне довелось с этим встретиться и это пронаблюдать. Они завидуют нашему жизненному и духовному опыту. И нашему наследству - очень трудному, горькому, болящему, но в то же время и колоссально поддерживающему нас и вооружающему. Мы - прямые наследники мучеников: мы сегодня молимся в возрожденных, восстановленных храмах, в которых служили расстрелянные священники. Мы - непосредственные участники «второго крещения Руси»; в судьбе каждого из нас это отразилось неповторимым индивидуальным образом. Это уникальный опыт на самом деле, и мы - редкостные счастливцы. Но насколько это помогает нам в ситуации, когда нас со всех сторон обступила помойка - как в прямом, так и в переносном смысле? Насколько это спасает нас от той самой усталости и от чувства безысходности: «Вот так мы живем и всегда так жить будем»? Наверное, все-таки спасает. По крайней мере - запрещает нам уныние и отчаяние.

Мы не можем отчаиваться не только потому, что на нас смотрят наши святые - кто с иконы, а кто с фотографии. Как-то раз мне в голову пришла мысль: достаточно знать только одного по-настоящему хорошего человека, чтобы никогда уже не пасть духом, не отчаяться, не сломаться. Потому что по отношению к этому хорошему человеку наше отчаяние, наша сломленность и отказ от труда (совсем не хочется писать «от борьбы») будет предательством. А сколько хороших, сколько поразительных, талантливых, трудолюбивых людей знает каждый из нас? Нет, с такими людьми мы не пропадем. Нет ничего глупее и позорнее, чем пропадать - с такими людьми!

С помойкой надо бороться. Кто будет бороться, если не мы?

С помойкой надо бороться. Кто будет бороться, если не мы? Мы призваны стать солью Русской земли. Это не пафос, не самовозвеличивание, не эйфория. Спаситель, сказавший Своим ученикам: Вы - соль земли (Мф. 5: 13), не комплимент им делал и не в восторг их привести желал. Мы весьма плохие христиане, мы все в немощах и грехах, но мы должны, невзирая на это, взять на себя определенную ответственность за общество, за нацию. Остановить сквернослова, напомнить ему, что он находится в общественном месте. Ласково попросить молодого человека уступить место бабушке. Тактично объяснить продавщице или кондуктору в трамвае, что без обращения «Женщина!» или «Мужчина!» на самом деле легко обойтись. Провести в классе, где учится собственный ребенок, беседу об отношении к окружающим. Наконец, организовать субботник... Да нет, я вовсе не впала в экстаз и не хочу убедить читателя в том, что мы, православные, в силах лет эдак за пять-десять сделать страну совсем другой. Я, для начала, опытно знаю, что на субботник из всего длиннейшего многоэтажного дома выйдут три-четыре человека; что найти общий язык с муниципальной властью и выпросить у нее какой-то грузовик для вывоза мусора и бульдозер для застарелой помойки - это немногим проще, чем доказать теорему Ферма. Знаю также и то, что помойка очень скоро возродится, потому что она, как уже сказано выше, прямое следствие той помойки, которая в головах.

Сделать страну другой усилиями одних только добрых душ и рук... невозможно? Утопия? Наивная розовая надежда?

На самом деле это действительно невероятно трудно. Так трудно, что может не получиться. Совсем. А может получиться. Отчасти. А теперь скажите: есть ли у нас выбор? Никакого выбора у нас нет.

Не так давно мне пришлось разговаривать с женщиной, оказавшейся в очень тяжелой жизненной ситуации и искавшей помощи. Она была, как говорится, на пределе, почти в отчаянии. И сказала вдруг такую фразу - сама будучи человеком верующим и убежденно церковным:

- Я поняла, что неверующие помогут мне скорее, чем верующие. Потому что у верующих есть такая отговорка, ширмочка для бездействия: «Ну, мы за вас помолимся!» Сказать «Помолимся» легче, чем что-то сделать. А у неверующих такой ширмочки нет.

Конечно, эта женщина не совсем права: верующие бывают разные, как и неверующие, и у последних свои ширмочки имеются в достаточном количестве - всё это так. Но доля правды в ее словах есть. Нельзя думать, что молитва извиняет бездействие, если действие возможно.

Храм Святого Пророка Илии с. Липовка Базарно-Карабулакского р-на Храм Святого Пророка Илии с. Липовка Базарно-Карабулакского р-на

У нас в Базарно-Карабулакском районе есть село старинное Липовка. Основано в 1763 году, историю имеет богатую, интереснейшую, но сегодня, как и тысячи русских сел, - бесперспективно и депрессивно... И вот в 1995 году в этой Липовке поселился, отслужив срок, полковник танковых войск, бывший российский военный советник в Сирии Александр Макейченко с семейством. Ему просто понравилось место: лес, грибы, рыбалка, тишина, - вот он и купил домик в Липовке. А через некоторое время жители этого и соседних, почти уже умерших сел - не все, а те, кому небезразлична судьба малой родины, - потянулись к Александру Васильевичу и как-то сплотились вокруг него. Трудами этой маленькой группы земляков установлены поклонные кресты на месте двух снесенных храмов - в Большой и Малой Гусихе. И не просто кресты установлены, а созданы своеобразные мемориалы: территория церкви огорожена заборчиком, внутри клумба и скамеечки вдоль незримых стен: «Чтобы бабушки могли как бы в церкви посидеть» - так объяснил мне один из участников этого воистину богоугодного дела. Найдены и обихожены могилы священников, которые в этих храмах служили. А храм в Липовке восстановлен. И действует. И оглашает округу колокольным звоном. Справились за три года. Где взяли деньги? «Выпросили» - и дальше целый список известных политиков, бизнесменов и т. д. А строили в основном своими руками. Как и кресты поклонные тесали сами, никому не заказывая, - экономия средств. А еще создали в Липовке замечательный краеведческий музей... Сама-то группа энтузиастов во главе с полковником Макейченко невелика - ну, может быть, четыре человека. Но помогали ей многие - кто чем мог.

От усталости нашей - одно средство: попытаться что-то сделать

Мы не раз беседовали с Александром Васильевичем, и мне было понятно: Липовка, две Гусихи и сопредельный Белый Ключ - это сейчас его линия обороны. У него очень сильное чувство Родины. И он с этим чувством, заметьте, не по митингам ходит, а дело делает. Много ли я могу привести еще подобных примеров созидания? Много! И мало - если сравнить с общей численностью населения и нашей площадью.

И наша усталость от помойки в прямом или переносном значении этого слова - это свидетельство того, что мы с вами еще нормальные люди: помойка для нас не стала естественной средой обитания, мы не привыкли к ней, не захотели привыкнуть. Поэтому от усталости нашей - одно средство: попытаться что-то сделать. В конце концов мы не сами себя назвали солью земли.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print70791.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 15:51
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 15:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Полтораки
15.05.2021 15:14
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.05.2021 15:00
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 14:49