Пасхальная радость - дар и труд

Игумен Нектарий (Морозов)  Инна Стромилова 
0
11.05.2014 92

«Христос воскресе!» - этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе? Об этом рассказывает редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов).

Радоваться по-христиански

Чувство радости в той или иной степени знакомо каждому человеку. Ведь какова бы ни была жизнь, порой трудная, скорбная, многопечальная и многоболезненная, но тем не менее бывают моменты, когда человек испытывает радость, хотя бы на короткое время ощущая себя счастливым. Однако все наши земные радости бывают скоропреходящими: ты еще не успел нарадоваться, а уже по щекам потекли слезы - что-то тебя от этой радости так отвлекло, что ты и забыл о ее источнике.

Более того, бывает так, что именно радость становится для человека причиной скорби - как раз в силу того, что она непостоянна. Ты успеваешь понять, какое это замечательное состояние души и сердца, а радость уже уходит, хочется ее удержать - а она не удерживается. На чем бы она ни была основана: отношения между людьми не бывают всегда постоянными и ровными - часто периоды радования друг о друге чередуются с периодами взаимной скорби. Земные достижения также очень непостоянны - не успел человек порадоваться относительно того, что ему удалось сделать, а оказывается, что все уже надо начинать заново. Наша жизнь - ледяная горка, на нее карабкаешься долго, а потом вдруг съезжаешь в одно мгновение, и снова надо начинать карабкаться. Чего ни коснись, все действительно проходит очень быстро.

Что же касается радости в хрис­тианском ее понимании, то это все-таки нечто другое. Это, в первую очередь, радость о Боге, когда человек радуется не чему-то, что может прекратиться, уйти, а тому, что вечно, неизменно - своему Создателю и Творцу. Но эта радость посещает сердце человека либо тогда, когда Господь хочет человека утешить и дать ему опыт этой радости, либо когда человек сам всей своей жизнью стремится к тому, чтобы быть с Богом. И поскольку Господь становится главной и, пожалуй, даже единственной целью его жизни, то для него это ощущение пребывания в Боге и радости о Нем становится естественным.

Человек, чья жизнь исполнена грехов, преткновений и падений, намного реже может ощущать эту радость при мысли о Боге - чаще он, наоборот, находится в состоянии печали о Нем, если, конечно, мы говорим о сознательном хрис­тианине. Для него радость бывает неким утешением, которое Господь подает. Если же человек к Богу стремится, и это стремление становится неотъемлемой частью его жизни, то именно оно делает его счастливым среди скорбей, печалей, напастей. Мы это можем наблюдать на примере жизни различных святых и тех людей, которые Церковью не прославлены, но которых мы с той или иной степенью достоверности могли бы назвать христианскими подвижниками. Это необязательно должен быть человек, подвизающийся видимым образом, - это просто человек, который Богом живет и других радостей не ищет.

Отчасти, может быть, доводится время от времени испытывать такую радость о Господе и нам самим. Это бывает либо в момент богослужения, когда какие-то слова песнопений, молитв, до того скрытые от нас, вдруг раскрываются не просто для ума, но и для сердца; иногда это случается, когда мы молимся сами или что-то читаем - и опять-таки прочитанное усваивается нашим сердцем и доставляет радость; иногда какая-то мысль сходит на наше сердце и как некий дивный цветок распускается в нем. А бывает и так, что и не молитва, и не богослужение, и не чтение, и даже не какая-то мысль, а просто состояние сердца таково, что человек вдруг чувствует: как же хорошо! А почему? Потому что очень хорошо быть с Богом.

Обойтись без «духовных конфет»

Огромное количество людей приходят на Светлой седмице, готовясь причащаться, с одним и тем же на исповедь: они признаются, что в это самое время, когда надо радоваться и ликовать, этих чувств почему-то в сердце нет, они исчезли куда-то. Пасха и пасхальный период - совершенно особенные: вся Вселенная должна радоваться, но на самом деле радуются только те люди, которые действительно понимают, каким важнейшим, единственным по своей важности событием стало для нас Воскресение Христово. Это - стержень всего нашего бытия, потому что побеждена смерть, побежден грех, и мы уже не являемся их пленниками, мы способны жить вечно и блаженно. Но если наши сердца не удостоверяют нас в том, что вот конкретно мы можем этой жизни сподобиться, если в нас слишком много действует тех страстей, которые нас убеждают, что, скорее всего, мы можем не спастись, а погибнуть, то, конечно, мы оказываемся чуждыми этой радости. Собственно говоря, радуемся мы или нет в это время, зависит от того, что в нашем сердце, и от того, какова наша жизнь.

Да, когда мы после долгого перерыва вновь слышим песнопение «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небеси...» и приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» - душа радуется. А потом человек возвращается к себе самому, и смотрит в себя, и спрашивает: «А во мне-то есть некое свидетельство Воскресения? Присутствует сейчас в моем сердце Господь и наполняет Своим светом все мое существо?». Такие размышления, на мой взгляд, нас лишают в значительной степени способности радоваться в это время.

Могут быть и другие причины угасания пасхального ликования. Порой человеку кажется, что радость должна являться неким непременным атрибутом его хрис­тианского бытия. И с одной стороны, вроде бы так и есть, ведь жизнь в Боге связана с радостью о Нем. Но в то же время мы можем видеть, как Господь и великих подвижников испытывал периодами сухости, душевного бесплодия, и было бы странно, если бы Он не испытывал точно таким же образом и нас. Когда ты радуешься, когда тебе хорошо, то все дается очень легко, буквально крылья за спиной вырастают. А вот в то время, когда от тебя эта радость скрывается, когда ты знаешь, что она есть, но ты в этот момент остаешься ей чужд, очень трудно бывает и жить по-христиански, и даже самые маленькие христианские подвиги совершать.

Меня в свое время поразил пример жизни схиархимандрита Серафима (Романцова), одного из Глинских старцев, который после уже вторичного разорения и закрытия обители подвизался на Кавказе. Когда приблизилось время умирать, он, по свидетельству очевидцев, лежал удивительно радостный, светлый. Он вспоминал, что будучи еще достаточно молодым монахом увидел во сне благодать Божию в образе Прекрасной Девы, во всей Ее силе и полноте, и почувствовал такую радость! Но потом Она на всю жизнь от него скрылась, а вернулась только лишь на смертном одре. Он шел к Ней все годы жизни.

Требовать радости от Бога - очень большая ошибка. В подобном отношении есть некая корысть. Как преподобный Макарий Оптинский укорял кого-из своих духовных чад: «Вы всё ищете каких-то конфет, а это духовное сластолюбие, надо научиться обходиться и без них и при том хранить верность Богу».

Но самое интересное, как только человек искренне отказывается от своего права на духовную радость, смиряется с тем, что Господь не обязан ее дать, - она вдруг приходит.

Поделиться радостью

Часто перед людьми встает вопрос, как можно поделиться радостью о Воскресшем Спасителе со своими близкими, если они к вере равнодушны или относятся к ней негативно, и даже агрессивно. На самом деле, человеку, который живет среди тех, кому совершенно чужда христианская вера, зачастую бывает трудно и в себе самом пасхальную радость удержать. Это происходит потому, что важнейшее для человека оказывается близкими неразделенным. И естественно при этом скорбеть, ведь люди, которых ты любишь, могут оказаться лишенными вечной жизни со Христом.

Однако делиться радостью обязательно нужно, только не внешней ее стороной, а скорее - своим состоянием. Каждый знает, как другим бывает с нами иногда тяжело, а иногда легко и хорошо. Почему? Все зависит от того, что в этот момент кроется в сердце, которое становится источником радости или скорби не только для нас, но и для окружающих нас людей. Нужно, чтобы люди, видя нашу радость, сами захотели узнать, в чем ее источник, в чем ее причина. А если мы начинаем говорить о своей радости, но при этом люди не чувствуют ни нашего тепла, ни нашего света, то такая проповедь будет скорее антипроповедью.

Научиться радости

Когда мы говорим о потере пасхальной радости, нельзя не вспомнить, что кто­то может всегда и во всем видеть лишь отрицательную сторону жизни, всегда роптать и малодушествовать, а кто-то может за все, с ним происходящее, благодарить Бога и ко всему, с ним происходящему, относиться духовно.

Когда, например, человека обидели, он может считать это несправедливостью, может сделать вывод, что мир и люди в нем - страшные и жестокие. И тогда действительно вся жизнь наполнится мраком. А может человек думать иначе: мое сердце гордое, мое сердце тщеславное, мое сердце самолюбивое, а мой обидчик - это тот, кого послал Господь, чтобы хотя бы немного исправить и исцелить мое сердце. Постигшая неудача - это опять-таки то, что меня смиряет, и я чувствую, что это смирение для меня гораздо полезнее, нежели благополучный исход того дела, которое я пытался предпринять. То есть весь вопрос заключается в том, что приоритетно: достижение каких-то временных целей, удача здесь или же те изменения, которые в нас хотел бы произвести Господь. И вот если человек способен за это благодарить Бога, во всем видеть действие Божие и Промысл Божий о себе, он, конечно, научится радоваться, а точнее сказать - сделает себя способным радоваться. А иначе можно и явного дара Божия не заметить, пройти мимо него...

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (509)

Записала Инна Стромилова
Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/paskhalnaya-radost-dar-i-trud


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 00:08
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
10.05.2021 23:56
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
10.05.2021 22:23
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
10.05.2021 21:07
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:20
«Этот величественный подвиг совершил именно советский народ»
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:03