«Мне жгли раскаленным железом ступни»

0
342
Время на чтение 6 минут

Священник Константин Сырбу Священник Константин Сырбу

Отец Константин Сырбу родился 10 января 1905 г. в селе Кавадинешть уезда Ковурлуй в семье бедных набожных крестьян Георгия и Марии Сырбу. Когда ему исполнился год, мать умерла, и бабушка с дедушкой по отцу забрали его к себе на воспитание. Константин окончил начальную школу с отличием, а потом дедушка умер, и невестка выгнала из дома бабушку вместе ним. Приютились они в маленькой каморке при церкви, бабушка неустанно работала, а мальчик батрачил у односельчан за пропитание. Поэтому он пропустил 4 класса учебы в школе.

В 1919 г. 14-летний Константин по настоянию бабушки сдал вступительные экзамены в Свято-Андреевскую богословскую семинарию г. Галаць, по результатам которых оказался третьим из 500 абитуриентов. В семинарии он тоже был отличником, что, однако, не освобождало от необходимости внесения платы за обучение, поэтому, чтобы не быть исключенным, мальчик вынужден был ночью работать на лесопильном заводе, а днем подрабатывать в лавке или репетитором в зажиточных семьях. В этих условиях он смог закончить семинарию за 2 года, сдавая экзамены экстерном.

Осенью 1925 г. Константин поступил на Бухарестский богословский факультет и одновременно в Консерваторию. Не имея средств к существованию, 2 года он ночевал на полу в одной мансарде, а когда хозяин отказал ему в гостеприимстве - в зале ожидания Северного вокзала, затем в студенческом общежитии. Пробирался он туда украдкой после 11 часов ночи, когда администратор укладывался спать, и ложился на свободной койке, если ребята уходили гулять, а если места не было, то пристраивался к какому-нибудь сострадательному студенту. Питался он в столовой Гутенберга после 14:30, доедая остатки после обедавших по карточкам.

Позднее, в 1927 г., поступил в бухарестское Общество по эксплуатации трамваев в качестве учителя музыки и подключился к миссионерской работе при столичной церкви Злэтарь. Здесь Константин сотрудничал в двух приходских газетах и организовал хор верующих, просуществовавший при этом храме еще 30 лет после этого.

В 1929 г. по окончании Богословского факультета, не найдя для себя места на приходе, устроился певчим в бухарестский храм Лукач. Здесь он проработал 5 лет, тоже организовал хор, участвовал в миссионерской работе и преподавал музыку в школе для девочек.

В 1934 г. переехал в г. Хушь, где 15 августа был рукоположен в диакона, а на следующий день - в иерея и начал служить в кафедральном соборе Хушской епископии. Впоследствии был назначен директором певческой школы и учителем сектологии, катехизиса и вокальной музыки, а также членом судебной коллегии протопопиата (благочиния) Фэлчиу.

В том же году о. Константин Сырбу стал одним из основателей и фактическим председателем Братства святых апостолов Петра и Павла, целью которого было повышение духовно-нравственного уровня румынского народа. За самоотверженную работу был возведен в ранг эконома, а 1 марта 1938 г. стал вторым протоиереем (благочинным) уезда Фэлчиу. Другой заслугой о. Константина в этот период стало строительство в г. Хушь приюта для сирот и престарелых. Много помогала батюшке его супруга, мать Мария, выпускница литературного и философского факультетов, писательница.

1 ноября 1938 г. отец Константин был переведен в Бухарест, на вновь основанный приход в бедной рабочей окраине, где не было ни церкви, ни епархиального дома. Здесь он в подвале госпиталя им. Королевы Елены обустроил часовню и прослужил там без жалованья полтора года, пока его должность не включили в бюджет Министерства культов. Многочисленные верующие сплотились вокруг о. Константина, и спустя 7 лет общими усилиями был воздвигнут храм в честь небесного заступника батюшки - св. равноап. царя Константина и матери его Елены.

В 1941 г. умирает матушка Мария, и 36-летний о. Константин остается с двумя дочурками на руках.

В 1947 г., когда в Молдавии свирепствовал голод, он собрал 2 вагона продуктов и одежды и отправил их голодающим Ясского уезда, за что был награжден крестом ставрофорного эконома.

После войны, с приходом к власти коммунистов, бурная деятельность о. Константина стала объектом пристального внимания секуритате (румынской охранки), и когда в 1949 г. в его храме произошло чудо - на окне явился крест, батюшка был арестован, подвергался допросам в течение недели, но был отпущен. 12 января 1954 г. он был арестован во второй раз, обвинен в заговоре против общественного порядка. Один за другим последовали бесконечные жестокие допросы, была вывернута наизнанку вся его подноготная: отец Константин обвинялся в том, что при строительстве храма получил материальную помощь от самого маршала Антонеску, что поминал его на панихидах, так же как и лидера Легионерского движения Корнелия Кодряну, что в 1951 г. организовал работу местных отделений «Войска Господня» - массового движения по нравственному возрождению румынского народа, что совершал «легионерские крещения», тогда как он просто крестил детей легионеров, что принял на работу в открытую им столовую для бедных повариху, работавшую до этого в столовых сети «Легионерская помощь», что имел связи с Крестьянской национальной партией, что какая-то работница его столовой прятала оружие, о чем ему даже не было известно.

В итоге о. Константин Сырбу был признан убежденным антикоммунистом и 9 октября 1954 г. осужден на 8 лет тюрьмы и 3 года исправительных работ. Последовали самые страшные румынские тюрьмы: Жилава, Герла, Деж, где священник подвергался самым жестоким пыткам, и трудовые лагеря.

Тюрьма Жилава Тюрьма Жилава     

«Мне жгли раскаленным железом ступни, вырывали бороду, избивали, но я сказал им: можете мучить меня сколько хотите, я не отрекусь от Христа», - рассказывал он впоследствии.

4 декабря 1961 г. отец Константин был сослан на 2 года на «предписанное место жительства» в село Виишоара, о чем имеется свидетельство священника Георгия Калчу, который был сослан туда же.

 

Священник Константин Сырбу Священник Константин Сырбу 25 февраля 1964 г. отец Константин был выпущен на свободу и уже 8 апреля начал служить в столице, в полуразрушенной церквушке Премудрости Божией, 40 лет простоявшей без богослужений. Дождь лился через прохудившуюся крышу, а в отверстия стен свистел ветер. Сначала верующие соорудили во дворе каморку, и батюшка ютился в ней целый год. Со временем храм был восстановлен, вокруг о. Константина собрался дружный приход, особую заботу проявляли о больных, вдовах и сиротах. Но охранка не сводила с батюшки глаз, его то и дело вызывали на допросы, а здоровье, испорченное в тюрьме, доставляло сильные физические мучения.

Когда батюшку положили в больницу и сделали ему операцию, он почувствовал приближение своей кончины и попросил привести к нему священника. Им оказался архимандрит Иларион (Аргату) из монастыря Антим, также исповедник веры, много пострадавший от безбожных властей. Свидетельницей последних минут жизни отца Константина стала одна из его прихожанок, она описала увиденное такими словами:

«Тогда я не понимала, почему отец Иларион (Аргату) всё пытается поправить ему подушку. Только потом он сказал нам, что когда причащал батюшку, то увидел вокруг его головы сияние. В первую минуту он подумал, что это подушка такая цветная. Но потом понял, что он воочию видит нимб великого избранника Божия... После этого, даже спустя многие-многие годы, каждый раз, когда отец Иларион беседовал с кем-нибудь из прихожан храма Премудрости Божией, он всегда вспоминал об этом откровении, дарованном ему Богом для того, чтобы всем стало известно о нимбе, которым Бог увенчал отца Константина».

Так отошел ко Господу 23 октября 1975 г. новомученик и исповедник Христов иерей Константин Сырбу.

По материалам сайта Fericiţi cei prigoniţi
подготовила Зинаида Пейкова

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/70184.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зинаида Ивановна Пейкова
Все статьи Зинаида Ивановна Пейкова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06