Старец Феофил (Бэдой) и его изречения

0
510
Время на чтение 8 минут

Источник: Православие.Ru

В наши дни, когда некоторые служители алтаря Христова с легкостью слагают с себя сан и уходят в мир, нам будет полезно вспомнить мучеников за веру. Еще совсем недавно, менее 100 лет тому назад, они соглашались скорее умереть, чем пойти на такой шаг. Одним из таких исповедников Христовых был румынский старец архимандрит Феофил (Бэдой; † 17 июля 2010 г.).

Архимандрит Феофил (Бэдой) Архимандрит Феофил (Бэдой

Я в монастыре Сымбэта-де-Сус. Отец Феофил (Пэрэян), к которому я пришел, отлучился на время, и я решил прогуляться к озеру, что за монастырской оградой. Там увидел группу отдыхающих монахов. Посреди них, словно охраняемый всеми, стоял старый монах, низенький ростом, с негустой бородой и весь седой. Я, любознательный по натуре и охочий до разговоров, подошел к ним:

– Бог в помощь! Откуда вы, отцы?

– Бог в помощь! Мы из монастыря Слэник, из Арджеша, – отвечает один из них, молодой.

– А я знаю там кое-кого, – говорю, – отца Феофила (Бэдоя)!

И вдруг этот старенький монах поворачивается ко мне и со всей серьезностью говорит:

– Кого?! Этого вора, этого негодяя? Да он сбежал из монастыря, его нет больше у нас!

Я с недоумением и некоторым испугом посмотрел на него: как так? У батюшки, о котором я столько хорошего узнал из книг, оказалась такая дурная репутация в Слэнике? Остальные молчали, пряча улыбки в бороды. Тут один, видя, что я совсем сбился с толку, подходит ко мне и весело говорит:

– Да вот же он – отец Феофил (Бэдой), настоятель Слэника!

Отец Феофил (Бэдой) родился 11 сентября 1925 года. В монастырь поступил 20 февраля 1944 года и монашеский постриг принял 30 марта 1947-го. В том же году был рукоположен в иеродиакона, 14 июля. В 1968 году, уже пройдя школу страданий – 7 лет изгнания из монастыря по диавольскому декрету 1959 года[1], рукоположен в иеромонаха.

Беседа с аввой Феофилом

– Эх, парень, молодость проходит в искушениях, а старость в немощах. Голос у меня стал слабым, всё слабое. Остался я с одним глазом и одним зубом. Но что поделаешь, надо идти вперед. Так говаривал авва Витимион.

Закончи я хоть все школы мира сего, самые высшие школы, ни одна не была бы так полезна для меня, как школа страданий. Выгнали меня из монастыря 15 января 1961 года. Мне было 36. Я оставался в Слэнике с аввой Витимионом (Жупаном, мы так его называли) и отцом Иосифом из села Корбь. Отец Никодим и отец Гавриил уже сидели в кутузке. Я чудом избежал тюрьмы. Бог хранил меня, иначе я бы не выдержал, просто умер бы. Вот так вот.

Итак, проповедовал я тогда в «Войске Господнем»[2]. Делал это с большой любовью, готов был всю молодежь привести в монастырь. И вот 14 октября 1960 года пришел к нам в скит товарищ Бэрбулеску, инспектор по делам культов Арджешской области, самый злой из всех людей, каких я только видел в жизни. Сказал мне: «Я пришел с тобой познакомиться, потому что ты единственный монах во всей области, которого я не знаю. Познакомиться и сказать тебе, чтобы ты уходил». – «Я не уйду, товарищ, никуда. До весны не уйду отсюда». – «Уйдешь, я тебе это обещаю».

Так оно и вышло, как он сказал. Однажды ночью ворвались ко мне Бэрбулеску и трое-четверо секуристов[3] с ним. А у меня в одной из комнат был спрятан отец Бобок, он болел, бедняжка, и я за ним ухаживал.

«Где Бобок?» – спросил он. – «На что он вам, господин? Оставьте его в покое, он болен». Они нагрянули к нему, и что тут услышали мои уши… Какую грязь, какие оскорбления на него изрыгали!

– Били его?

– Нет, не били. Арестовали, а меня выгнали из монастыря. «Куда ты сейчас пойдешь?» – спросил инспектор. – «В Корбь». – «А почему не во Влэдешть?»[4]. Я не хотел возвращаться в свое село, а им невдомек было, почему я, будучи монахом, не могу вернуться домой. «Мне не к кому больше возвращаться во Влэдешть. Родители мои умерли». И тогда меня отпустили в Корбь, заставили только подписать заявление, в котором я просил, чтобы меня расстреляли, если найдут в скиту.

Сколько лет вы провели по принудительному поселению в Корбь?

– Пять лет. До ноября 1966 года.

– И вас там оставили в покое?

– Да куда там! Вызывали в милицию постоянно. Когда я возвращался оттуда, еле держался на ногах, шатался хуже пьяного. «Бандит, ты почему не женишься?» Из «бандитов» меня никак не выводили.

«Бандит, ты почему не женишься?!» – орали в милиции. Из «бандитов» меня никак не выводили

«Слушай, ты! Такие же, как ты, женятся и живут себе с женой, так, по отдельности. Что скажешь на это?» – «Я скажу, что кто женился, тот должен соблюдать все законы брака. Я так знаю. А кто не женился, тот соблюдает все законы безбрачной жизни».

В другой раз я спросил допрашивавшего меня: «Вы ведь тоже давали присягу, военную, не правда ли?» – «Да, давал». – «И что, нарушили ее?» – «Нет, никогда!» – «Так вот, я тоже давал клятву, монашескую. И не могу нарушить ее ни за что на свете». И знаете, что он ответил? «Ты хорошо делаешь, что не нарушаешь ее». Представляешь себе?

– Вы хранили монашеские обеты и в миру, будучи гражданским.

– Свято хранил, отче, с Божией помощью! Были у меня искушения со стороны служителей сатаны, за мной следили, за каждым моим шагом, за всем, что я делал. И я по причине такого стресса все 5 лет, пока жил в Корби, вообще не мог уснуть, если только с таблетками.

Но сатана и лично борол меня. Если бы вы видели, на кого я тогда был похож, одна кожа да кости, вы бы прослезились от жалости. И на меня на такого, в этом моем жалком состоянии ополчился бес блуда. Я так молился, отче, чтобы Бог избавил меня от него, что от проливаемых слез на полу собирались лужи. Сестра Вета спрашивала меня, почему я плачу, а я отвечал, что плачу от тоски по монастырю, не мог же я открыть ей причину.

И тогда я увидел, что секуристы хуже бесов: от бесов помолишься Богу и избавишься, а от секуристов… Я плакал, пока не упаду без чувств. Мать Гавриила говорила потом: «Если бы вы только знали, сколько пощечин получили от меня, ваша святость!» – «Как это?» – «А я только так могла привести вас в чувство».

* * *

Говорил авва Феофил:

– Когда меня рукополагали, я молил Бога: «Господи, избавь меня от зависти и алчности!» Они портят хорошие отношения с людьми. Я не копил денег и всё, что делал, делал для монастыря. Накупил много книг – это наследие, которое оставляю моим «воинам». Есть у меня и кассет 700 с проповедями, церковной музыкой, записями разных моментов из жизни.

Священство – это не профессия, а Божественная миссия

Еще говорил авва:

– Священство – самое страшное дело на земле. Когда священник служит, у него справа рай, а слева ад. Священник даст ответ за каждую душу из своего прихода, если она погибнет. Священство – это не профессия, а Божественная миссия. И у меня душа болит, когда вижу молодых людей, направляющихся изучать богословие, будущих священников, не задумываясь о том, в какое ярмо они впрягаются.

***

Когда отец Феофил после 1990 года поехал с монастырским экономом за покупками в Питешты, его остановил какой-то горожанин и гордо заявил:

– Батюшка, я – евангелист.

Батюшка удивленно посмотрел на него и ответил:

– Я знаю только четырех евангелистов. А ты откуда взялся?

Неожиданный ответ ошеломил «евангелиста». Батюшка уже успел далеко уйти, а «евангелист» всё стоял, не сходя с места. Не шевелился, как вкопанный, провожая авву взглядом, пока он не исчез в толпе.

***

Часто я слышал, как он говорит:

– Дискотеки, сектантские молитвенные дома и ярмарки выходного дня – это уста адовы. Кто продает и покупает в воскресенье вместо того, чтобы пойти в церковь на Святую Литургию, тому не будет никакого прибытка, один ущерб! Так говорят святые отцы, и я верю, что так оно и есть!

***

Еще сказал отец Феофил:

– В жизни у меня было много желаний, о которых я молил Бога, чтобы Он их исполнил, если они Ему угодны. Так, мне очень хотелось построить храм, ведь в нем нас будут поминать как при жизни, так и после смерти, пока будет существовать Церковь. Где служат Святую Литургию каждый день, там много благословений изливается от Бога. Вы знаете, отцы Церкви говорят, что самое большое доброе дело, которое ты можешь сделать за день, – это отслушать Святую Литургию. И меня переполняет радость, когда я смотрю на три воздвигнутых храма и вижу, что в них каждый день совершается суточный круг богослужений по монашескому чину со Святой Литургией.

Когда я впервые поехал на Святую Землю, то увидел там, как возвышенны и исполнены мира богослужения, совершаемые ночью. Святые отцы говорили, что ночная молитва – золотая, потому что ум так не возмущается помыслами, как днем.

Ночная молитва – золотая, потому что ум так не возмущается помыслами, как днем

Рассеяние ума на молитве приводит к душевному охлаждению, и душа не получает столько пользы, как когда ум собран на молитве и мы проливаем слезы.

Вернувшись из Иерусалима, я собрал своих «воинов» и стал советоваться с ними, как бы нам ввести у себя ночные службы. И так мы стали совершать полунощницу и утреню в полночь. С тех пор я увидел благословение Божие, ибо община стала расти численно, а также, надеюсь, духовно и материально[5].

 

[1] В 1959 году в Румынии был издан декрет, по которому все монашествующие, не достигшие пенсионного возраста, должны были вернуться в мир, а стареньких свезли в несколько монастырей, которые превратили в богадельни.

[2] «Войско Господне» (Oastea Domnului) – румынское полумонашеское массовое движение за духовное возрождение народа, сыгравшее большую роль в утверждении в этой стране Православия. Существует с 1923 года, в 1948–1990 годы, при атеистической власти, преследовалось.

[3] Секуристы – сотрудники Секуритате («Безопасность»), т.е. Департамента государственной безопасности Румынии, существовавшего в 1948–1991 годы.

[4] Корбь – село, ближайшее к монастырю Слэнек, Влэдешть – родное село отца Феофила.

[5] Первоначально статья была опубликована в журнале «Мир монахов» (Lumea Monahilor), год 1, № 1, июль 2007 г.

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зинаида Ивановна Пейкова
Все статьи Зинаида Ивановна Пейкова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 08:03
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09