Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха?
Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть
больше семи недель.
С момента, когда ученицы Христа первыми
увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло
пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на
улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали
таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих.
На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже
двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами.
Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения
Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?
В
первые три века христианства название «Пасха» носили две недели:
предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая
именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после
Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое
современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А
собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который
воскрес Спаситель.
Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?
Настоящим
ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни!
Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает
место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение,
обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются!
А что меняется в нашей повседневной жизни?
Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы.
На
время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам
отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе)
земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время
исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.
Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны? Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени - торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством - льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.
Обратите внимание: ведь даже
обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются
открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к
Отцу.
Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы
бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте
становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно
молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16-18).
Артос. Хлеб
Артос - так называется хлеб на закваске с изображением Креста или
Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и
означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю
Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя,
справа от Царских врат. А когда службы нет - прямо во вратах, которые
приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с
артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных
на Светлой неделе крестных ходов.
Зачем все это нужно? По одной из
версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики
Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию,
они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его
земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем
изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на
незанятое место за столом или на отдельный столик.
Артос и сегодня
символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем
это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не
будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.
Раздается артос
в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его
полагается натощак и - в особых случаях, например, в болезни.
http://www.foma.ru/svetlaja-sedmica.html