|
Пять лет назад в последний день января случился пожар в коми селе Подъельск. Событие это потрясло всю страну. Сгорел дом-интернат для престарелых людей. Из 26 человек, живших в нём, спаслось только трое. Православные жители села говорят: рука Божия, не иначе, по-другому пробудить в людях веру Господь, видимо, не смог. Не нам рассуждать, почему именно на долю подъельчан выпала такая трагедия, ведь это типичное село. Но именно беда заставила забывших Бога людей духовно воспрять, а верующих - взяться за дело по возведению храма.
Вообще-то, храм в Подъельске был всегда. И сейчас стоит - большой, каменный. Только вместо купола над ним высится дымящая труба - в стенах Троицкой церкви уже много лет расположена котельная. Первоначально после пожара хотели восстановить храм, но многомиллионной суммы, необходимой для реставрационных работ, сельскому приходу не найти. Он, кстати, образовался сразу после трагедии. Оценив силы, сельчане решили построить новую деревянную церковь и наречь её именем иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Однако дело обернулось долгостроем: небольшой деревянный храм, фундамент которого был залит осенью 2010 года, лишь в прошлом году обрёл крышу.
Окормляет приход села отец Михаил Химишинец - иерей храма Смоленской иконы Божией Матери, что в сыктывкарском местечке Давпон. Отсюда ранним воскресным утром 23 февраля мы и отправились на первую Божественную литургию в храме во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
|
За рулём машины - Павел, прихожанин давпонского храма. С нами ещё и певчая Мария, которая будет заменять собой целый клирос. Дорога в сторону Подъельска - 100 километров без крутых поворотов и резких возвышенностей. Светит солнце, искрится снег - благодать! Вот и село показалось, поутру безлюдное. Подъезжаем к храму. Он построен рядом с тем местом, где случилась беда. На пепелище возведены Поклонный крест и памятник с именами погибших. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное... Чуть поодаль дымит кочегарка, бывшая Троицкая церковь. Новый храм пока без куполов, но они уже есть. Два купола стоят внутри, а центральный попросту не влезает в двери, поэтому, надёжно упакованный, хранится на улице. Батюшка говорит, что весной их установят.
В храме знакомлюсь с Эльзой Семёновной Королевой, которая руководит всем церковным хозяйством. В свои 80 с лишним лет Эльза Семёновна бодра, все силы вот уже пять лет отдаёт приходу, возрождение которого началось именно с неё. До начала службы около получаса. Отец Михаил готовит в алтаре всё необходимое для литургии, а Павел помогает - теперь он алтарник. По одному, по двое на службу подтягиваются подъельчане, в основном женщины. Пока есть время, прошу Эльзу Семёновну рассказать о себе.
|
Родилась она здесь, в Подъельске. Европейским именем окрестил её отец, служивший в своё время на Балтийском флоте. Вскоре после рождения умерла её мать, и до пяти лет Эльза жила в сыктывкарском детдоме. Затем отец забрал её к себе. Отношения с мачехой не заладились, и, не вытерпев, в 16 лет Эльза переехала в Ухту к брату. Ещё в детстве она научилась хорошо шить, поэтому, даже не имея диплома, добилась немалых успехов в швейном деле, дослужившись в Ухте до заведующей большим ателье.
- В ателье я и научилась командовать. И до сих пор командую, - шутит женщина. - У нас ведь как в Подъельске: по паспорту все местные Королёвы, а я записана как Королева. Так что приходится...
Рассказывает Эльза Семёновна о себе с юмором, хотя жизнь у неё складывалась не совсем весело. Вышла замуж и поехала с мужем в Инту, где прожила три десятка лет. Троих детей там родила. Да вот нет в живых уже сына, пропал он без вести в Чечне. Нет старшей дочери, нет внучки - их убили в мирное время в бытовых ссорах. Мужа, найденного зимой на улице без одежды, она полагает, тоже убили. Младшую дочь забрали родственники мужа, и та выросла не с матерью. В начале 90-х Эльза Семёновна, уже пенсионерка, окончательно вернулась в Подъельск.
- Я же не одна, с Богом. Приходская работа есть, мне она очень нравится. Есть у меня два кота, собака. В общем, не скучаю, - не теряет оптимизма моя собеседница.
|
В храме светло. На стенах установлены современные электрообогреватели, поэтому в верхней одежде стоять не холодно. На первую литургию в храм пришло около десяти человек. Почти все исповедались - будут причащаться. Во время общего пения Символа веры Эльза Семёновна раздаёт распечатки текста: не все ещё в молодом приходе знают необходимые молитвы наизусть. А вот «Отче наш» все пели уже без «шпаргалок».
Проповедь была посвящена Неделе о Страшном Суде, но батюшка не мог не сказать о знаменательном для подъельчан событии: «Первая Божественная литургия. Поистине радостно на сердце от ощущения храма Божьего и благодати Святого Духа. Великая милость Божья вам - быть первыми причастниками в этом святом храме. Ещё раз хочу поблагодарить всех, кто участвовал в строительстве и помогал трудами. Пусть Господь воздаст вам Свои богатые милости».
По окончании службы мы продолжили разговор с Эльзой Семёновной.
О воцерковлении она задумалась уже в зрелом возрасте. Около 40 лет ей было, когда она крестилась в Свято-Казанском храме Сыктывкара. Но, как сама говорит, тогда она это так и не осознала и продолжала жить, как прежде. А после одного случая, когда бабушки не пустили Эльзу в храм, потому что она забыла своё православное имя, и многих других сомнений она угодила к сектантам и несколько лет посещала их службы. Но Господь вывел её на путь истинный. В Ульяновском монастыре Эльзе дали христианское имя Елизавета, и после исповеди и причастия она вновь вернулась в православие. Как и положено христианину, по силам проповедовала.
В местный интернат для престарелых она ходила часто и всех людей там хорошо знала. Приносила целебные травки, и так - за чаем - они беседовали. В общем, своим человеком для них стала. В каждой комнате были распечатанные Эльзой Семёновной молитовки, сама она за беседой часто говорила бабушкам о Боге, объясняла Библию. По её словам, дедушки и бабушки жили в довольствии: кормили их хорошо, незадолго до пожара в интернате был сделан ремонт - чистота, картины, приятно и уютно. Только, говорит, «что ни праздник или пенсия, так и загуляют до безобразия». Мужчины почти все пили.
- А ведь какие талантливые были, - вздыхает Эльза Семёновна. - Один там был такой певец! Напьётся, бывало, и запоёт - романсы, арии. Заслушаешься! С таким голосом оперным певцом надо быть. Поёт-поёт и... бум! Падает... В отключке.
|
В день пожара интернатовские тоже что-то отмечали. Скорее всего, от непотушенной сигареты полыхнуло всё здание. Следствие тогда поспешило назначить крайнего - им стал социальный работник Алексей Королёв, ухаживавший за стариками. Восемь месяцев он провёл в следственном изоляторе, теряя здоровье и, возможно, надежду, но, слава Богу, был оправдан. Эльза Семёновна, правда, замечает, что в сложном деле, таком как работа с группой людей, нужно порой быть жёстким, нужно уметь и по столу кулаком ударить, чего как раз не хватало в характере соцработника. Но это не в укор ему, ведь Алексей Иванович полностью отдавался своему делу в уходе за своими подопечными. Сам он, кстати, тоже один из тех, кто после трагедии принял крещение. И пришёл на первую литургию в храм.
- Наши подъельские бабуши убедили меня, что надо креститься, - говорит Алексей Иванович. - Всех обрядов, конечно, не знаю ещё, но уже кое-что понимаю. А когда бываю в Сыктывкаре или райцентре Корткеросе, храм посещаю обязательно. Когда же служат панихиды по погибшим в этом пожаре, трудно сдержать слёзы...
Уже три года Алексей Иванович является выборным главой села Подъельск и немало сделал для того, чтобы построить православный храм. Совместно с Эльзой Семёновной они и писали обращения всем, кто мог бы помочь в строительстве.
|
Началу строительства осенью 2010 года предшествовало создание общественной организации «Восстановление православного храма села Подъельск» во главе с местным фермером Михаилом Кощеевым. Затем был юридически оформлен приход, который стал окормлять отец Михаил Химишинец. Фундамент удалось заложить сразу, на остальное же не хватало средств. Вот тогда и помогли обращения во все инстанции. Деньги приносили не только подъельчане, но также жертвовали предприятия республики, правительство оплатило изготовление куполов.
В планах - построить трапезную для приёма гостей, а по возможности и колокольню. В долгосрочной перспективе - перенос кочегарки из Троицкой церкви и её восстановление. «Нам ещё бы батюшку, который бы смог приезжать каждое воскресение, отцу Михаилу-то очень далеко ездить. Я уже обратилась к владыке Питириму с просьбой дать нам батюшку из Важкурьи, это в 30 километрах от нас, либо из Ульяновского монастыря, до него 60 километров. Но ответа пока нет», - сетует Эльза Семёновна.
Дай ей Бог здоровья. Которое, к сожалению, начало подводить. Глаза вот почти не видят - собирается Эльза Семёновна делать операцию, после чего будет долгий восстановительный период. Без неё дела прихода заметно сбавят темпы, но бессменный завхоз, понимая это, позаботилась: нашла себе в преемницы активную женщину, которая к лету как раз переезжает из соседней деревни в Подъельск.
Перед отъездом заходим в дом ещё одной семьи - Владимира и Валентины Королёвых. Они содержат своё фермерское хозяйство и взялись принимать батюшку и его помощников после службы. За превосходными обеденными блюдами я побеседовал с ними. Оказалось, и их не обошла горькая доля: 15 лет назад они потеряли сына. После этого потихоньку стали приобщаться к церковной жизни. Начали поститься и по большим церковным праздникам ездить на службы в близлежащие монастыри. Строительство храма в своём селе, конечно же, поддержали и теперь активно участвуют в делах прихода. Владимир Николаевич делится мыслями:
- Радостно, оттого что храму «Неопалимая Купина» помогают все, кто как может. Наученные уже. Ведь не дай Бог, чтобы история повторилась...
После трапезы мы покидаем Подъельск, но едем не в Сыктывкар. Батюшке нужно заглянуть на пилораму - проверить, как обстоят дела с лесом для ещё одного храма, который будет строиться в соседнем селе - Подтыбке. Видать, там уразумели пример Подъельска и сами, без «напоминания», взялись за богоугодное дело. Хочется верить, что обращение к православию оградит сельчан не только от пожаров, но и от бытовых трагедий, от неустроенности в жизни. Ведь одно с другим тесно связано.
Константин МАЙБУРОВ
Фото автора