Апостасия в русском православии в 1958-1960 годах (на материалах вологодской периодики)

Олег Молодов 
0
07.03.2014 141
Доцент Вологодского филиала Российской академии народного хозяйстваи государственной службы при Президенте РФ О.Б. Молодов в публикуемом материале приводит обзор случаев отречения от православной веры и ухода из Церкви некоторых мирян и священнослужителей в конце 1950-х - начале 1960-х гг. На основе периодики, выходившей в Вологодской области, автор прослеживает ход акции по популяризации рассматриваемой тенденции.

Апостасúя понимается как процесс отступления человечества от истинной веры и благочестия, приготовляющий приход антихриста[1]. В нашем случае это отречение от православной веры и Русской Православной Церкви (РПЦ). Единичные случаи отпадения от веры или перехода мирян и священнослужителей в иную конфессию имели место всегда, но в начале «хрущевской» антирелигиозной кампании им придавалось особое значение.

Ведущую роль в освещении данных фактов играло в тот период печатное слово, так как именно через прессу о каждом случае апостасии оповещалось население. Поскольку ранее об этом газеты вообще не сообщали, у читателя создавалось впечатление о массовости данного явления. Существует версия специально спланированной КГБ СССР акции по уходу из РПЦ отдельных влиятельных церковных деятелей, в частности доктора богословия А.А. Осипова. То есть в контексте новой политики в отношении религии и Церкви отступничество явилось искусственно созданным показателем кризиса православия, провоцировало к аналогичным действиям духовенство и мирян, но действительно массовым так и не стало. Как отмечает М.В. Шкаровский, мерами шантажа, подкупа и угроз в конце 1950-х - начале 1960-х гг. удалось склонить к отречению от сана около 200 православных священнослужителей, но существенного воздействия на верующих эта акция не оказала[2].

В вологодской прессе эти мероприятия начались в апреле 1958 г. с публикации статьи Павла Дарманского, перепечатанной из «Киевской правды» от 22 февраля, разоблачавшего религиозные мифы и обряды, агрессивность верующих империалистов и т.п. Одним из поводов его разрыва с Церковью стал, как он пояснял, отказ девушки вступить с ним брак в случае принятия сана[3]. В следующей статье[4] П. Дарманский сообщает читателям, что после ухода из Церкви его жизнь коренным образом изменилась: он работает научным сотрудником в музее «Киево-Печерская лавра», обрел счастье в семье. За «новую, творческую, радостную жизнь» бывший священник благодарил «родную Коммунистическую партию, которая обеспечила советскому народу великие права и демократические свободы».

Затем в прессе наступил почти годичный перерыв в публикации подобных материалов, если не считать отдельных материалов о разрыве с сектантами, например статью И.Н. Глушака «Почему я вышел из секты баптистов»[5]. Указанная выше статья была размещена во многих районных газетах Вологодчины.

Наиболее активно проявления апостасии отражаются в печати в 1959 году. Чаще в вологодской периодике появляются «перепечатки» из газет Украины, Казахстана и Поволжья. Например, публикуется открытое письмо бывшего благочинного Н. Спасского епископу Астраханскому и Сталинградскому[6]. В нем автор разоблачает ложные чудеса, критикует воровство священников и богатство епископата, призывая священнослужителей: «Прекратите обманывать народ, бросьте неблаговидное дело». Обращаясь к верующим, Н. Спасский пишет: «Не верьте ни в какие сверхестественные силы, ...настойчиво и упорно овладевайте науками, они помогут вам освободиться от религиозного дурмана».

Тиражированы во многих районных газетах были еще несколько статей священников и верующих из различных регионов страны. Бывший священник из Казахстана К.Ф. Попков раскрывал несостоятельность священных книг, называя их «религиозной фантастикой». Наряду с этим он критиковал пьянство и жадность духовенства, особенно Алма-Атинского епископа, «обокравшего все епархиальное управление» и сбежавшего из города[7]. Ему вторил В.Ф. Сокоревич с Украины, рассуждая о богатстве монахов и противоречиях Библии, заключая при этом: «Слово божие - негодное, вредное, лишнее»[8].

Н. Петухов из Новгородской епархии, ставший впоследствии главврачом в одной из больниц Ленинградской области[9], клеймил бывших «коллег по цеху» за нечестность, пьянство, фальсификации при сборе подписей об открытии храмов. Особенно досталось епископу за его особняк и большую зарплату. Критически изучая Библию, Н. Петухов пришел, на наш взгляд, к странному выводу, что она «учит убивать, грабить и обманывать»[10]. Бывший семинарист из Одессы Н. Трохимчук поведал читателям, как через чтение научной литературы «пошатнулась» его вера в Бога, а он обрел счастье, порвав «с семинарией, с богом, с предрассудками»[11]. Двое из вышеуказанных авторов (Н. Петухов и Н. Трохимчук) писали о большом влиянии на них антирелигиозных выступлений П. Дарманского и Е. Дулумана.

В конце 1959-1960 гг. в вологодской прессе популяризируется пример отречения от веры профессора-богослова Московской Духовной Академии А. Осипова, опубликовавшего несколько книг атеистического содержания и проводившего время в поездках по стране с антирелигиозными лекциями. (Важно не путать А.А. Осипова с его однофамильцем известным современным богословом А.И. Осиповым). Сначала в областной газете появляется перепечатанная из «Правды» исповедь профессора-ренегата[12], а затем статьи о его книгах[13] и деятельности[14]. Последняя публикация ТАСС является репортажем из Колонного зала Дома Союзов (!), приуроченным к годовщине отречения А. Осипова о веры. На этой встрече А. Осипов, уже научный сотрудник Ленинградской публичной библиотеки, и Н.С. Петухов выступали с обличительными лекциями о «религиозных предрассудках» и духовенстве («проходимцах, развратниках, пьяницах»). А. Осипов, по словам В. Цыпина, был «самым красноречивым и богословски образованным из ренегатов»[15].

Еще одной крупной статьей в 1960 г. стал рассказ бывшего священника с Украины А.В. Клименко, разоблачавшего неверующих священнослужителей и их деятельность. Он писал: «Миссия священника ныне - миссия шута, призванного развлекать людей с отсталыми взглядами»[16]. А.В. Клименко также сокрушался о восемнадцати годах, «бесполезно потраченных» в Церкви, поскольку «из-за религии он потерял здоровье, спокойный сон, не смог ...найти общий язык со своими детьми».

Что касается Европейского Севера СССР, то только один священник-ренегат Ю.И. (Георгий) Оплёскин был связан с Архангельской и Вологодской православными епархиями[17]. Будучи уроженцем Свердловской области, он служил в Казанской церкви г. Сыктывкара, в Ильинском соборе г. Архангельска (с 23 ноября 1954 г. по 24 января 1955 г.) и два дня (!) в Никольской церкви с. Нёнокса Беломорского района Архангельской области. В книге регистрации духовенства, которую заполнял областной уполномоченный по делам РПЦ, имеется последняя красноречивая запись об о. Георгии - «сбежал, выехал в Вологду»[18]. После непродолжительного служения в Вологодской епархии он «решил испытать еще одну» - Свердловскую, но увидел там «то же самое». В своей статье бывший священник разоблачал сущность религиозных обрядов и постов, «лишающих организм энергетического материала», пьянство духовенства, интриги епископата и т.п. Благодаря чтению марксистско-ленинской литературы и запуску искусственного спутника Земли, «вдохновленный и обрадованный» примером П. Дарманского, Ю. Оплёскин ушел из Церкви «в поисках истины, правды и добра».

30 декабря 1959 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия (Симанского) решил бывших клириков, «публично похуливших Имя Божие», извергнуть из сана, лишить всякого церковного общения и отлучить от Церкви[19]. По заключению М.В. Шкаровского, ренегаты вызывали лишь презрение, и от данной акции властям впоследствии пришлось отказаться. Многие из «отреченцев» уже к середине 1960-х гг. спились, покончили с собой, просили своих архиереев о прощении[20].

Редким исключением среди отступников является доктор философских наук Евграф Каленьевич Дулуман, 1928 года рождения, проживающий ныне в Украине. За десятилетия своей научно-атеистической деятельности он опубликовал 8 монографий, 120 статей, прочитал более 2,5 тыс. лекций. Кроме того, им открыто три антирелигиозных сайта.

Действительно, создается впечатление, что в первые годы «хрущевской» атаки на Церковь десятки людей, словно по команде, в течение короткого промежутка времени отреклись от религии и вышли из РПЦ. При этом нельзя исключать возможное влияние спецслужб в организации данной акции, призванной послужить толчком для массового проявления апостасии. Значительную роль в популяризации примеров отступничества играли печатные СМИ, без которых они не получили бы такого общественного резонанса. Указанные М.В. Шкаровским цифровые данные показывают, что масштабы апостасии в русском православии были незначительными. Изученные нами газеты Вологодской области, тиражируя одни и те же статьи, иногда повторяя публикации спустя несколько лет, пытались создать у читателей преувеличенное впечатление о размерах данного явления. Как представляется, при отсутствии организованной пропагандисткой акции уход из Церкви или семинарии отдельных людей прошел бы незаметно.



[1] Молотков С., свящ. Православие от А до Я. СПб., 2003. С. 114.

[2] Шкаровский М.В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 367.

[3] Дарманский П. Почему я порвал с религией // Красный Север. 1958. 9 апр. С. 3-4.

[4] Дарманский П. Атеизм побеждает // Красный Север. 1958. 9 авг. С. 2.

[5] Глушак И.Н. Почему я вышел из секты баптистов // Новый путь. 1958. 16 мая. С. 2-4.

[6] Спасский Н. Почему я отрекся от церкви // Красный Север. 1959. 12 июля. С. 4.

[7] Попков К.Ф. Почему я порвал с церковью // Лежский ударник. 1959. 9 апр. С. 2, 4.

[8] В.Ф. Сокоревич. Я больше не служитель церкви // Ленинское знамя. 1959. 6 авг. С. 2-3.

[9] Красный Север. 1964. 28 янв. С. 2.

[10] Петухов Н. Как я порвал с религией // Белозерский колхозник. 1959. 29 мая. С. 4.

[11] Трохимчук Н. Почему я ушел из духовной семинарии // Вперед. 1959. 18 янв. С. 4.

[12] Осипов А. Отказ от религии - единственно правильный путь // Красный Север. 1959. 29 дек. С. 3.

[13] Чуднова Л. «Путь ясен» // Красный Север. 1962. 8 авг. С. 4.

[14] Они отошли от религии // Красный Север. 1960. 22 дек. С. 3.

[15] Цыпин В. История РПЦ: Синодальный и новейший периоды. М., 2006. С. 510.

[16] А.В. Клименко. Смелее рвите религиозные путы! // Красный Север. 1960. 6 авг. С. 4.

[17] Оплескин Ю.И. Почему я порвал с религией // Красный Север. 1959. 14 мая. С. 4.

[18] Государственный архив Архангельской области (ГААО) Ф. 5620. Оп. 3. Д. 14. Л. 5 об-6.

[19] Цыпин В. Указ. соч. С. 511.

[20] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 367.

http://www.bogoslov.ru/text/3839550.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Молодов
Все статьи Олег Молодов
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 15:51
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 15:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Полтораки
15.05.2021 15:14
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.05.2021 15:00
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 14:49