Слово на начало Великого поста, о молчании и неосуждении

Пастырская проповедь 
0
231
Время на чтение 8 минут

Архимандрит Мелхиседек (Велник) Архимандрит Мелхиседек (Велник)

Многими было сказано, что молитва святого Ефрема Сирина - одна из самых сильных и ёмких молитв после «Отче наш». Может, каждый из вас знает ее наизусть. А если нет, ее можно найти в Часослове, Полунощнице вседневной, ближе к концу, и я призываю всех вас выучить ее на память.

Выучите также и эти четыре стиха, они имеют особую ценность и ставят нас в особое отношение к Богу. Первый: «Боже, милостив буди мне, грешному», - это не что иное, как молитва мытаря. Второй: «Боже, очисти мя, грешного», - в нем мы просим у Господа чистоты; а мы, монахи, более всего боремся за чистоту ума, которая стяжается не иначе, как только и только посредством святого и Божественного послушания и отсечения воли. Далее третий: «Создавый мя, Боже, спаси мя!» И последний стих: «Без числа согреших, Господи, прости мя!» Здесь мы опять бросаем взгляд на себя и говорим Ему: «Господи, Господи, сколько бы я ни согрешил, Ты можешь меня простить».

Молчание и неосуждение

Я хотел бы в этот вечер говорить только об одной добродетели, а именно о молчании и неосуждении. В молитве святого Ефрема Сирина последним упоминается дух многоглаголания и празднословия: «дух празднословия не даждь ми», и я хотел бы привлечь ваше внимание к этому явлению - празднословию.

Сколько времени мы тратим понапрасну и губим из-за него! Раньше, в древности, наши отцы, аввы из «Патерика», ученики святого Пахомия и других великих отцов нашей Церкви, весьма любили молчание и неосуждение и более всего дорожили временем. Не было такого, чтобы они встречались друг с другом и начинали празднословить. Не было такого, чтобы они встречались за трапезой или на пути куда-нибудь и говорили о мирском, преходящем. Каждый старался хранить ум свой как можно внимательнее, не позволять ему «брать каникулы», как образно выражался один профессор-иерей; а уж если они встречались и вынуждены были говорить друг с другом, просить совета, - тогда ладно, но совет и слово были не иначе как о Боге, о том, что им предстоит сделать, о том, как спастись.

Так умели держаться и такими были наши отцы. И это пошло не откуда-нибудь, а от Преблагого Спасителя нашего. Он оставил всем, Он оставил Церкви это завещание о молчании и неосуждении[1].

Христос терпел в молчании

Я подумал сейчас... Когда Христос был приведен на край одной пропасти начальниками народа иудейского, чтобы быть сброшенным оттуда, Он посмотрел на них, не сказал ничего, прошел посреди них и удалился[2]. Он предпочел не говорить ничего. Хранил молчание. Не оправдывался, не стал осуждать хотевших положить конец Его жизни, не сделал ни одного жеста, абсолютно ничего. Только развернулся, прошел посреди них и ушел.

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим у Бога именно этого - молчания и неосуждения. И это великое дело - чтобы мы, христиане, особенно в этот период Великого поста, но и не только, неизменно хранили это молчание и неосуждение. Я сказал, что этот урок дан нам Самим Спасителем нашим Иисусом Христом. И хотел бы, чтобы мы на мгновение обратились умом своим ко Христу на Кресте и к Его страданиям, ко всему тому, что Ему предстояло вытерпеть за это время.

Вспомните, что Христос не возражал никогда и никак. Лишь один раз, да и то стоя перед язычником, Он, получив удар по лицу, спросил: «Если Я виновен, докажи это, а если нет, почему ты бьешь Меня?»[3]. Во всем остальном Христос молчал и терпел.

И Он был не один. И вы прекрасно знаете, о Ком идет речь. Не об учениках - да, были и они, но они не раз оказывались нестойкими и не верящими в своего Пастыря. Рядом была Дева Мария. Она, преданная и смиренная, молчаливая и мудрая, оставалась рядом с Господом Иисусом до самой последней минуты, когда Он предал дух Сой на Голгофе.

И на Голгофе Христос тоже не осуждал ни одного человека, даже разбойника. Вы помните это прекрасно!

Итак, мы воспринимаем это молчание и неосуждение как послание, идущее к нам от Самого Спасителя нашего, как послание, которое должно захватить каждое сердце и ум и украсить каждый ум и каждое сердце, поскольку всякая добродетель призвана сделать не что иное, как украсить наш образ, вернуть ему его первоначальное состояние.

Посредством чистой любви, посредством бесстрастной любви к ближнему можно стяжать эти две великие добродетели - молчание и неосуждение. Когда сердце твое пленено любовью ко Христу, тогда ты уже не можешь ни осуждать, ни злословить кого бы то ни было. Поэтому я сделал бы такое увещание: будем обращаться на молчание и неосуждение, и еще раз уточню: все мы, не только монах, но и каждый православный христианин.

Монах пребывает в беспрерывном Великом посте

Особым образом монах пребывает в беспрерывном Великом посте, он находится в перманентном состоянии воздержания и хранения ума, ответа на зов Божий и украшения жизни своей именем Иисусовым. Когда монах единожды взял свой крест, чтобы следовать за Христом, вся его жизнь стала восхождением. Он уже не может сказать: «Сейчас я приближусь ко Христу в этот сорокадневный период, а потом забуду об этом и вернусь к прочим занятиям», - нет, он всегда должен находиться в духовном восхождении. Потому что если мы не восходим, дорогие мои отцы и возлюбленные братья христиане, если мы не восходим, тогда мы опускаемся вниз!

Не существует состояния стагнации, не существует состояния, в котором человек сказал бы: «Мне достаточно этого, вот этих добродетелей, которые я стяжал до сих пор, мне хватит их, я больше ни в чем не нуждаюсь», - потому что, когда он скажет так, не последует ничего, кроме падения! Потому что воображение, как мы слышим это и в молитве святого Ефрема Сирина, воображение, гордость ума - это грех, тут же сталкивающий вниз и отлучающий нас от красоты спасения.

Вот к чему я увещаю вас в начале Великого поста - к молчанию и неосуждению. Но чтобы достигнуть этого, как я сказал, необходимо иметь доверие, доверие к Благому Богу. Нужно верить, довериться, а потом любить ближнего своего. Когда нам удастся полюбить ближнего, тогда нам удастся избавиться от многих и многих зол и беззаконий, и тогда полюбим молитву. Никто из злословящих, никто из клевещущих, никто из порочащих другого не может приблизиться к чистой молитве. Потому что если ты не любишь хотя бы одного человека, если ненавидишь хотя бы одного человека - твоего ближнего: брата, сестру или, в монастырской жизни, кого-нибудь из отцов или братий, - ты уже не можешь достигнуть Бога. Твое сердце узко, когда ты не любишь. Стеснен и твой ум, когда ты не любишь.

Мы сами у себя похищаем свою свободу в Боге, когда не любим, и особенно когда злословим. Святой апостол Иаков говорит, что «язык - малый член, но очень много зла делает»[4]. Если мы выбираем молчание и неосуждение, то на место зла ставим нечто прекрасное.

«Трофеи» покаяния

Я обращаюсь ко всем: к клирикам, и мирянам, и монахам, абсолютно ко всем: полюбим книгу, открывшую нам самые прекрасные образы, и того, кто написал эту книгу, - речь идет о книге пророка Давида, Псалтири! Не думаю, чтобы кто-нибудь услаждался умом и сердцем великолепнее пророка Давида. Никто так не ощутил глубину молитвы и ее красоту, как пророк Давид. Читайте Псалтирь и не торопитесь. Читайте ее и обновляйтесь. Читайте и освежайте свой ум. Освежим свой ум, обновим самих себя, читая прекрасные слова пророка Давида.

Псалмы исключительно глубоки и прекрасны. Еще раз говорю: они изливались из особого сердца и чувства: из такого сердца и чувства, которое любило Бога, - но и из покаяния искреннего и чистого. Покаяние открыло здесь двери милосердия.

Вам прекрасно известна жизнь пророка Давида. Он оказывался и блудником, и убийцей, и похитителем чужого. Но умел отложить всё это и раскаяться в каждом грехе: и в блуде, и в убийстве, и в неправедном завладении добром своего ближнего. Он умел каяться тем покаянием, о котором вы очень хорошо слышали в минувшие воскресенья: мытаря и фарисея, блудного сына и Страшного Суда, когда в наших храмах преимущественно говорили о покаянии.

Покаяние, как говорит святой Иоанн Златоуст, захватило большие трофеи. Разбойник был одним из таких трофеев. Покаяние завладело разбойником. Тайна сия велика! Когда разбойник позволил покаянию овладеть его сердцем, он приобрел рай. Еще одним великим трофеем, говорит святой Иоанн Златоуст, был Павел, великий апостол Павел. Покаяние сделало его из гонителя Церкви, из гонителя Христова избранным сосудом Пресвятого Духа. Читайте его Послания, питайте себя ими и посмотрите, как святой апостол Павел чувствовал, как переживал Христа, Бога нашего, и как передал Его своим современникам. Как он переживал и чувствовал Его и как представил Его окружающим как Христа Господа.

Поэтому я сказал, что покаяние захватило великие трофеи. И сколько христиан, постучавшихся в дверь милосердия Божия, или лучше сказать - одевшихся в одежду покаяния, стали прекрасными цветами райского сада! Потому что покаяние рождает чистоту, покаяние рождает причастность Богу, покаяние рождает любовь к Богу.

И вспоминайте о Господе Боге, что Он оставил 99 овец, оставил 99 праведников и пошел за одной заблудившейся овцой. Вспоминайте и притчу о блудном сыне. Как Христос - ведь это Христос ждет блудного сына, то есть человека, одержимого грехом, - не спрашивает его, где он был, не спрашивает, что делал, не спрашивает, на что он потратил свое добро! А только радуется, что тот вернулся.

Поэтому я призываю вас уметь быть признательными за доброту и милосердие Божие; затем, второй шаг: если мы познали милость и благость Божию - уметь Его благодарить. А если мы будем уметь благодарить, то даю вам гарантию, что радость Христа Господа, радость жить с Ним, быть с Ним, обновляться, чувствовать Его, владеть своим умом и сердцем будет всегда с нами. Аминь!

Архимандрит Мелхиседек (Велник) Архимандрит Мелхиседек (Велник)

Справка: Архимандрит Мелхиседек (Велник), настоятель монастыря Путна, родился в 1961 г. в селе Чепленица Ясского уезда и во святом Крещении был наречен Михаем. В 1979-1984 гг. обучался в богословской семинарии Нямецкого монастыря, в 1985-1989 гг. - в Бухарестском богословском институте. После окончания обучения, 1 июля 1989 г., стал послушником монастыря Путна и 7 сентября того же года принял монашеский постриг от рук архимандрита Иакинфа (Унчуляка), настоятеля Путны, с наречением имени Мелхиседек. Вскоре, 10 сентября 1989 г., был рукоположен Патриархом Румынии Феоктистом в иеродиакона, а 15 августа 1990 г. митрополитом Молдовы и Буковины Даниилом, нынешним Патриархом Румынии, - в иеродиакона. 7 декабря 1992 г. произведен в протосингела епископом Герасимом (Кукошелом) и в тот же день избран настоятелем монастыря Путна. 7 марта 1993 г. епископом Пименом (Зайней) рукоположен в архимандрита, а 1 мая 1997 г. становится экзархом Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии.

Архимандрит Мелхиседек (Велник)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Lumea Credinţei

http://www.pravoslavie.ru/put/68905.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Мелхиседек (Велник)
Все статьи Архимандрит Мелхиседек (Велник)
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24