«Вы нас всех заразите!..»

История одного церковного замечания

Смешную и одновременно поучительную картину довелось мне наблюдать недавно в нашем храме. Во время воскресного молебна апостолам Петру и Павлу рядом со мной стояла женщина. Средних лет, в поношенной лисьей шубе и не вяжущейся с возрастом подростковой полуспортивной шапке с помпоном - совсем простая, восточной внешности. В храме я ее раньше не видела, очевидно, она пришла впервые...

Она громко и немного хрипло пела вслед за хором слова славословий - не всегда впопад, но очень искренно. «Святии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!..» «Величаем, величаем тя! Святителю отче наш Спиридоне! Ты бо молиши о нас Христа Бога нашего!..»

На ее глазах были слезы, ну и как бывает, когда человек плачет, женщина шмыгала носом.

Потом была проповедь - батюшка предложил к размышлению евангельский эпизод об одном второстепенном, но очень колоритном евангельском персонаже, начальнике мытарей Закхее (Лк. 19, 1-10).

Поступок коррупционера

Закхей был мытарем, то есть сборщиком налогов, а евреи эту категорию людей не любили, в чем были неоригинальны... К тому же налоги собирались не в пользу Иудейского государства, а в пользу поработившего его Рима, что вызывало в народе дополнительное раздражение. Поскольку мытари, кроме положенных налогов, подчас брали с людей лишнее, Закхей был богатым и в душе наверняка стяжательным, любящим деньги. Но сердце человека - всегда загадка. И вот, когда Христос вошел в палестинский город Иерихон, Закхей настолько загорелся желанием Его увидеть, что, будучи уже немолодым человеком, залез на дерево, поскольку был маленького роста и понимал, что, просто стоя на земле, в толпе Христа не увидит. И вот он полез...

Это трудно себе представить: человек, занимающий такое высокое положение в обществе, которого хоть и не любили, но боялись, вдруг, как мальчишка, залезает на дерево, забыв о важности и солидности, не думая о том, что он смешон, похож на клоуна и что над ним могут смеяться люди. Для наглядности картины: представьте, что, скажем, кто-нибудь из крупных областных или городских чиновников вдруг бросил все и полез на дерево на глазах у всего Саратова...

А Господь - Он всегда чувствует и знает движение нашей души Ему навстречу. Чувствует нашу искренность. И поэтому далее совершается нечто неожиданное: Христос не проходит мимо, но подходит к дереву и останавливается на удивление всей толпы и самого Закхея и обращается прямо к нему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме... (Лк. 19, 5).

Сцена получается прямо анекдотическая. С одной стороны Закхей, который сидит на дереве и, не веря своим ушам и глазам, смотрит вниз, на обращенного к нему Христа. С другой - Христос, Который, тоже наверняка запрокинув голову и щурясь от палестинского солнца, смотрит на Закхея и, как кажется, внутренне немного улыбается. С третьей стороны - толпа, которая пребывает в шоке: ведь Христос объявил, что собирается в гости и хочет остановиться на ночлег не у какого-нибудь высокопоставленного фарисея, а у презираемого мытаря. Как это может быть? Почему?!

А что в этот момент совершалось в душе самого Закхея? Радость, восторг, удивление? Страх, осознание своего недостоинства? Мы этого доподлинно не знаем, но знаем, что Христос действительно пришел в тот вечер в его дом. И вот тут, общаясь с Господом так близко, сидя с Ним за одним столом, будто с дорогим Другом, Закхей пережил нечто неординарное: встав из-за стола, он вдруг обратился во всеуслышание к Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

Вот это было заявление так заявление! Начальник налоговой полиции Иудеи, этот римский прихлебатель и коррупционер, собирается раздать все, что нажил непосильным и не очень праведным трудом, явив собой прекрасный, но не востребованный пример для подражания своим профессиональным преемникам во всех поколениях...

Закхей прекрасно знал, сколько лишнего набрал в своей жизни, и теперь, обещая отдать вчетверо больше, он понимает, что у него ничего не останется, он разорится. Но ему уже все равно - его богатство перестает иметь для него значение, потому что он понял, что нашел нечто гораздо более ценное, чем деньги - нашел Божественную любовь...

Путешествие в Иерихон

...Притча была рассказана так живо, что народ заслушался. У меня было такое чувство, будто я и сама побывала у того дерева и вместе с толпой запрокидывала голову, чтобы увидеть счастливчика Закхея... Женщина, которая стояла рядом со мной, судя по всему, тоже там «побывала». Не знаю, какие струны были задеты в ее душе и что именно в ней «срезонировало», но только она захлюпала носом уже окончательно.

И вот, когда все, размягченные и растроганные тем, какие удивительные перемены приключались с людьми, видевшими Христа, выстроились в очередь, чтобы приложиться к Кресту, как это бывает обычно в конце службы, из этой самой очереди вдруг послышались слова, которые никак не вязались ни с темой проповеди, ни с общим эмоциональным настроем. «Женщина! - воскликнул чей-то женский голос. - Вы нас всех... ЗАРАЗИТЕ!!!»...

Возмущение не было громким, но рядом стоявшие люди его услышали. Оно было адресовано моей хлюпавшей носом соседке. Это было настолько неожиданно, что я оглянулась, чтобы посмотреть, что это за сестра... по разуму, от которой оно исходило. Лицо женщины, тоже средних лет, стоявшей затылком к вызвавшему у нее подозрение носу, выражало крайнюю степень недовольного осуждения. Ситуация, как и в Евангельском эпизоде, складывалась анекдотичная. С одной стороны - живая реакция на происходящее и услышанное, ставшая слишком заметной из-за отсутствия носового платка, с другой - сухой педантизм и страх заболеть.

Та, к которой был обращен этот «голос заботливого предостережения», с ответом Чемберлену не замешкалась. «Чем заражу? Слезами?!» - немного грубовато, но очень точно парировала она.

Ее реплика показалась мне настолько блестящей, а ситуация настолько забавной, что я сочувственно заулыбалась. «Ничего, ничего», - успокоила меня женщина, угадав в моей реакции доброе отношение. Переживу, дескать...

Было понятно, что страх тетеньки возник на пустом месте - женщина если и была больна, то точно не вирусом - болела у нее скорее душа...

А я, глядя на эту коротенькую сценку из жизни, подумала о том, как же иногда наше восприятие действительности не совпадает с реальным порядком вещей! Как мелочно-опасливы мы бываем, как боимся за себя! Настолько, что не умеем слезы раскаяния, или умиления, или просто печали от вируса отличить. И ведь не одна эта тетенька так вещи видит, мы все в таком состоянии бываем! И часто в храме, да и просто в жизни выступаем для кого-то такими вот «сестрами по разуму». Именно по разуму, а не по Христу и не во Христе. Точнее, по неразумию.

Но заразиться вирусом действительно легко, а вот слезы - те, которые очищают душу, делая ее тоньше и мягче, те самые слезы, которые наверняка были у Закхея, - воздушно-капельным путем, к сожалению, не передаются. А жаль. Заразиться ими нам бы всем совсем не помешало...

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 3 (503)

Елена Балаян

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-vy-nas-vseh-zarazite
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Балаян:
Однажды в Лопуховке
Как 70-летняя баба Валя в одиночку храм в селе восстанавливала
30.12.2016
Расти добрым и сильным
Саратовский военно-патриотический клуб «Патриот» приглашает на тренировки детей и взрослых
01.02.2016
Все статьи автора
Последние комментарии
Нацизм национальности не имеет
Новый комментарий от Vladimir
2020-11-23 00:47
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-11-23 00:17
Джулиани разоблачает властителей мира сего
Новый комментарий от Брат
2020-11-23 00:09
«Общая исповедь» в наших храмах – теперь «норма»?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-22 21:25
О русской идее и Поместном соборе Русской Церкви
Новый комментарий от Серёга Чудиса
2020-11-22 18:48
Рукотворная пандемия
Новый комментарий от электрик
2020-11-22 18:24
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Новый комментарий от Александр Терлецкий
2020-11-22 16:29