Пока живо слово - жив народ

31.01.2014 130

Крепкой уверенной походкой она входила в класс, где у нас шли уроки литературы. Запрокидывала голову, встряхивая светлыми кудрями, и мне со второй парты был виден ее мокрый от пота лоб. Неимоверно загруженная директорскими делами, она всегда очень спешила к нам, своим ученикам.

У нее был любимый голубой джемпер, в цвет светлых глаз. Надевая его, она вся светилась. Такой и запомнилась: большая, сильная, светловолосая, словно в нежном голубом свечении.

Помню первые уроки литературы Натальи Михайловны Просужих в нашей подмосковной новоольховской школе. Связаны они были с памятью о войне.

- С заглавных букв, - размеренно диктовала она, -  пишутся слова «Великая Отечественная», а «война» пишется с маленькой, потому что это плохое, страшное слово.

А за школьным окном виднелся маленький холмик - могила неизвестного солдата, останки которого в 1987 году школьники случайно нашли в лесу. Мы все тогда гордились, что у нас теперь есть «свой» солдат. Потому что благодаря таким, как он, мы вволю гуляли под мирным небом и читали хорошие книжки с картинками.

Она никогда никого не осуждала, не читала нотации. Если видела, что мы относимся к домашнему заданию  спустя рукава, то принималась снова объяснять - громко, жарко, прибирая ладонью светлые пряди волос. В ней был стержень. Она умела организовать, сплотить, повести за собой. Как ни к кому другому, к ней можно отнести фразу, которую она часто повторяла: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...».  Полкласса наших ребят продолжили свою учёбу в училище МВД.

Как удавалось Наталье Михайловне увлекать нас описаниями природы в каждом произведении, которое мы читали, я не знаю. Но помню, что я приходила домой и тщательно, с удовольствием переписывала в специальную тетрадку зарисовки природы из разных книг: Пришвина, Тургенева, Куприна... И сейчас помню, как начинается «Бежин луг»: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем...». Так, через это чувствование, нам открывались характеры и поступки героев произведений. И мы на себя «примеряли» эти характеры.

Для Натальи Михайловны и Мцыри, и Чичиков, и Печорин были живыми людьми, она умела так ярко представить их нам, что мурашки бежали по спине от «эффекта присутствия». Помню, меня буквально пронзила  лермонтовская «Молитва»: «...есть сила благодатная в созвучье слов живых...».  Может, потому и запал в душу урок по Лермонтову, что оказался уроком родинолюбия, уроком чести и мужества, уроком... нет, не богопознания, мы же были советскими школьниками, но первым поводом для раздумий: если поручик Лермонтов пишет молитву, значит... «что-то есть».

Я не знаю, была ли Наталья Михайловна верующим человеком, вероятнее всего - нет, но то, как она «лепила» наши души через любовь - к литературе, друг к другу, к детям-беженцам, что пришли в наш класс, к животным, но главное - через любовь, - говорит о безусловно христианском складе ее души. Ее совестливый взгляд не давал нам обращаться в сторону дурных поступков.

- Кто из вас может сказать, почему «дрожащие огни печальных деревень?», - спрашивала Наталья Михайловна. И сама отвечала: 

- Когда Лермонтов проезжал проселочной дорогой, он мог видеть избы, в которых горели лучины или лампады. Эти огни колыхались, трепетали.

Мне и сейчас тепло от ее слов. После них никакие объяснения, почему нужно любить свою родину, не нужны.

Не нужны были и объяснения, почему необходимо любить людей, помогать им в беде, когда в наш класс в 1991 году пришли «новички» - пятеро беженцев. Это были армяне и азербайджанцы, спасавшиеся от Карабахской войны. Наталья Михайловна привела их в класс и сказала, что у них на родине льется кровь, а им нужно учиться. Каждому она как-то проникновенно сжала плечи своими большими ладонями и рассадила за парты.

Мы приносили им в общежитие свои книжки и одежду, привлекали в разные кружки и в музыкальную школу, делали все, чтобы они чувствовали себя как дома. И никогда не думали, что в чем-то они уступают нам. Это потом, те, кто выступал по телевизору, стали обманывать и ожесточать народ нашей огромной Родины - СССР...  Но Наталья Михайловна продолжала учить добру всех одинаково. И это добро у нас не отнять.

Классе в шестом я начала собирать домашнюю библиотеку. Собирали свои библиотеки и мои подружки. А сегодня часто приходится видеть вываленные на помойку домашние библиотеки, бесценные тома, изданные Академией наук в тяжелые военные и послевоенные годы, и, что более нелепо, - списанные в городских библиотеках тома классики. Так, лет десять назад я тащила домой выброшенные руководством Исторической библиотеки Москвы собрание сочинений поэта Михаила Дудина - фронтовика, лауреата Госпремии СССР, Героя соцтруда, и поэта Василия Федорова, стоящего в одном ряду с Александром Твардовским и Константином Симоновым.  Видимо, прогуливали уроки литературы те, кто так распоряжается национальными культурными ценностями! А Томас Манн назвал нашу литературу святой. А Райнер Мария Рильке писал Марине Цветаевой: «Чем только я ни обязан России, она сделала меня таким, каков я ныне, из нее я вырос духовно, она - родина каждого моего побуждения, все мои духовные истоки - там!».

На русском языке говорили все народы нашей великой Родины. Потому что русские учителя, оставив свой дом в Тверской-Смоленской-Ярославской губерниях, отправились учить народы Азии и Кавказа. И недаром в Махачкале власти Дагестана открыли ныне памятник русской учительнице. Это - собирательный образ просветительницы, которая принесла бесценное сокровище русского слова во все отдаленные республики.

Через русское слово из аулов и юрт вышли многие ученые, врачи, инженеры. А как русский учитель был изгнан из школ бывших союзных республик в начале 90-х, многие знают не понаслышке. Об этом сняты такие фильмы, как «Тихая застава», режиссера Сергея Маховикова, «Вернулись мы на Родину» автора сценария и режиссера Людмилы Коршик...

Русский учитель стоял преградой хамству и косности.

Сегодня все иначе. Учителя загнаны в рамки школьной программы, в которой сочинения и устный пересказ заменены тестированием. Да и сами мы отдаем свою речь на поругание. А меж тем, на сколько языков мира переведены произведения русских классиков! Фондом им. М.Ю. Лермонтова к двухсотлетнему юбилею поэта выпущен сборник одного стихотворения «Выхожу один я на дорогу» в переводе на сорок пять языка мира! Видимо, все еще мил и в Европе, и в Америке, и в Индии, и в Азии язык, о котором современный поэт и драматург Анатолий Парпара пишет:

...Как встрепенешься,
кинешься навстречу,
Когда вдали от родины своей
Услышишь нежный звук
славянской речи
Среди гортанных неродных речей.
И тот порыв
с отчетливостью знака
Вдруг прояснит в далеком далеке,
Как важно то,
что можно петь и плакать
На материнском милом языке...

...Наталья Михайловна читала нам «Слово о полку Игореве» полностью, специально приглашая класс после уроков или вечером, боясь, что кто-то не прочитает дома.

Кто бы мог подумать, что сегодня нам придется защищать наше родное слово от тех, кто пытается сделать русский народ бессловесным потребителем, сокращая-отнимая у детей часы литературы в школе, а значит - отучая их размышлять, горевать, радоваться, мечтать, любить. Изъятие из нашей жизни живого художественного слова дало жуткие разломы, из которых хлынули дворовый сленг и площадная брань. У большинства из наших  детей отсутствует образное мышление, желание творить и созидать, потому что их не познакомили с добрыми примерами творчества. Нравственную планку всегда держали примеры поступков героев художественных произведений. И эти примеры ничем не заменить, как не заменить Андрея Болконского Гарри Поттером. Поэтому детский, юношеский мир сжимается сегодня, как шагрень в руках Рафаэля де Валантена. И как следствие - учащающиеся случаи детского суицида. 

Валентин Распутин как-то сказал, что люди затоптали тропинку между добром и злом, потому что слишком часто ходят туда-обратно. Если нашим детям не вернуть достаточное количество часов литературы в школах, если добрая книга не войдет в моду, как вошла она в советское время, эта тропинка совсем исчезнет. И затопчется добро. И не отыскать будет ту правду, которую пришвинский герой Антипыч, умирая, шепнул своей собаке Травке.

Знаю точно, что и сегодня Наталья Михайловна читала бы своим ученикам мировую художественную литературу после уроков и вечерами. И родителей просила бы читать детям.

Потому, что «словом можно спасти...». Потому,  что пока живо слово - жив народ.

Ирина Ушакова

Статья впервые опубликована в журнале «Лампада» (ноябрь-декабрь, 2013)


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ушакова:
Мы шли за ним
Размышления на кончину Владимира Николаевича Осипова
26.10.2020
Две сверхзадачи
Выразить себя и свой народ, Россию…
25.10.2020
Им нужно, чтобы русские убивали русских
Мы снова проигрываем битву за сердца молодых…
07.10.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
«Двуглавый Орёл» расправляет крылья
Новый комментарий от Vladislav
2020-10-30 20:40
Позиция французских властей недальновидна и безответственна
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-10-30 20:37
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-30 20:09
«Один день в Нагорном Карабахе»
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-10-30 19:42
«Вопрос послушания Церкви»
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-30 18:55
Православные ковид-диссиденты активизировались…
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-30 18:10
«Давайте переживём ноябрь, не собирая самочинные сборища»
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-30 18:05