Пока живо слово - жив народ

Ирина Ушакова 
0
31.01.2014 161

Крепкой уверенной походкой она входила в класс, где у нас шли уроки литературы. Запрокидывала голову, встряхивая светлыми кудрями, и мне со второй парты был виден ее мокрый от пота лоб. Неимоверно загруженная директорскими делами, она всегда очень спешила к нам, своим ученикам.

У нее был любимый голубой джемпер, в цвет светлых глаз. Надевая его, она вся светилась. Такой и запомнилась: большая, сильная, светловолосая, словно в нежном голубом свечении.

Помню первые уроки литературы Натальи Михайловны Просужих в нашей подмосковной новоольховской школе. Связаны они были с памятью о войне.

- С заглавных букв, - размеренно диктовала она, - пишутся слова «Великая Отечественная», а «война» пишется с маленькой, потому что это плохое, страшное слово.

А за школьным окном виднелся маленький холмик - могила неизвестного солдата, останки которого в 1987 году школьники случайно нашли в лесу. Мы все тогда гордились, что у нас теперь есть «свой» солдат. Потому что благодаря таким, как он, мы вволю гуляли под мирным небом и читали хорошие книжки с картинками.

Она никогда никого не осуждала, не читала нотации. Если видела, что мы относимся к домашнему заданию спустя рукава, то принималась снова объяснять - громко, жарко, прибирая ладонью светлые пряди волос. В ней был стержень. Она умела организовать, сплотить, повести за собой. Как ни к кому другому, к ней можно отнести фразу, которую она часто повторяла: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...». Полкласса наших ребят продолжили свою учёбу в училище МВД.

Как удавалось Наталье Михайловне увлекать нас описаниями природы в каждом произведении, которое мы читали, я не знаю. Но помню, что я приходила домой и тщательно, с удовольствием переписывала в специальную тетрадку зарисовки природы из разных книг: Пришвина, Тургенева, Куприна... И сейчас помню, как начинается «Бежин луг»: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем...». Так, через это чувствование, нам открывались характеры и поступки героев произведений. И мы на себя «примеряли» эти характеры.

Для Натальи Михайловны и Мцыри, и Чичиков, и Печорин были живыми людьми, она умела так ярко представить их нам, что мурашки бежали по спине от «эффекта присутствия». Помню, меня буквально пронзила лермонтовская «Молитва»: «...есть сила благодатная в созвучье слов живых...». Может, потому и запал в душу урок по Лермонтову, что оказался уроком родинолюбия, уроком чести и мужества, уроком... нет, не богопознания, мы же были советскими школьниками, но первым поводом для раздумий: если поручик Лермонтов пишет молитву, значит... «что-то есть».

Я не знаю, была ли Наталья Михайловна верующим человеком, вероятнее всего - нет, но то, как она «лепила» наши души через любовь - к литературе, друг к другу, к детям-беженцам, что пришли в наш класс, к животным, но главное - через любовь, - говорит о безусловно христианском складе ее души. Ее совестливый взгляд не давал нам обращаться в сторону дурных поступков.

- Кто из вас может сказать, почему «дрожащие огни печальных деревень?», - спрашивала Наталья Михайловна. И сама отвечала:

- Когда Лермонтов проезжал проселочной дорогой, он мог видеть избы, в которых горели лучины или лампады. Эти огни колыхались, трепетали.

Мне и сейчас тепло от ее слов. После них никакие объяснения, почему нужно любить свою родину, не нужны.

Не нужны были и объяснения, почему необходимо любить людей, помогать им в беде, когда в наш класс в 1991 году пришли «новички» - пятеро беженцев. Это были армяне и азербайджанцы, спасавшиеся от Карабахской войны. Наталья Михайловна привела их в класс и сказала, что у них на родине льется кровь, а им нужно учиться. Каждому она как-то проникновенно сжала плечи своими большими ладонями и рассадила за парты.

Мы приносили им в общежитие свои книжки и одежду, привлекали в разные кружки и в музыкальную школу, делали все, чтобы они чувствовали себя как дома. И никогда не думали, что в чем-то они уступают нам. Это потом, те, кто выступал по телевизору, стали обманывать и ожесточать народ нашей огромной Родины - СССР... Но Наталья Михайловна продолжала учить добру всех одинаково. И это добро у нас не отнять.

Классе в шестом я начала собирать домашнюю библиотеку. Собирали свои библиотеки и мои подружки. А сегодня часто приходится видеть вываленные на помойку домашние библиотеки, бесценные тома, изданные Академией наук в тяжелые военные и послевоенные годы, и, что более нелепо, - списанные в городских библиотеках тома классики. Так, лет десять назад я тащила домой выброшенные руководством Исторической библиотеки Москвы собрание сочинений поэта Михаила Дудина - фронтовика, лауреата Госпремии СССР, Героя соцтруда, и поэта Василия Федорова, стоящего в одном ряду с Александром Твардовским и Константином Симоновым. Видимо, прогуливали уроки литературы те, кто так распоряжается национальными культурными ценностями! А Томас Манн назвал нашу литературу святой. А Райнер Мария Рильке писал Марине Цветаевой: «Чем только я ни обязан России, она сделала меня таким, каков я ныне, из нее я вырос духовно, она - родина каждого моего побуждения, все мои духовные истоки - там!».

На русском языке говорили все народы нашей великой Родины. Потому что русские учителя, оставив свой дом в Тверской-Смоленской-Ярославской губерниях, отправились учить народы Азии и Кавказа. И недаром в Махачкале власти Дагестана открыли ныне памятник русской учительнице. Это - собирательный образ просветительницы, которая принесла бесценное сокровище русского слова во все отдаленные республики.

Через русское слово из аулов и юрт вышли многие ученые, врачи, инженеры. А как русский учитель был изгнан из школ бывших союзных республик в начале 90-х, многие знают не понаслышке. Об этом сняты такие фильмы, как «Тихая застава», режиссера Сергея Маховикова, «Вернулись мы на Родину» автора сценария и режиссера Людмилы Коршик...

Русский учитель стоял преградой хамству и косности.

Сегодня все иначе. Учителя загнаны в рамки школьной программы, в которой сочинения и устный пересказ заменены тестированием. Да и сами мы отдаем свою речь на поругание. А меж тем, на сколько языков мира переведены произведения русских классиков! Фондом им. М.Ю. Лермонтова к двухсотлетнему юбилею поэта выпущен сборник одного стихотворения «Выхожу один я на дорогу» в переводе на сорок пять языка мира! Видимо, все еще мил и в Европе, и в Америке, и в Индии, и в Азии язык, о котором современный поэт и драматург Анатолий Парпара пишет:

...Как встрепенешься,
кинешься навстречу,
Когда вдали от родины своей
Услышишь нежный звук
славянской речи
Среди гортанных неродных речей.
И тот порыв
с отчетливостью знака
Вдруг прояснит в далеком далеке,
Как важно то,
что можно петь и плакать
На материнском милом языке...

...Наталья Михайловна читала нам «Слово о полку Игореве» полностью, специально приглашая класс после уроков или вечером, боясь, что кто-то не прочитает дома.

Кто бы мог подумать, что сегодня нам придется защищать наше родное слово от тех, кто пытается сделать русский народ бессловесным потребителем, сокращая-отнимая у детей часы литературы в школе, а значит - отучая их размышлять, горевать, радоваться, мечтать, любить. Изъятие из нашей жизни живого художественного слова дало жуткие разломы, из которых хлынули дворовый сленг и площадная брань. У большинства из наших детей отсутствует образное мышление, желание творить и созидать, потому что их не познакомили с добрыми примерами творчества. Нравственную планку всегда держали примеры поступков героев художественных произведений. И эти примеры ничем не заменить, как не заменить Андрея Болконского Гарри Поттером. Поэтому детский, юношеский мир сжимается сегодня, как шагрень в руках Рафаэля де Валантена. И как следствие - учащающиеся случаи детского суицида.

Валентин Распутин как-то сказал, что люди затоптали тропинку между добром и злом, потому что слишком часто ходят туда-обратно. Если нашим детям не вернуть достаточное количество часов литературы в школах, если добрая книга не войдет в моду, как вошла она в советское время, эта тропинка совсем исчезнет. И затопчется добро. И не отыскать будет ту правду, которую пришвинский герой Антипыч, умирая, шепнул своей собаке Травке.

Знаю точно, что и сегодня Наталья Михайловна читала бы своим ученикам мировую художественную литературу после уроков и вечерами. И родителей просила бы читать детям.

Потому, что «словом можно спасти...». Потому, что пока живо слово - жив народ.

Ирина Ушакова

Статья впервые опубликована в журнале «Лампада» (ноябрь-декабрь, 2013)


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ушакова
Наш Крым
В День Победы на ТК «Россия-Культура» пройдёт премьера документального фильма «Чистая победа. Битва за Крым»
08.05.2021
Противостоять вырождению человечества
Беседа с психиатром-наркологом, зампредседателя МОД «Семейные клубы трезвости»
19.04.2021
«Пора думать самостоятельно, думать по-русски»
Беседа с главным редактором портала «Хронос. Всемирная история в интернете»
05.04.2021
К формированию национального самосознания
Список литературы, рекомендованный Союзом писателей России для восстановления отечественного школьного образования
18.03.2021
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
18.05.2021 12:39
Возвращение Татьяны Дорониной
Новый комментарий от Советский недобиток
18.05.2021 12:29
«Манипуляции с человеческими эмбрионами недопустимы»
Новый комментарий от Игорь Федоров
18.05.2021 12:22
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Русский Иван
18.05.2021 12:20
«Благословение на ЭКО отменяет принципы защиты жизни до рождения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.05.2021 11:59
Мировой прокуратор разворачивает ситуацию в обратную сторону?
Новый комментарий от Русский Иван
18.05.2021 11:50
Сколько ещё ждать Донбассу?
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.05.2021 11:50