«Скала у моря»: как сохранить приход и построить памятник

Новости Москвы 
0
603
Время на чтение 12 минут

Свято-Серафимовский храм. Си-Клиф, Америка Свято-Серафимовский храм. Си-Клиф, Америка

Си-Клиф - кусочек русской Америки. В 1870-х годах, до того, как эта местность получила свое название, устремившиеся в этот край немецкие методисты устраивали здесь религиозные съезды. И только в 1883 году городок был назван Си-Клиф - «скала у моря». В последние годы Си-Клиф стал популярным местом отдыха жителей Нью-Йорка, но большинство русских приехало сюда еще после II мировой войны. Одно время этот город на берегу залива называли дворянским городком. Там жили дочери Врангеля, князь и княгиня Енгалычевы. Одни создавали, другие молились в здешнем Серафимовском храме. Храм был построен не сразу. Пережившие бедствия войны, русские желали жить вблизи церкви и сначала посещали Покровский храм, ютившийся в подвале дома для престарелых в соседнем Глен-Кове. Но этого приюта приход вскоре лишился и службы стали проходить в Си-Клифе в доме тогдашнего его настоятеля - о. Даниила Думского и его семейства. Батюшка служил в комнате, прихожане молились на веранде, а в теплые дни - в саду и на улице.

Свято-Серафимовский храм. Си-Клиф, Америка Свято-Серафимовский храм. Си-Клиф, Америка

«Сначала нужно было купить участок под строительство нового храма, - рассказывает многолетняя прихожанка Александра Леонидовна Зезюлина. - Участок стоил 1000 долларов. У прихожан таких денег, конечно, не было, ведь первые годы наши эмигранты в Америке, вне зависимости от чинов и званий, работали у станков на фабриках, уборщиками в больницах и зарабатывали по 75 центов в час. Но нашлись 10 человек, которые пожертвовали по 100 долларов - большую для каждого из них сумму. Первый казначей, Елена Васильевна Молоствова, складывала пожертвованные доллары в коробку из-под ботинок, которую прятала у себя дома под кроватью. Так собиралась нужная сумма. Сразу было решено покупать участок и приступать к постройке. Проектировать храм взялся архитектор Валентин Георгиевич Глинин, автор замечательного храма в Джорданвилле».

Строители в третий раз начинали свою жизнь: сначала в России, потом в Европе, а после Второй мировой - в Америке. Многие прошли через лагеря, и для них на тот момент постройка храма казалась самым важным делом - надо было благодарить Бога. «И сохранять Россию вне пределов России», - добавляет отец Серафим Ган, нынешний настоятель Серафимовского храма.

Храм находится на горе, и открывается куполом и переливами фресок всякому, поднимающемуся к церкви по извилистой дороге от залива через вечнозеленую хвою деревьев. Над главным входом - мозаичный образ преподобного Серафима и слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Иными и не могли быть слова тех, кто, проделав путь на другой континент, сердцем и делами благодарил Господа. Среди них князь Василий Николаевич и княгиня Мария Васильевна Енгалычевы, поэтесса княгиня Наталия Владимировна Урусова, глубоко верующая, добрая - настоящая барыня, как здесь о ней отзываются. Большевики замучили ее сыновей, терзали ее саму, сослав на каторгу одновременно с профессором Иваном Михайловичем Андреевским, впоследствии преподавателем Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле.

После II мировой войны судьба свела в этих краях тысячи русских беженцев. Из дорогого и часто недружелюбного к приезжим мегаполиса они устремлялись в тихие пригороды. И росли православные храмы в Си-Клифе и соседнем Глен-Кове, монашествующие собирались в Ново-Дивеевском монастыре, отмечались православными «луковками» русские поселения в Нью-Джерси.

Серафимовскому храму исполнилось 60 лет. По российским меркам, где возраст многих храмов исчисляется веками, немного. Но в Америке нынче многие русские церкви справляют юбилеи - от 50-ти до 60-ти лет постройки - это возраст двух поколений. И те, кто ходил в храм детьми, теперь передают историю.

Не раз совершал здесь Божественную литургию святитель Иоанн (Максимович), частица святых мощей которого хранится в Серафимовском храме. В церкви любили молиться и служить митрополиты Анастасий (Грибановский) и Лавр (Шкурла). Архиепископа Аверкия (Таушева), совершившего осенью 1953 года освящение закладки храма в сослужении тогда еще иеродиакона Лавра, а в 1959 году его великое освящение (с участием иеромонаха Лавра), называли «крестным отцом» русской церкви в Си-Клифе.

Первой старостой храма стала княгиня Мария Васильевна Енгалычева. Князь Василий Николаевич Енгалычев пожертвовал первые иконы - образа «Нерукотворного Спаса» и «Пресвятой Богородицы», которые находились при Государе Императоре Николае Александровиче в Екатеринбурге. Они были переданы князю Великой княгиней Ксенией Александровной в 1957 году в Лондоне.

За продвижением строительства и внутренней отделкой следил первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Анастасий. Хиротонисанный в 1906 году в Успенском соборе Московского Кремля, несмотря на молодость, владыка Анастасий был духовником великой княгини Елизаветы Федоровны. В Америке он скучал по дворянской среде, часто приезжал в Си-Клиф, благословлял церковные начинания и навещал семью князя Енгалычева.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

В июне 1959 года из Марокко в Америку прибыл новый настоятель храма протоиерей Митрофан Зноско-Боровский с матушкой Александрой и 5-ю детьми, 11 лет окормлявший русские приходы в Северной Африке. В Америку отец Митрофан должен был приехать раньше, но многочисленной семье священника было сложно получить вид на жительство, и Зноско-Боровские нашли приют в Морокко. С Серафимовским храмом отца Митрофана по приезде «познакомил» владыка Аверкий. Митрополит Анастасий ценил опыт, пастырские способности и личные качества отца Митрофана и даже «вменил ему в послушание» ежемесячно приезжать в Синод для беседы.

В 1960-е годы число русских в Си-Клифе росло. Летом прихожане собирались на си-клифском пляже, устраивали игры, отчего сам пляж стали называть «поповским». На улицах Си-Клифа чаще можно было слышать речь русскую, чем английскую. Во многом благодаря отцу Митрофану и матушке Александре на приходе сложилась теплая семейная атмосфера. Было организовано сестричество, устроена библиотека, учащиеся воскресной школы объезжали к Рождеству русские дома на Лонг-Айленде и в Нью-Йорке.

Задолго до начала Литургии приходил отец Митрофан в храм, чтобы за проскомидией помянуть своих прихожан - живых и отошедших в мир иной. Батюшка регулярно, а когда еще сам управлял автомобилем - ежедневно, навещал своих больных прихожан дома и в больнице и не пользовался отпуском до тех пор, пока ему в помощь не был назначен второй священник.

Настоятелем отец Митрофан прослужил 43 года, до своей кончины в 2002 году, и 10 последних лет - в сане епископа Бостонского. Дочь владыки Митрофана, Анна Митрофановна Жохова, многие годы безвозмездно трудилась в храме и певчей, и псаломщиком.

Последние годы район Лонг-Айленда заселяют новые эмигранты. «Они тоже тоскуют по родине и находят ее, в том числе, и в нашем храме», - говорит отец Серафим.

Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган

Сам отец Серафим впервые побывал на своей исторической родине вместе с отцом, когда ему было 12 лет. Перед поездкой он много читал о России, а в Москве разговорился с гидом, рассказал ему, что хотел бы посмотреть в столице. Гид был удивлен знаниями мальчика и... переменил программу. Так вся туристическая группа поехала по местам, предложенным юным русским американцем. Эту маловероятную, на первый взгляд, историю рассказала мне мама отца Серафима - Елена Юрьевна Ган.

«В 1986 году мы с папой туристами поехали в Советский Союз через Интурист - иначе тогда было нельзя, - рассказывает отец Серафим. - Вся группа состояла из американцев, а мы говорили между собой по-русски. Гид заинтересовался, начал с нами разговаривать и тут я сказал ему, что мне хотелось бы увидеть. И тогда он действительно переменил программу.

Мне хотелось первым делом посмотреть храмы, исторические места, связанные с дореволюционной Россией. Тогда это было почти невозможно, но в музеи, где хранились иконы, нам удалось попасть. Помню, что гида звали Михаил - по сей день с благодарностью его вспоминаю. Он мне в автобусе тихонько сказал: «Мы только что видели икону Архангела Михаила - это мой Небесный покровитель. Кто знает, может быть, он был верующим человеком, и это подвигло его на то, чтобы изменить программу».

Из Москвы Серафим вернулся взрослым человеком. «Я понял, что все, что меня заставляли делать: говорить по-русски, изучать русскую литературу - имеет глубокий смысл, - продолжает отец Серафим. - А в церковь я ходить всегда любил и уже тогда мечтал стать священником. Меня перестало интересовать общение с американскими сверстниками в школе. Я все время боялся, что, находясь в американской среде, потеряю русский язык, и стал больше читать русские книги - по церковной истории, жития святых».

Одновременно со школьными занятиями он поступил в университет на курсы и, на год раньше окончив школу, уехал учиться в семинарию в Джорданвилль. В 19 лет женился. Серафим и Ирина Ган стали первой парой, которую венчали в Радостескорбященском соборе в Сан-Франциско после прославления святителя Иоанна Шанхайского 19 лет назад. Спустя год в том же соборе, в 1-ую годовщину прославления святителя и чудотворца Иоанна, Серафим был рукоположен в сан диакона, и в 20 лет стал священником. Дорога повела его в Австралию, где освободилось место в храме, построенном его дедушкой - протоиереем Ростиславом Ганом. Спустя 8 лет митрополит Лавр отозвал отца Серафима в Нью-Йорк - в Архиерейский Синод. Начинались переговоры о подготовке к подписанию Акта о каноническом общении между Русской Церковью в Отечестве и заграницей.

В те годы переговорный процесс затронул и Серафимовский храм - не с лучшей, правда, стороны. С началом переговоров бывший настоятель стал выступать против восстановления единства: и с амвона, и лично «направляя» прихожан во время исповеди. И тогда прихожане направили письмо митрополиту Лавру с просьбой создать комиссию и разобраться в ситуации на приходе. По результатам ее работы настоятеля от обязанностей освободили.

«Пятнадцатого января, на память преподобного Серафима Саровского, я впервые приехал в храм - заменить настоятеля, - вспоминает отец Серафим. - Начал служить и был поражен малочисленностью церковного народа. Видно было, что приход начал распадаться: людям не понравилась атмосфера последнего времени и многие перестали ходить в церковь. Остался костяк прихода, который стремился наладить церковную жизнь. Владыка Лавр поддержал народ и направил меня временно служить в Си-Клиф.

На первую Пасху у нас было всего 70 причастников. Тогда я не столько сам впал в уныние, сколько жалел сильный когда-то приход, пострадавший от разделения. Но заметил, что крепкий семейный дух на приходе, пусть тогда и немногочисленном, сохранялся».

Митрополит Лавр Митрополит Лавр

Переговоры уже входили в завершающую стадию, и владыка Лавр сомневался, стоит ли давать дополнительное - приходское - служение за пределами Нью-Йорка своему секретарю. Но прихожане упросили митрополита, и 15 августа 2005 года отец Серафим Ган был назначен настоятелем Серафимовского храма.

«У нас на приходе один священник и два диакона, - говорит отец Серафим. - И я все время опасаюсь, что могут возникнуть искушения и осложниться отношения между духовенством, ведь лукавый и страсти человеческие стараются использовать малейшее недоразумение, чтобы нанести вред человеческим отношениям. Мы это знаем и стараемся все решать по-братски. Так же и на приходе: все мы делаем общее Христово дело, все служим Богу и людям. Надо всегда помнить, что мы есть семья. В семье бывают и неприятности, и ссоры, но мы в семье терпим друг друга. Так же и прихожанам должно относиться друг к другу.

Сегодня мы все чаще ссылаемся на устав, на церковные правила и очень мало говорим о Христе и Евангелии. Надо вернуться к Евангельским заветам, вернуть их в церковную жизнь. В Деяниях апостольских говориться о первой христианской общине, что у них была одно сердце и одна душа. При этом возникали там, наверняка, и неприятности. Но все проблемы следует решать в евангельском духе, и очень важно, чтобы священник не поддерживал пересуды и критическое, негативное отношение одних людей к другим, а старался поддерживать мир. Если духовенство будет подавать добрый пример и прихожане будут жить между собой мирно, тогда даже те, кто не часто посещают церковь, почувствуют благоухание этой жизни, потянутся в храм и станут частью общины».

В 2009 году по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) сокурсник отца Серафима по семинарии отец Павел Акмолин приступил к росписи Серафимовского храма, который спустя 3 года станет храмом-памятником многовековому пути Русской Православной Церкви и восстановлению в ней полноты братского общения.

Воссоединение Русской Церкви. Фреска свято-Серафимовского храма
Воссоединение Русской Церкви. Фреска свято-Серафимовского храма

«Я очень тяжело воспринял кончину в 2008 году владыки Лавра. Мне хотелось сохранить память о нем и об историческом событии воссоединения. Вскоре скончался и Патриарх Алексий II. У меня возникла мысль сделать роспись: на потолке храма изобразить историю Русской Церкви и, как кульминацию, подписание Акта о каноническом общении. Когда я поделился с близкими этой идеей, многие подумали, что у меня с головой что-то не в порядке. И иконописец в том числе, но скоро проект его заинтересовал».

Большая часть храма уже расписана. В алтарной апсиде - изображение образа «Знамения» Божией Матери, Одигитрии русского рассеяния, на потолке над иконостасом - Вознесения Господня. В день этого праздника в 2007 году и был подписан Акт о каноническом общении.

В основной части храма - от притвора до главного купола - изображен весь 1000-летний путь Русской Православной Церкви: от Крещения Руси до подписания в Москве Акта о каноническом общении.

Ведется роспись боковых стен алтаря, на которых изображены особо почитаемые на приходе святые: преподобные Серафим Саровский, Антоний Римлянин, Онуфрий Великий, преподобномученик Афанасий, мученик Лавр, святители Алексий Московский, Митрофан Воронежский, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, святость которого коснулась не только Северной Америки, но и трех центров русской эмиграции: Белградского, Шанхайско-Харбинского и Парижского, и трезвые взгляды которого помогли многим, ранее сомневавшимся в пользе восстановления единства, пересмотреть свое отношение к Москве.

В 2012 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви избрал Свято-Серафимовский храм храмом-памятником восстановлению церковного единства.

Воссоединение Русской Церкви. Фреска свято-Серафимовского храма
Воссоединение Русской Церкви. Фреска свято-Серафимовского храма

«Предложение это возникло в ходе работы комиссии по вопросам укрепления церковного единства, которую возглавляет митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), и в которую входят представители отечественной и заграничной Церкви. На одном из заседаний митрополит Иларион предложил построить храм-памятник нашему единству в Америке и в России. В Москве строительство такой церкви планируется в рамках «Программы-200» и освящена она будет в честь Курско-Коренной иконы Божией Матери. На момент возникновения этой идеи мы уже расписывали наш храм, потому с Америкой решили проще - придать статус храма-памятника уже существующему. Об этом знал наш первоиерарх - митрополит Иларион и, как мне позже сказали, православные в России тоже указали на наш храм. Все эти годы и, надеюсь, так будет всегда, мы храним память о Патриархе Алексие II и митрополите Лавре, в дни их упокоения служим заупокойную Литургию. Статус памятника для нашего храма не столько официальное название, сколько напоминание о необходимости хранить мир и единство в нашей приходской жизни и взаимоотношениях. А росписи - наше послание будущим поколениям, свидетельство нашей веры и нашей принадлежности к России. Пусть этот храм всегда остается местом молитвенного поминовения послуживших церковному единству и тех, кто сохранил и приумножил духовные сокровища в непростых заграничных условиях».

Татьяна Веселкина

http://www.pravoslavie.ru/put/66634.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Веселкина
О православном приходе в Атланте, США
«Мы вместе дружим, молимся и не поощряем в храме разговоров о политике»
22.12.2023
Епископ Штуттгартский Иов о пути к Православию, владыке Марке и теодицее
«Самый сильный Ответ на проблему зла в мире — Сам Христос»
10.02.2022
Долгая дорога домой
Как живут православные западного обряда в Русской Зарубежной Церкви
06.08.2018
Большой город и храм, который построили маленькие люди
Святитель Иоанн Шанхайский, шотландский католик и другие
10.11.2017
Все статьи Татьяна Веселкина
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии