Биография святителя Николая Сербского
Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович,
серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 -- 18 марта 1956) -- епископ
Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.
Родился
святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в
селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную
богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где
защитил докторскую диссертацию.
В 1909 году принял монашеский
постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в
Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время
Первой Мировой войны.
В 1919 году был поставлен во епископа
Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года,
когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.
В начале Второй
мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в
Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения
перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.
Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.
В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.
Святитель Николай Сербский: Изречения
Бог и вера:
От Бога нас отделяет ложь, и
только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные
желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и
отречению от Бога
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо - в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова - опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
...не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из
всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже
больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это
высшее благо, а истина - основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы...
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже
наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит
праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой
вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать
истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать
ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее
ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять
земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя - увидит
Бога, закроет ли их и всмотрится в себя - опять увидит Бога: и тело его,
и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Добро и зло:
Только сильный решается делать добро.
Испокон
веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала
волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.
Господь
ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро - тем самым
разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло - быстро забудет о
созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре
никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на
пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если
безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят
озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе
набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры
и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол
убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми:
благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик,
кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой
веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры
соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.
Грех:
В человеке только грех - подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
...какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!
Желание - семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против
трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее
здоровых качества: против гордости - смирение, против гневливости -
кротость, против малодушия - долготерпение.
Ненавидь зло, а не
человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого
больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.
Вражда и обида:
Человек
ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что
такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх
перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а
ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.
Слабость:
Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому
всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь
мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она
рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь
подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы
утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Гордыня и смирение:
Гордость - поистине дочь глупости...
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это - не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Зависть:
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
Богатство:
Богатство - благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство - зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.
Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:
Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.
Героизм и эгоизм:
Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
Мир:
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.
Человек:
Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке - это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. - Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. - Прислушайся!
Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
Ни
офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса -
милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло -
сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни
праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека - алкание истины.
Второй голод нашей души - алкание правды.
Третий ее голод - алкание чистоты.
Страх перед самим собой
Кто
никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища
внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого,
причем в неразбавленной эссенции.
Женщина:
Если
высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир
сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.
Брак:
Бог
благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке
две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают
единый кров.
Воспитание:
Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
Вы
громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из
школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и
изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса
Христа.
Жизнь:
Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.
Христианство:
Главных
евангельских идеи - три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как
три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда
в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий
дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть
алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.
Государство:
Власть - это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
Закон - паяц силы.
Борьба за власть и право - болезненное явление в человеческой истории.
http://www.foma.ru/svyatitel-nikolaj-serbskij-aforizmyi.html