Небольшой экскурс в прошлое дает яркое представление о том, как более тысячи лет тому назад двенадцать русских племен объединились на просторах Русской равнины (от Белого до Черного моря и от Карпатских гор до Уральских) в мощное государство, запечатлев свой исторический союз в соборных куполах Софии Киевской (1037). И с той поры русским приходится защищать не только право на собственное культурно-цивилизационное развитие, но и право жить по своим стандартам (1).
* * *
Византийские, арабо-персидские, западноевропейские и скандинавские географы (IX-Х) среди центров формирования Руси обозначают Ладогу и Новгород на севере, Переяславль (Русский) у р. Трубеж на юге, а со второй половины IХ века - Любеч, Чернигов и стольный град Киев, который стал главной столицей новой европейской державы (2).
Властная элита Руси, ещё до прихода на берега Днепра с Новгородской земли первого правящего княжьего рода Рюриковичей была многоэтничной, включала, кроме военно-служилых варяг, и автохтонных русских, и представителей народов других культур и религий. Но, собственно, русский народ еще долго поклонялся своим языческим богам, доверяя объединение разноплеменных частей Русской земли вооруженной администрации Великого князя Киевского «наемному сторожу Руси и ее торговли, ее степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с населения» (3).
С ростом государства и усложнением характера верховной государственной власти языческая вера простого народа перестала устраивать правителей Руси. Им нужна была более развитая политико-экономическая и духовно-правовая основа, которую позволяла создать мировая религия. Выбор новой религии в те времена означал и геополитический выбор военных союзников, экономических партнеров, нравственных традиций, включая культурно-исторический идеал.
Надо отметить, что в Х веке, когда на Руси встал вопрос выбора религии, культурно-цивилизационное противостояние язычества, православия, католицизма, иудаизма и мусульманства значительно обострилось. Киев долго выбирал, на какую религию ему опереться. Показательны в этом отношении подходы непосредственно княжеской семьи.
Так, в начале княжения (957-72) Святослава Ольга приняла крещение от патриарха Полиевкта и крестного отца в лице византийского императора Константина VII Багрянородного, два десятилетия опекавших княгиню с малолетним сыном на руках после гибели мужа Игоря. Ольга отправила послов во Франкфурт-на-Майне к Оттону I (959), который прислал в Киев с католической миссией епископа Адальберта Магдебургского (961). Но против западной христианизации выступила провизантийская купеческая, служилая и варяжская знать Руси, и Адальберт был «изгнан из Киева», а по подозрению в тайной службе папе римскому Иоанну XII «некоторые из его спутников были убиты» (4).
До самой смерти своей матери, мудрой княгини Ольги (969), Святослав Игоревич ходил в походы на евразийские пространства, где не пересекались интересы Европы с Византией. Русь за несколько лет полностью поставила под свой контроль Волжский торговый путь, подчинив не только буртсов, касогов, ясов, предков осетин и кубанских черкесов (967), но и хазар с волжскими болгарами, город Саркел, укрепления на Северном Кавказе и Кубани, Тмутараканское княжество и вятичей - последнее из славянорусских племен, хазарских данников (963). Сокрушив иудейскую Хазарию (964) и основу её власти - ключевые крепости со столицей Итиль, разграбив столицу булгар, Святослав затем отрезал венгров от Северного Крыма и византийских земель (965), контролируя Поволжье, Итиль и Дагестан (968). Хорезм равнодушно взирал на погром русскими Хазарии по причине ее отказа принять ислам.
Святослав по просьбе византийского императора идет походом на Дунай (967-968), овладевает Болгарией, но летом вынужден поспешить в Киев, осажденный печенегами, где и принимает роковое решение идти в Европу в союз с венграми, болгарами и печенегами, подстрекаемыми Римом. "Не любо мне сидеть в Киеве, - возражает князь матери и боярам, противившимися войне с Византией, - хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки и вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии - серебро и кони; из Руси же - меха и воск, мед и рабы". Ольга слегла и через три дня умерла (969), сообщает летописец (5).
После Аркадиопольской битвы в 120 км от Константинополя и сдачи болгарской столицы Преславы (971) киевский князь Святослав, брошенный союзниками, вынужден был возвращаться на Русь, где на о. Хортица и был убит (972) печенегами хана Кури, который из черепа первого русского «евроинтегратора» изготовил кубок, «пьяху из него».
После войны на Руси между сыновьями Святослава и восстановления Владимиром Святославичем контроля над территорией государства, доставшейся от отца, подтверждения обладания Червенской Русью (981), выхода к Балтике (983) и заключения русско-торческого договора о мире и торговле с Великой Булгарией на Волге, а также фактического мира с арабами (985) следующим шагом стал «выбор веры на Руси» (986), что было связано с визитами в Киев послов государств с разным вероисповеданием.
Летописное изложение «состязания религий», устроенное великим киевским князем Владимиром для бояр и старейшин, начинается с ислама. Это было не случайно. Только эту мировую религию русский язык обозначает тремя равноценными понятиями: мусульманство, ислам и магометанство, указывая на ее персидский, арабский и тюркский ареал. Область распространения ее влияния и власти к концу X века огромна: от Атлантического океана до Индийского. Мусульманскими учёными было усвоено и продолжено античное научное наследие в области математики, геометрии и тригонометрии, логики, биологии, медицины, астрономии, физики, географии. В 988 году был открыт мусульманский университет Аль-Азхар.
Летописец пишет, как Владимир с удовольствием выслушал рассказ о вере булгар, которая разрешает «комуждо по семидесят жен красных» иметь, «так как и сам любил женщин и грешил с ними много». Но вот на обрезание, запрет есть свинину, а особенно выпивать, сказал: «Руси есть веселие пити и не можем без того жити» (6). Власть понимала, что цивилизационный выбор, попирающий традиции, вряд ли примет народ, даже если бы у набирающего силу молодого мусульманства нашлись серьезные лоббисты на берегах Днепра, и ему удалось бы проникнуть еще дальше на север.
Возникший раньше всех мировых религий иудаизм с культом единого бога, управляющего миром, послужил основой для большинства из них, в последней четверти X века под ударами Древнерусского государства потерял свой последний государственный оплот - Хазарский каганат. С этого времени киевские князья в виде престижного трофея добавили к своему званию титул кагана, и «жидове Козарстии приидоша» к Владимиру, чей отец был причиной всех их бед, так и не смогли ответить на его вопрос: «Так как вы других учите, а сами отвергнуты богом? Если бы Бог вас любил, то не оказались бы вы рассеяны по чужим землям. Может и нам такого зла хотите?»
В этих условиях шансов у иудаизма закрепиться в городах Руси в качестве государственной идеологии было немного, но его влияние даже с потерей здесь своей исторической привлекательности, принижать не стоит. Ведь иудейские общины появились на Днепре, не говоря уже о Крыме, задолго до падения Хазарского каганата, а церковно-славянская версия «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия с IX века стала на Руси настольным учебником (5). Присутствие иудеев в Киеве в качестве купцов, сборщиков налогов, врачевателей упоминается в летописях с 945 года, известны и летописные названия двух кварталов города - «Козары» на Подоле и «Жидовские ворота» в Верхнем городе (Львовская площадь). Есть среди украинских историков (О. Прицак) даже сторонники мнения о «хазарском происхождении Киева» (8).
Поэтому неслучайно, что предложение хазарских иудеев принять иудаизм (986) Владимир вынес на обсуждение бояр и городских старейшин (987), которые не поддержали это предложение.
Оставалось христианство. Но оно к этому времени было неоднордно, в нем нарастали внутренние противоречия. VII Вселенский Собор (786) был последним совместным собором единой церкви Христа, выступивший «против порчи книг» и иконоборчества. «В 842 году чин православия» состоялся окончательно, обличив западное, католическое христианство с центром в Риме как «богопротивное новое учение, привнесенное в церковь и много бед наделавшее» (9). Попытки их примирения предпринимались неоднократно, вплоть до взаимной анафемы (1054), когда «окончательно рушился союз между Восточною и Западною Цервами» (10).
Европейские народы, как принявшие христианство, так и еще только собирающиеся это сделать, оказались перед необходимостью примкнуть к той или иной стороне. Предки варваров, завоевавшие после падения Западной Римской империи территорию Западной, Северной и часть Южной Европы, приняли латино-католическую традицию.
Сложнее шел процесс христианизации у славян, населявших Центральную, Восточную и часть Южной Европы. За привлечение славянских народов в свой культурно-цивилизационный ареал между католицизмом и православием разгорелась жестокая борьба. Некоторые церкви даже несколько раз переходили из юрисдикции Рима к Константинополю и наоборот.
Надо отметить, что Русь при князе Владимире довольно решительно отвергла римо-латинское христианство. В 986 году «придоша от Рима немци» и сказали Владимиру: «Передал тебе папа: земля твоя - как и земля наша, а вера ваша не такая как вера наша», «учитель наш апостол Павел». «И рече Володимер: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши - не приняли этого». Так что киевский князь изначально не был приверженцем «европейского выбора», что четко прослеживается по всем без исключения летописным записям.
На окончательное принятие христианства в византийской традиции во многом повлияло то, что оно ассоциировалось с одним из мощнейших государств того времени - Восточной Римской империей - Византией. Византия, заинтересованная в поддержке своего влияния, предоставила Руси свое духовное, правовое и культурное наследие, содействовала обустройству просвещения, наук и письменности.
Своим крещением в 988 году Русь однозначно отвергла «европейский путь» развития, положив начало формированию на основе православия своей уникальной и самобытной цивилизации - Русского мира. Поэтому неслучайно современные евроскептики первым и последовательным выразителем идеологии евроскептицизма на берегах Днепра считают именно Святого князя Владимира - Крестителя.
* * *
И хотя на протяжении еще многих веков «европейство» продолжало мечом и крестом навязывать русским свой выбор, именно православие как основополагающая идеология Русского мира дала силы русичам стать великим народом, сохранить себя, династию Рюриковичей и снова возродить свое государство на Северо-Востоке Руси, со столицей в Москве.
На Западной Руси процессы борьбы против врагов православия, за сохранение своей русской идентичности протекали значительно дольше и сложнее. По мере ослабления власти Золотой Орды западнорусские земли начали захватывать Польша и Литва. Литовское княжество после выбора им «европейского пути» - окатоличивания (1385), постигла участь Моравии - оно было, в конце концов, поглощено Польшей, что закрепила в 1569 году Люблинская уния.
Поляки на захваченных русских землях, начали тотальное наступление на православне. Но если окатоличить и ассимилировать большинство русской шляхты им удалось достаточно легко, то вот простой народ оставался, несмотря ни на что, на позициях евроскептицизма и был верен православным заветам отцов, как ни жестоко обходились с ним иезуиты и иже с ними.
Лишь с помощью Брестской церковной унии (1596) и жестокого насилия православных подчинили «европейскому» римскому папе, который вынужден был кое-что из православных обрядов все же сохранить. Однако «пыхатая» польская шляхта, объединив в один поток экономический, социальный и религиозный гнёт русского населения, фактически вбила огромный гвоздь в крышку гроба своей государственности, вызвав пассионарный взрыв против «европейского пути» у нового малороссийского этноса, складывающегося в условиях польского владычества.
* * *
Вся первая половина 17 века прошла в сплошных выступлениях малороссийских крестьян против польских угнетателей. Десятилетиями продолжалась жестокая и кровавая война по взаимоуничтожению двух славянских народов. Сопротивление малороссов против поляков в середине века возглавили полиэтнические запорожские казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Даже казацкая верхушка, после наивных попыток найти компромисс с польскими магнатами и добиться «привилеев», веками выпрашиваемых у дряхлой королевской власти, отвергла «европейский выбор» и пошла на союз Малороссии с единокровным православным Русским государством.
Но, к сожалению, русскому царю после войны с Польшей по Андрусовскому договору 1667 года удалось вернуть только отобранные у Русского государства в 1618 году Смоленск и Чернигов, отвоевать малороссийские территории на Левобережье Днепра - будущую Полтавскую губернию, выкупить Киев и небольшой район вокруг него. Миллионы же малороссов поднепровского Правобережья еще на столетие остались под властью поляков.
В то же время не все так просто было и с Малороссийским гетманством, созданным на Левобережье в составе Русского государства. Часть казацкой элиты еще несколько раз пыталась вернуться к «европейскому выбору» - под власть поляков. Однако судьба у них оказалась незавидной, поскольку Речь Посполитая к этому времени в таких устремлениях уже особо и не нуждалась.
Попыткой «европейского выбора» стала измена гетмана Мазепы, который 28 октября 1708 года переметнулся к шведскому королю Карлу. Но реальность такова, что подавляющее большинство малороссов остались верны русскому царю Петру Первому. Сегодня из предателя Мазепы на Украине пытаются вылепить выдающегося украинского деятеля.
* * *
В 18 веке получило широкое распространение диссидентское движение на православном Правобережье, которое не смирилось с навязанным ему поляками католическим «европейским выбором», продолжая бороться за свои права. Усилившиеся вооруженные выступления малороссов внесли тем самым свою лепту в грядущую кончину опостылого Польского государства. И эти яркие страницы незаслуженно забытого движения евроскептиков Правобережья еще ждут своего глубокого исторического исследования.
Конечно, для большинства русских проблема защиты от европейской экспансии была снята, когда Речь Посполитая прекратила свое существование в результате трех разделов. На территории Российской империи исчез религиозный гнет православных, в том числе и его иезуитской форме - униатстве.
Но часть русских, проживавших ранее в составе Русского воеводства Польши, попала под власть Австрийской империи. Несмотря на то, что подавляющее большинство их было униатами, они довольно долго успешно продолжали противодействовать навязанному им «европейскому выбору» - вплоть до волны народно-демократических революций 1848-1849 годов.
«Весна народов» надоумила империю Габсбургов использовать часть рутенов, как они называли своих русских подданных, в целях сдерживания неугодных поляков. Австрийцы предоставили рутенской элите дозированный доступ к выборным должностям и образованию, а та в свою очередь в противовес русскому и малороссийскому языкам создала искусственный, галицийский вариант русского языка.
Рутенскую интеллигенцию, пришедшую на имперскую службу к Габсбургам, австрийские власти начали активно использовать в антирусских целях для поддержки сторонников украинского сепаратизма в России. Однако переориентировать большинство рутенов на такой «европейский выбор» им не удалось. И тогда для борьбы с русскими евроскептиками Австро-Венгрия пошла на крайние меры. Во время Первой мировой войны основную массу москвофилов евроинтеграторы просто физически уничтожили в печально известных концлагерях Терезин и Таллергоф.
Развязанная почти сто лет назад Первая мировая война тоже не способствовала распространению идей европейской интеграции. Так и не получили особой поддержки среди европейских народов, в том числе среди русских, лозунги о Соединенных штатах Европы. Умами масс тогда овладели идеи социалистической революции.
Крайне негативно оценило население Украины «хождения в Европу» украинской Центральной Рады, которая привела на берега Днепра вначале евроштыки кайзеровской Германии и Австро-Венгерской империи, а позже - панской Польши.
* * *
В 30-е годы ХХ века появляются сторонники «Объединенной Европы» под знаменем Адольфа Гитлера и нацистской Германии. Их активно поддерживали галицийские националисты, формально выступающие за уникальный путь развития Украины.
Германия и ее сателлиты, развязав Вторую мировую войну, взяли под контроль почти всю Западную Европу, пока путь этим кровавым агитаторам за «новую» Европу не заградил советский народ. Дорогой ценой была остановлена фашистская экспансия. В результате этой очередной «евроинтеграции» одна только УССР потеряла 9 миллионов человек.
С 1991 года Украина - во власти новой поросли евросказочников. Под их руководством население Украины в процессе движения в Европу сократилось более чем на 6,5 миллиона человек. Но современная украинская элита без тени смущения, без зазрения совести, «ничтоже сумняшеся» предлагает новый этап - ассоциативного «хождения в Европу».
Возникает вопрос, а во сколько новых миллионов жизней он обойдется? Неужели во имя процветания украинской элиты, озабоченной под видом движения в Европу сохранить и приумножить «хапнутые» миллионы, народ заставят совершить новые жертвоприношения?
Вполне очевидно, сегодня на Украине появляется все больше людей, которые не хотят вымирать в процессе очередного «европейского выбора». Поэтому есть и надежда, что зарождающееся движение евроскептиков Украины положит край пагубным для народа и страны действиям сегодняшней проевропейской элиты, воспользовавшись богатой историей противостояния Западной экспансии, начиная с первого евроскептика на берегах Днепра - Святого князя Владимира, Крестителя Руси.
Есть надежда и на то, что возникшая пауза (из-за того, что «на каком-то этапе восхождения к вершине погода неблагоприятная») позволит внимательней отнестись к урокам Истории.
Примечания
(1) Грицак Е.Н. Памятники древнего Киева. Памятники всемирного наследия. Вече. 2004. 242 с. С. 53; Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М. Синодальная типография. 1908. 15 с. С. 7.
(2) Древняя Русь в свете зарубежных источников. В 5-т. М. РФСОиН. 2009.
(3) Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Том II. АСТ. Харвест. 2002. 592 с. С.153.
(4) Богуславский В.В. (сост.) Славянская энциклопедия. В 2-х т. Т.1. Киевская Русь - Московия. Олма-пресс. 2003. 790 с. С.11.
(5) ПСРЛ. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л. Изд. АН СССР. 1959. 416 с. С.19.
(6) Летописец содержащий в себе российскую историю от 6360/852 до 7106/1598 году. Моск. тип. 1781. 202 с. С.28.
(7) Радянська енциклопедія історії України. В 4-х т. Т.1. А-Д. Ред. Скаба А.Д. Київ. УРЕ. 1969. 590 с. с.62.
(8) Енциклопедія історії України. Т.3. Е-Й. Автор колектив. Київ. Наукова думка. 2005. 672 с. с.73.
(9) Успенский Ф.И. Константинопольский собор 842 года и утверждение православия. СПб. 1891.01 (ЖМНП). с.73-159. С.74; 78.
(10) Иванцов-Платонов А.М. О римском католицизме, и его отношениях к православию. Ч.1. Москва. Печатия С. П. Яковлева. 1869. 289 с. с.39
http://odnarodyna.com.ua/content/evroskeptiki-na-beregah-dnepra-so-vremen-kreshcheniya-rusi