О богослужебном языке и внебогослужебной деятельности

Отзывы пастырей на инициативу Святейшего Патриарха

06.09.2013

Предлагаем читателям мнения священнослужителей об инициативе Святейшего Патриарха Кирилла укреплять приходскую жизнь и развивать внебогослужебную деятельность Церкви, избегая литургической реформы.

Фото: http://pokrovchram.ru/Фото: http://pokrovchram.ru/
 
    

Протоиерей Евгений Палюлин,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки, Санкт-Петербург:

- Я убежден, что проблема непонимания церковнославянского языка - не столько проблема прихожан, сколько священников. Если прихожане говорят (и говорят часто), что богослужебный язык нашей Церкви они не всегда понимают, это свидетельствует, в первую очередь, о том, что люди стремятся узнать богослужение, искренне интересуются жизнью Церкви. Кроме того, это призывает священника к большей ответственности и усердию к просвещению - как собственному, так и паствы. Печальная картина - священник, не знающий языка Церкви и не могущий объяснить значение того или иного слова или текста! Если мы любим богослужения, то как мы можем не любить церковнославянский язык? Как можем быть невнимательными к просвещению прихожан? Да, непонятностей в церковнославянском много, и дело тут не только в отдельных словах и грамматических конструкциях. Взять, например глубочайшие по своему догматическому наполнению красивейшие службы Рождества Христова или Богоявления - смысловая нагрузка огромная, понять все и сразу вряд ли кто сможет. Но это не значит, что понимать не надо, не так ли? Наоборот: нужно изучать свой язык, помогать другим понять его красоту. Даже по истории своего возникновения, а создавался он именно для Церкви, церковнославянский язык неизмеримо глубже современного русского, он полнее и яснее передает смысл события.

А трудности в его понимании - это же одна из возможностей для проповеди, для лучшего знакомства с Церковью, с другими церковными дисциплинами, не только относящимися к лингвистике, но и к истории, догматике, богословию и т. д. Любая загадка языка интересна - почему не попытаться разрешить ее вместе с прихожанами? По своему опыту знаю, что люди очень живо откликаются на инициативы священника, и такая тема, как усвоение родного для Русской Церкви языка, не может не обязывать всех нас - и священников и прихожан - к проявлению такой инициативы. Кроме того, это еще одна возможность собрать людей вокруг храма, сделать жизнь прихода более активной, а участие в богослужении - более осознанным!

Мне кажется, нельзя бояться практики активного участия прихожан в богослужении. Не стоит доверять чтение на клиросе только и исключительно «людям в подрясниках» (кстати, это поможет и им быть ответственнее и внимательнее при чтении) - нужно привлекать к чтению и прихожан. Разумеется, при соответствующей подготовке, которую вполне можно вести на внебогослужебных встречах. И, я уверен, через некоторое время вы к своей радости обнаружите, что люди, знающие и любящие язык своей Церкви, не просто отрешенно стоят на службе, а стараются внимать каждому слову, постоянно обнаруживая что-то новое и прекрасное. Церковный язык способен подарить людям радость постоянной новизны.

Нужны нам внимательные и умные лица за богослужением? - Кровно необходимы! На мой взгляд, категорическое требование Предстоятеля Русской Церкви о внебогослужебных приходских встречах, посвященных, впрочем, не только изучению церковнославянского языка, но и другим темам, говорит нам о широчайших возможностях для христианского просвещения и воспитания. Впрочем, в нашем храме такие встречи уже давно проводятся, а скоро групп станет еще больше.

Протоиерей Алексий Сорокин,
настоятель храма святого праведного Лазаря, Вологда:

- Когда государство бьет тревогу, говоря о катастрофическом положении русского языка сегодня, когда языковеды, писатели, историки и все другие думающие по-русски люди буквально вопиют о необходимости спасения нашего литературного языка, мне думается, стоит говорить и о необходимости знакомства с самого раннего детства, со школы с языком Святой Руси. Мне часто приходится общаться с современными школьниками, не совсем или же совсем не церковными. Жалко русских детей, не чувствующих себя русскими! Детей, которые имеют представление о Руси, России и Православии по плоским шуткам советских комедий и по каким-то гадким, сальным интернетовским анекдотам!

А знакомство - я имею в виду хорошее, осознанное и качественное знакомство - с церковнославянским языком, я убежден, поможет нам вернуть русских детей в Россию. А то и в Святую Русь с ее подвижниками - древних времен и современных. Да и нас самих тоже.

На мой взгляд, это катастрофа, если мы не понимаем церковнославянский язык. А если и не хотим его понимать, то это уже не катастрофа, а трагедия. Мол, придти на службу, что-то там послушать (но не услышать), привести детей в храм (но не дать им возможности увидеть и услышать Христа и святых) - это что, осознанное наше христианство?! Ужас это, а не христианство!

Конечно, для того, чтобы человек стал христианином, требуются усилия - как его собственные, так и священника и всего прихода. Думаю, что приходская жизнь - это не только и не столько закупка-продажа свечей и выпечка просфор, а - устроение действительно братского общения людей. Такое общение возможно и необходимо - люди с радостью откликаются на добрые инициативы, идеи. Совместная деятельность по их осуществлению делает общину более крепкой и дружной - будь то различные паломнические поездки, велопробеги, обустройство родников, святых мест, встречи с деятелями культуры и т. п. Следовательно, и участие в богослужении такой дружной общины станет более осознанным. И родной для нашей Церкви язык позволит людям почувствовать свое родство с преподобным Сергием, Димитрием Донским, князем Владимиром, многими другими святыми - так мы, можно сказать, сможем благочестиво вместе с ними путешествовать и во времени, и в пространстве - ко Христу.

Я очень рад категорическому требованию Патриарха устраивать внебогослужебные встречи. Если это требование будет выполняться, мы можем надеяться на появление в храмах большего количества детей и молодежи. Которые уже не будут считать Святую Русь какой-то там непонятной сказкой.

 

Фото: hnir.ruФото: hnir.ru
 
    

Протоиерей Владимир Воронцов,
настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, г. Северодвинск:

- Отказываться от церковнославянского языка мы не должны. Вопрос его понимания - это вопрос не только общей, но и духовной грамотности. Церковь не должна понижать свой уровень, в том числе интеллектуальный - она должна помочь возрождению культуры православной мысли. Я считаю, что на таких собраниях, о которых говорит Патриарх, имеет смысл разбирать богослужебные тексты. Будь то тексты утренних или вечерних молитв или канонов к Причастию, будь то тексты следующего церковного праздника - октоих, минеи, часослов, псалтирь - это, на мой взгляд, кладезь, сокровищница христианской мысли. Помочь молодому поколению, да и старшим тоже, узнать эту сокровищницу, черпать из нее знания, я думаю, мы можем и должны. Нельзя позволить, чтобы, имея все возможности для повышения образования, мы их не использовали. Мы и так уже потеряли несколько поколений в годы гонений, получили поколения, не знающих ничего о Боге и Его Церкви - давно пора заняться христианским образованием современных людей. Не думаю, что это будет очень сложным делом: люди хотят учиться жить в Церкви, понимать ее язык. Но благодарным это дело будет точно. И первыми нас поблагодарят дети и внуки, которые станут воспринимать Церковь всерьез.

Протоиерей Владислав Нагорный,
клирик храма Святой Троицы с. Донское Ставропольской и Невинномысской епархии:

- На днях я был в Великом Новгороде, видел иконы XI-XII веков, восхищался, молился перед ними. Глубина цвета, красок, мысли, любви! Нужны ли такие «старые» иконы, - вопрос, думается, риторический. «Старые» они, древние или же - вечные? Я вполне допускаю, что нужен в храмах и так называемый «новодел», но это новое всегда, подчеркиваю, всегда должно быть качественным, говорить о том, о чем говорят их древние предки. Мы не должны отказываться от доброго старого и от хорошего нового - иначе мы столкнемся с пошлой склонностью к какому-то «благочестивенькому кичу». То же касается и церковнославянского языка: отказаться от него - древнего языка Русской Церкви, - значит подвергнуть себя самих опасности опошления как языка богослужения, так и связанного с речью мышления. Лишить себя церковнославянского - это заговорить в скором времени на «чиста, короче, реальном православном» жаргоне, в чем мы вряд ли заинтересованы.

Так что мы должны быть благодарны активным, горячим прихожанам-мирянам, которые так помогают священникам в устроении приходской жизни. Искренняя помощь таких людей неоценима! Нас, священников, иногда можно упрекнуть (иногда и вполне справедливо!) в недостатке образования, нерадении, нерасторопности. Но даже самые образованные, работоспособные, гениальные организаторы из батюшек, особенно сельских священников, просто физически не в состоянии сделать все необходимое, что требуют различные предписания и циркуляры. Своими силами, без помощи прихожан, священник никогда не справится, мне кажется. Нужно соработничество, сотрудничество всех людей прихода: и мирян и священнослужителей.

Кстати, ревность прихожан способна во многом вдохновить священника, помочь, укрепить его. Вообще, внебогослужебная жизнь прихода всегда сказывается на самом богослужении: если прихожане - не чужие друг другу люди, видящиеся только за воскресной литургией и разговаривающие во время службы, а - люди, знающие, что они братья и сестры, то любое богослужение становится подлинным торжеством Православия.

Еще хочу сказать, что активность прихожан должна быть систематической, а не разовой, спорадической, «по указанию сверху». Здесь мы должны использовать то лучшее, что есть в системе светского образования. То есть, внебогослужебная жизнь прихода должна быть систематизирована - этому надо учиться, конечно. Но все возможности для успешной учебы у нас есть.

Материал подготовил Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/put/63892.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Олег В.
2020-11-22 02:39
Реабилитация идеологии
Новый комментарий от Георгий
2020-11-22 02:32
«Огромная потеря... скорбим»
Новый комментарий от электрик
2020-11-21 22:09
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-21 21:37
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-21 19:13
Рукотворная пандемия
Новый комментарий от Дед Мороз
2020-11-21 19:08