К вере пришёл постепенно и больше всего благодарен за это жене, которая стала примером и путеводителем. Стал вникать в это мировоззрение. Понемногу пришёл совершенно твёрдо и уверенно к выводу, что учёные у нас, в общем, никому не интересны: очень много у них именно теории или предположений, которые фактически невозможно проверить. Если же брать Библию, то, по мнению Андрея Ивановича, за сотни и даже тысячи лет многие пытались найти там какую-то неправду, опровергнуть что-то, найти какие-то изъяны, и до сих пор это не удалось. Казалось бы, две тысячи лет назад написано, «точнее, записано каким-то полуграмотным древним человеком» - и это не получается опровергнуть... Казалось бы, кто-то обманывает: либо ученые, либо вера. Но ученые постоянно попадаются либо на обмане, либо на недобросовестных заблуждениях, то есть у них постоянно всё меняется. А здесь, сколько бы лет ни прошло - всё истинно и не подвержено изменениям. В христианстве всё полностью складывается в настолько стройную картину мира, что никакое представление учёного не даст такого.
Одним из доказательств существования Бога Андрей Гусев считает чудеса.
«Не фокусы какого-то там Дэвида Копперфильда, - говорит он и уточняет: - Современный человек практически не чувствует различия между фокусами и чудесами. Чудеса - это как минимум либо идёт на пользу человека, либо происходит во Славу Божию». В разговоре Андрей Иванович упоминает и Схождение Благодатного Огня (причём очень критически высказывается о попытках разоблачения этого явления), и об одном из греческих храмов: «Там ежегодно на праздник сползаются тысячи змей в храм, ядовитых совершенно, и никого не кусают. Только один день. И потом расползаются и никого не трогают. Уже далеко не один год...»
А на вопрос нашего корреспондента, было ли какое-то чудо в его семье, Андрей ответил просто и трогательно:
- Оно так потихонечку продолжающееся, растянутое во времени. Скоро уже будет двадцать лет как...
И трудно с этим не согласиться: у Андрея и Екатерины Гусевых семеро детей. Когда они только поженились, даже спорили, сколько должно быть в семье детей. Папа хотел двух, мама - четверых. Сошлись на трёх. Но не всё человек решает...
Мы задаём Андрею Гусеву вопрос о роли мужа в семье. Кто он: добытчик, глава семьи?..
- Ну какой я добытчик... Хотя нет, добытчик, естественно. Но семья - это понятие очень широкое, и всю эту ширину не могут закрыть отец или мать, а только вдвоем. Главенство, безусловно, за мужем, потому что жена обеспечивает тыл. А моя задача - и семью прокормить, и попытаться организовать что-то серьёзное, глобальное, как говорится. Жена должна присутствовать дома, приготовить поесть (или сама, или девочки помогут), сделать покупки, что-то спланировать. Придумываем вместе, а потом она делает свою часть, а я свою. Но слушаться меня должна.
- Чем зарабатывается авторитет в семье: страхом, знаниями, делами, успехами?
- Естественно, большая часть зарабатывается именно знанием, поведением. - И Андрей начинает с увлечением рассказывать, как в семье осуществляется такое большое и важное дело, как ремонт: как нужно всё спланировать, заработать, приобрести, сделать, какие у каждого при этом задачи... Чувствуется: эта семья умеет, как сейчас говорят, «работать в команде». - Да у меня тоже было не идеально, - самокритично признаётся Андрей Иванович, - опыт ведь делами нарабатывался...
Но авторитет главы семьи, считает он, должен быть не только демократичным: «...вовремя данный подзатыльник обучает молодое поколение достаточно быстро и чётко реагировать на какие-то критические или полукритические моменты, чтобы человек всё-таки мог сам себя одёрнуть». Это касается в первую очередь вещей, в которых у маленьких детей ещё не может быть своего опыта: нельзя перебегать дорогу на красный свет, нельзя хватать горячее... Всему этому надо научить, и суровость здесь вполне уместна, хотя к жестокостям прибегать не следует. Нужно постоянно направлять и поправлять ребёнка, пока у него не выработается привычка поступать правильно - такова позиция Андрея Гусева.
Андрей Иванович подробно и с удовольствием рассказывает нам о предыстории семьи:
- Мы одноклассники, познакомились ещё в школе. А потом традиционно ходили первого сентября к своей же школе. И как-то раз получилось так, что я очередной раз обзванивал весь свой народ, а смогла прийти только мамулечка. Мы с нею пришли, походили по школе, пообщались с учителями, а потом стали перезваниваться, общаться. А позже мамуля говорит: «А давайте поедем в Иверский монастырь». И поехали. Здесь как раз были отец Евсевий, отец Борис, отец Стефан, отец Иаков. Отец Евсевий меня покрестил. Отец Иаков нам подарил икону, которая стала венчальной у нас. А когда вернулись домой, мамулечка (она мне потом об этом сказала) пошла в магазин и купила свадебные туфли. А я знать не знал об этом...
Андрей и Екатерина Гусевы венчались в мае 1993 года - через полгода после той памятной поездки в Иверский монастырь - в Храме Живоносного Источника, в Москве, в Царицыно. Венчал их священник Алексий Потокин.
- А духовник есть у вашей семьи?
- Нет, толком нету. Потому что к отцу Алексею попадать было сложно, не получалось. Потому что храм не очень близко дома. И он не всегда может, нагрузка достаточно большая в Москве.
- А потребность есть в духовнике? Или сами по себе справляетесь?
- Конечно, есть. Ну, пытаемся, конечно, справиться. Жить же надо как-то. А так, конечно, было бы хорошо, даже очень. Но вот приходится самому читать литературу, какие-то азы учить.
- Что для Вас значит «разлюбить жену»?
- Моей задачей всегда было прикрывать со всех сторон (и, естественно, со своей стороны), обеспечивать по мере возможности. Я должен делать так, чтобы она не выполняла несвойственных ей функций, которые по определению принадлежат мне. Ну, иногда можно баловать. Как-то всё вместе. Как-то нет у меня такого представления - разлюбить, и всё. Разлюбить?..
Словом, нету на этот вопрос чёткого ответа. Похоже, Андрей Иванович даже представить себе такого не может. Зато на вопрос о хобби он отвечает без всяких сомнений: компьютеры. Наш собеседник - из тех, кому очень повезло: любимое занятие и любимая работа - это одно и то же. И он занимается этим вот уже два десятка лет.
У нас возникает закономерный вопрос о таком биче современного общества, как компьютеромания. И здесь Андрею Гусеву есть что сказать:
- Так называемая компьютеромания - это, насколько я понимаю, частный случай игромании. Компьютер позволяет - чем дальше, тем больше, поскольку мощности растут - реалистично создать «картинку» жизни. Есть такие игры, в которых можно «сидеть» круглыми сутками. Профилактика всего этого - действительно воспитывать детей, особенно маленьких, периодически одергивать, чтобы не вырабатывалась привычка. А впоследствии надо всегда воспитывать в детях (неважно, мальчики это или девочки) чувство ответственности. Если этого чувства не будет - ребёнок не в одно, так в другое «вляпается»: не в игроманию, так в наркоманию, не в наркоманию, так в алкоголизм, не в алкоголизм, так ещё куда-нибудь. Любая страсть захватывает - если нет ответственности.
- А чем отличается воспитание мальчиков и девочек?
- С мальчиками, конечно, надо построже, и ответственности на них должно быть больше. К девочкам тоже надо относиться достаточно жестко, но здесь важнее воспитать послушность. Послушными, конечно, должны быть и мальчики, но всё же у них на первом месте должна быть ответственность. К каждому нужен индивидуальный подход, потому что все люди разные - настолько, что прямо диву даешься, как от одних родителей настолько разные дети получаются...
Конечно, нельзя было оставить в стороне такой важный вопрос, как привитие детям веры. Андрей Гусев убеждён, что главную роль здесь играет опять же семья. И здесь жёсткий авторитет отца, даже суровость его, если на то будут причины, даст наилучшие результаты в сочетании с нежной любовью матери к своим детям. Для совсем маленьких детей наиболее действенным является личный пример родителей, в первую очередь их поступки; со старшими детьми можно и нужно разговаривать, рассуждать на темы веры, взывая к их душе и разуму, указывая на возможные ошибки. Ну, и, конечно, без молитвы никак - особенно в таком страшном, жёстком, «затягивающем» городе, как современная Москва.
«Надо общаться с детьми, - делится опытом Андрей Иванович. - Чем человек старше, тем он мягче становится, а пока всякие переходные возраста - чуть что не так сделаешь - и разминулись. Нужно быть осторожным. Все были в таком возрасте. Но дети (естественно, как все люди), проходя через переходный возраст, считают, что всё только у них так, они единственные и неповторимые. При этом они совершенно не отдают себе отчёта, что у родителей было то же самое. Поэтому это тоже надо понемножку донести до детей».
За двадцать лет семейной жизни Гусевы побывали в Иверском монастыре девять или десять раз: это уже семейная традиция. Отрадно было им видеть, как монастырь с годами поднимается из руин.
- Зачем вы сюда приезжаете теперь?
- Во-первых, хорошо как-то. Мы всегда спрашиваем разрешения приехать. Нам разрешают. Монастырь стоит на отшибе, здесь спокойно, и народу особо нет, а я не люблю какие-то людные места... Сидишь на берегу, и всё - мне это нравится. Я сейчас в отпуске, и мне просто необходимо отдохнуть. Когда мы вернёмся, девочки отправятся в лагерь, старшая в церковь пойдёт, мальчики сами по себе занимаются. А мне снова работать изо всех сил...
- То есть на первом плане отдых, на втором - духовное?
- Здесь сложно сказать. Нельзя как-то особо делить, потому что оно взаимопроникающее всё. Как-то и спокойно всё, и звон колокольный... Замечательно, прекрасно и хорошо. До сих пор помню момент, как в прошлом году отец Борис пустил нас на колокольню и как мы встали к большому колоколу. Уговорил отец Борис меня, чтобы оказаться внутри колокола. Голова, можно сказать, по плечи туда ушла. Колокол гудит сам, в него бьют, а нормально - ничего не на уши не давит, ничего. Против какой-нибудь дискотеки или ещё какой-нибудь ерунды - прямо очень хорошо, просто впитываешь эту музыку...
- Есть у Вас какие-то свои переживания, мысли, которыми Вы хотите поделиться с читателями нашего сайта?
- Вера - это достаточно личностная вещь. Сейчас Иверский монастырь восстановлен, сделали дорогу, стоянку и прочее. И начинается такое, с позволения сказать, поточное производство паломников. Нельзя так. Надо спокойно, тихо, надо находить своё. Действительно же неважно, какой храм будет: Храм Христа Спасителя или какая-нибудь маленькая церквушка в тихой деревеньке - Бог везде один, Алтарь везде один, и таинства одни и те же. Поэтому гоняться за модой - что за ерунда такая? Надо не на внешность смотреть, надо сущность понимать. До этого надо дойти, добраться и понять, что это.