О положении христиан в Сирии, об Антиохийской архиепископии в Северной
Америке и о том, как она помогает нуждающимся в помощи гражданам Сирии,
рассказал представитель Антиохийской архиепископии в Северной Америке
епископ Бруклинский Николай (Озон).
Епископ Бруклинский Николай (Озон), представляющий Антиохийскую
архиепископию в Северной Америке, на этой неделе прибыл в Россию. В
интервью РИА Новости он рассказал о положении христиан в Сирии,
об Антиохийской архиепископии в Северной Америке и о том, как она
помогает нуждающимся в помощи гражданам Сирии.
- Ваше Преосвященство, вы представляете Антиохийскую
архиепископию в Северной Америке, расскажите немного об этой юрисдикции
и о жизни православных в США.
- Православные верующие
в Северной Америке представлены разными архиепископиями. Одна из них -
Антиохийская. Эта архиепископия возглавляется митрополитом Нью-Йоркским
и Североамериканским Филиппом (Салибой), он представляет Антиохийскую
Православную Церковь. Православные хорошо себя чувствуют в Америке. Наша
архиепископия насчитывает 260 приходов, а это довольно большая цифра
для Америки. Нашей юрисдикции в Америке чуть больше ста лет.
- Какова цель вашего нынешнего визита в Россию и каково ваше впечатление о нашей стране?
- Мы
прибыли в Россию с целью посетить Санкт-Петербург и Москву, побывать
во всех храмах и монастырях, в которых только сможем. Мы стали
свидетелями величия православия в России во славу Бога. В вашей стране
так много храмов, разнообразно украшенных и декорированных. Все это нас
очень впечатлило.
- Известно, что арабская диаспора в Европе и в Новом Свете
появилась во многом из-за того, что люди были вынуждены покинуть свою
историческую родину в результате периодически происходивших там
драматических событий. Сегодня Ближний Восток, и особенно Сирия, вновь
переживают трагический период в своей истории. Каково отношение вашей
паствы к этой проблеме?
- Прежде всего, я хотел бы отметить,
что мы больше не диаспора в Америке. Мы - коренные жители, которые
родились в этой стране. Мы настолько же коренные, как и любой другой
коренной народ в мире. В Америке принято больше не употреблять это слово
(диаспора) по отношению к нам.
© REUTERS/ Malek AlshemaliСирия: в чем суть конфликта
Ситуация в Сирии трагичная. Мы очень переживаем по этому поводу и соболезнуем всем братьям и сестрам, которые становятся жертвами в Сирии, вне зависимости от того, являются ли они христианами или нет. В стране убивают много невинных людей. Это бессмысленно, так не должно происходить. Но так происходит, и не потому, что люди вдруг решили перестать жить мирно. Исторически, долгое время христиане и мусульмане, и другие нации, и другие религии мирно сосуществовали, не имея проблем. Но, кажется, появился кто-то еще - те, кому не нравится мир между людьми на Ближнем Востоке. Они избавляются от части людей, развязывают всю эту войну, чтобы занять их территорию.
- Многие в России искренне сопереживают сирийскому народу
в его бедствиях. С возмущением и тревогой было воспринято известие
о похищении боевиками двух митрополитов в Алеппо в апреле этого года,
об убийстве священников и осквернении христианских святынь.
Предпринимают ли православные иерархи в Америке какие-либо шаги, чтобы
мировая общественность обратила внимание на трагедию национальных
и религиозных меньшинств в Сирии? Ведь если события и дальше будут
развиваться в теперешнем ключе, то в регионе вовсе не останется
христиан.
- У Антиохийской православной церкви и Русской
православной церкви крепкие и долгие отношения. На протяжении всей
истории мы поддерживали друг друга. Поэтому мы очень ценим сочувствие
русского народа, русского правительства.
Православные в Америке,
насколько хватает сил, пытаются помочь православной церкви на Ближнем
Востоке и всем людям, вне зависимости от того, являются ли они
христианами или нет. Наша архиепископия отправляла помощь Антиохийской
Патриархии, чтобы помочь всем нуждающимся.
Я хотел бы привести один
пример. В Сирии жила одна семья. Всю еду через церковь они жертвовали
нуждающимся в помощи людям. Одна из женщин в этой семье жертвовала еду
только христианам, отказывая в помощи мусульманам. Патриарх позвал ее
и попросил принести буханку хлеба. Затем спросил у нее: "Можешь
прочитать, чье имя написано на этой буханке хлеба? Это имя христианина
или мусульманина?" Она ответила, что на буханке ничего не написано.
Тогда патриарх сказал: "Тогда отдай хлеб поровну и мусульманам,
и православным. Помоги обоим".
- Каково ваше отношение к тем усилиям, которые предпринимают
Россия и Русская православная церковь для урегулирования ситуации
в Сирии?
- Мы присоединяемся к голосам лидеров Российской
Федерации и Русской православной церкви, ко всем тем голосам, которые
призывают к миру, братству, которые просят остановить кровопролитие
в Сирии, остановить убийства. Потому что мы живем так, как велит
Господь - в мире.
- Верите ли вы в то, что Башар Асад отдавал приказ
о применении химоружия или в то, что это провокация со стороны оппозиции
или каких-либо иных сил, заинтересованных в развязывании масштабной
военной кампании в стране?
- Это очень интересный вопрос.
Может ли лидер, который долгое время был предан своему народу, начать
использовать химическое оружие, чтобы убить этих людей? Я думаю, нет. Я
не думаю, что такой лидер сделал бы это.
- Как вы оцениваете режим Асада для большинства мирного населения и религиозных меньшинств?
- Насколько я знаю, большинство поддерживают президента. Но есть и те, кто выступает против него.
В
самом начале люди не видели иностранной интервенции, она была скрыта.
Никто не замечал, что иные государства помогают людям внутри страны,
помогают повстанцам - наемникам. Наемникам - потому что они получали
финансирование за нахождение в Сирии, не будучи сирийцами, за то, чтобы
они боролись против сирийского народа и правительства. Сейчас все это
стало более явным.
- Чем грозит интервенция в Сирию? Кто может прийти к власти? И что тогда будет с христианским меньшинством в стране?
- Вы
слышали об 11 сентября в Америке, когда два небоскреба были взорваны
и многие люди погибли. Мы не хотим, чтобы люди, подобные тем, кто стоит
за этими событиями, находились в правительстве. Я не думаю, что этого
вообще кто-нибудь хочет, чтобы у власти были такие люди - фанатичные,
которые, к примеру, притесняют женщин, запрещая им водить автомобили,
заставляя носить одежду, закрывающую их лицо. Такой режим был бы вреден
для региона, для всего мира, особенно для христиан.
- Сколько, по вашим данным, сейчас христиан в Сирии, какова динамика изменения их численности с начала гражданской войны в стране?
- Сейчас
в Сирии живут около 3 миллионов христиан. После начала войны христиане
получают временные убежища во Франции, Великобритании, Соединенных
Штатах, а также в России. Я надеюсь, они решили жить там временно,
до тех пор, пока конфликт в Сирии не будет решен. Я надеюсь, что затем
они вернутся, а после этого будут способствовать восстановлению Сирии.
- Что делать религиозным организациям и простым верующим,
чтобы поддержать мирное население Сирии? К чему бы вы призвали сегодня
мировое сообщество?
- Я хотел бы призвать все мировое
сообщество помочь Сирии в этой войне. Всем вместе сесть за стол
переговоров и путем мирного диалога прийти к соглашению, вместо того,
чтобы вести эту бесконечную войну. Это мое послание им. Мы должны жить
в братстве, мы должны жить в мире, уважая друг друга, а не убивая. Этому
учит все христианство, особенно православие. У нас нет армии, у нас нет
военных воздушных сил, у нас нет ничего, чтобы защищать наши души,
кроме наших молитв к Богу с просьбой о помощи.
Биографическая справка
Епископ Бруклинский Николай (Озон) родился 4 января 1963 года в Дамаске. Начальное и среднее образование получил во Французском светском лицее. В феврале 1981 года эмигрировал в США. В 1981 - 1985 годах учился в Северо-Восточном университете Бостона, откуда выпустился со степенью бакалавра по электротехнике и компьютерной инженерии. В 1988 году получил степень магистра по компьютерной инженерии. Преподавал в Вентвортском институте технологии в Бостоне. Затем работал компьютерным инженером в ряде компаний по дизайну электроники. Участвовал во многих профессиональных конференциях.
В то же время становился всё более деятельным прихожанином Бостонского Георгиевского храма Антиохийской Церкви. В сентябре 2002 года поступил в Богословскую школу Святого Креста в Бруклине, штат Массачуссеттс, которую окончил в мае 2005 года со степенью магистра богословия.
К 2010 году возведен в сан архимандрита. В июле 2011 года избран, а 11 декабря того же года рукоположен во епископа Бруклинского, викария Американской архиепископии Антиохийского Патриархата. Хиротонию в Успенском храме Баламандского монастыря совершил патриарх Антиохийский Игнатий IV в сослужении 12 архипастырей.
Свободно владеет арабским, английским, греческим и другими языками.
http://ria.ru/interview/20130830/959693435.html