Он на сотню лет опередил время. Химик, изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ (ИРТО), пионер цветной фотографии. До сих пор спорят, был ли Сергей Прокудин-Горский учеником Менделеева. Но важней другое: этот дар, это техническое открытие, пришедшее к русскому фотографическому гению как озарение, позволили запечатлеть в цвете наше Отечество, сохранить его как письмо в бутылке - для будущих поколений.
С.М. Прокудин-Горский адресовал нам любимую Родину как канувшую Атлантиду, словно прозревая грядущие страшные времена, которые провидец Лермонтов указал в своем знаменитом «Предсказании»: «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь...»
Прокудин-Горский своей умной и любящей фотокамерой накануне страшных времен остановил нам прекрасные мгновенья России в период с 1909 по 1913 год, когда Российская империя достигла наивысшего благополучия. В 1911 г. был, к слову, канонизирован как святитель епископ Иоасаф Белгородский, и как яркое свидетельство величайшего празднества, прошедшего тогда в Белгороде, остались снимки Прокудина-Горского.
30 августа с.г. исполнится 150 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского, оставшегося не только в русской, но и мировой истории создателем необычного способа фотографирования в цвете - задолго до рождения цветной фотографии. Мастер придумал, что можно одну и ту же сцену снимать в течение очень короткого временного промежутка (чтобы объект не успел измениться) на три различных фотопластинки, при этом используя светофильтры - красный, зеленый и синий. После химической обработки пластинок все три изображения при суммарном проецировании на экран, с использованием тех же фильтров, давали цветное изображение! Ныне в мировой науке и технике этот принцип известен как аддитивная система цветообразования RGB, и сегодня на нем основаны цветные фотопленки, цветное телевидение и цифровые матрицы.Самое пристальное внимание к трудам Прокудина-Горского проявилось у специалистов всего мира после бурного развития вычислительных машин. Наследие русского фотографа, эмигрировавшего из России во Францию после Октябрьского переворота 1917-го, было приобретено американцами у его сыновей в 1948 г. и лишь в 2003 г. отсканировано и переведено в цифровой формат.
В результате компьютерных совмещений тройственных комплектов Прокудина-Горского были получены оригинальные цветные изображения. Затем они были опубликованы на интернет-сайте Библиотеки Конгресса США в рамках выставки «Чудеса фотографии». С тех пор началось воистину взрывное шествие этих уникальных снимков по всему миру. Они во множестве републикуются сайтами разных стран и уже давно шагнули на страницы бумажных изданий. Уже не обойтись без них монографиям и энциклопедиям, связанным с историей русского православия, нашей храмовой архитектуры, русского портрета, быта и т.д.
В воспоминаниях самого автора названы такие условные тематические направления съемок: Волга от истока до Нижнего Новгорода; местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне 1812 г.; памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; Урал в отношении промыслов; Мурманский железнодорожный путь; вся река Чусовая от истока; Мариинский водный путь; Туркестан; старая Бухара; Муганьская степь; Кавказ и Дагестанская область; много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.
Наблюдатели уже отметили, что великий «фотоглаз» эпохи Прокудин-Горский родился там же, где и великий «видеоглаз» человечества В. Зворыкин, изобретатель телевидения. Это - древний городок Муром, памятный нам тем, что там покоятся бок о бок св. мощи благоверных супругов - князя Петра и княгини Февронии, и оттуда же Илья - богатырь «из города из Мурома из села из Карачарова», русский святой, упокоенный в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. В этом городке хранится частица св. мощей богатыря-подвижника - палец. Уж не этим ли «небесным перстом» был сподоблен нажимать на затвор своего фотоаппарата и Прокудин-Горский?
В Муроме был родовое имение дворян Прокудиных-Горских - Фуникова Гора. Отсюда - приставка к фамилии Горский. Учился Сергей не в простом заведении, а в Императорском Александровском лицее - том самом, который закончили Пушкин, Дельвиг, Горчаков... После лицея - Санкт-Петербургский технологический институт. Молодой человек также брал уроки живописи в Академии художеств, увлекался игрой на скрипке, однако в химической лаборатории повредил руку и занятия музыкой оставил. Фотографией молодой химик увлекся в Берлине, будучи на стажировке в лаборатории Адольфа Мите.
По возвращении на родину он женился на Анне Лавровой, дочери известного русского металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов генерал-майора артиллерии А. С. Лаврова. И стал директором правления на предприятии тестя.
С. Прокудин-Горский стал мировым авторитетом в фотографии, владельцем Фотографической и фототехнической мастерской в Санкт-Петербурге, издателем популярного журнала «Фотограф-любитель», председателем ИРТО. К слову, фотографический отдел в ИРТО был создан стараниями Д. Менделеева.
Просветительство и желание поделиться запечатленной красотой своего Отечества были основными движетелями ученого, фотографа, путешественника, отправившегося снимать бескрайние пределы Российской империи. Считают, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки Прокудин совершил в сентябре-октябре 1903 г., когда запечатлел природу Карельского перешейка.
К 1909 г. мастер уже был удостоен лауреатских лавров на выставках в Париже, Ницце, Антверпене. Уверяют, что сделанный им в 1908 г. цветной фотопортрет Л. Толстого был известен всей просвещенной России.
В год 400-летия дома Романовых уместно вспомнить о приглашении мастера с выставкой, полученном от государя Николая II, который и сам был фотолюбителем. Прокудин-Горский рассказал в воспоминаниях: «Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п... Каждая картина вызывала не только шепот одобрения у царственных зрителей, но даже громкие восклицания».
По указанию монарха министр транспорта С.В. Рухлов стал всячески содействовать в перемещениях по стране мастеру, коему было монаршее дозволение пребывать и снимать в любом месте. Технически это выглядело весьма внушительно: для поездок был выделен специальный вагон. «Работа моя была очень трудна, - вспоминал Прокудин-Горский, - требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».
Поездки энтузиаст осуществлял тем не менее за свой счет. И планировал сделать 10 тысяч фотографий.
В 1922 г. в Ницце Прокудин-Горский
вместе с братьями Люмьер создал фотолабораторию, где стали работать его
сыновья. Скончался он во время немецкой оккупации Франции, похоронен
среди земляков на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Когда в США было решено издать «Историю русского искусства», парижский
представитель Рокфеллер-центра выкупил у сыновей Сергея Михайловича 1600
пластин.
И спустя век остается непроясненным, в частности: был ли создан специальный «Альбом для царевича»; что стало с личным архивом Прокудина-Горского, остававшимся в России; действительно ли погибли все 400 негативов, составляющих разницу между общим числом попавших во Францию (2300) и приобретенных Библиотекой Конгресса (1902), а там были снимки Вязьмы, Минска, Литвы; снимал ли мастер Августейшую семью, в частности, на торжествах по случаю 300-летия дома Романовых?
Сохранилось довольно обширное, но, как уверяют, неполное наследие фотографа, состоящее из 2 тыс. цветных фотографий. Кроме американских специалистов, к кропотливой и сложной цифровой работе подключились и компьютерщики России. Сегодня русские энтузиасты фотографии разыскивают пластины мастера по всему миру. В частности, на сайте проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского» в оригинальном разрешении выложено около 500 реставраций братьев Ходаковских.
Уже в эмиграции Прокудин-Горский писал: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание - это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах».Мастер в меру возможного через сто лет возвращает нам Россию, которую мы потеряли. Начнем с фото.
_________
Фото - http://www.prokudin-gorsky.org/
http://rusedin.ru/prokudin-gorskij-genij-otechestvennoj-fotografii/