itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Потешные листы» с серьезным содержанием

0
822
Время на чтение 5 минут


Сирин

Накануне Пасхи в Санкт-Петербурге в Музее истории религии открылась выставка «Алфавит духовный: Старообрядческий рисованный лубок». Что удивительно: эти лубки в прямом смысле рисованные - техника типографской печати была недоступна старообрядцам вплоть до начала XX века, поэтому их целиком делали от руки. На вопросы нашего корреспондента ответил организатор выставки, старший научный сотрудник ГМИР Александр Анатольевич БУРОВ. Вот его рассказ:

- Некоторые по привычке до сих пор называют нас «музеем атеизма», но это вдвойне неправильно. Изначально Государственный музей истории религии был основан в 1932 году как учреждение Академии наук. А прибавка «и атеизма» появилась в его названии лишь вначале 1960-х, с переходом в ведение Министерства культуры. Конечно, в советское время музей, как и любое гуманитарное учреждение, не мог быть свободен от идеологии. Но его сотрудникам удалось спасти от уничтожения и разграбления многие произведения религиозного искусства народов нашей страны, в том числе искусства старообрядцев. В 90-е годы миссия музея естественным образом освободилась от антирелигиозности и вернулась к первоначальной цели - рассказывать о религии максимально полно и объективно. Вся экспозиционно-выставочная работа подчинена достижению этой цели. В том числе и нынешняя выставка «Алфавит духовный: старообрядческий рисованный лубок». Она продлится все пасхальные дни и закроется уже летом, 26 июня.

Можно ли назвать выставку уникальной? Вполне! Абсолютное большинство экспонатов на ней представлены впервые. Несмотря на то, что петербургская публика избалована многочисленными выставками и вернисажами, «Алфавит духовный» активно посещается горожанами и гостями Петербурга. У нас, конечно, не Эрмитаж и не Русский музей, но по выходным дням бывает несколько сот человек. Для такой специфической выставки это очень неплохо.

Основу экспозиции составляет коллекция выдающегося исследователя истории старообрядчества, археографа, члена-корреспондента АН СССР Василия Григорьевича Дружинина (1859 - 1936). Он первым сумел увидеть в изделиях отдалённых северных скитов произведения искусства.


Панорама Выгской поморской пустыни. С родословного древа Андрея и Семена Денисовых.

Более 150 лубков из его коллекции поступили в музей в 1939 году. Среди них преобладают работы мастеров Выговской поморской пустыни - одного из крупнейших центров старообрядцев Поморского согласия. Монастырь был расположен на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии. Это и сейчас-то 200 километров до ближайшего крупного населённого пункта, а тогда и подумать страшно. Возникший в конце XVII - начале XVIII веков, он стал идейным и культурным центром старообрядцев Поморского согласия - «поморским Иерусалимом». Именно здесь в первой четверти XVIII века и зародилось искусство рисованного лубка.


Никифор Семёнов

Вообще-то, нельзя сказать, что наши поморцы стали первопроходцами в этом деле. Как таковой лубок был известен ещё в Китае в первые века нашей эры. В Европе же он появился вместе с книгопечатанием - в XV веке. Особое распространение получил в эпоху Реформации в Германии. Протестанты широко его использовали - как эффективное средство наглядной агитации. У русских староверов не было печатных станков, но у них также была настоятельная потребность в популяризации своих взглядов. Как? Здесь было два пути: переписка от руки старообрядческих сочинений и изобразительное искусство. И здесь как нельзя лучше подходили лубочные картинки, соединяющие на одном листе текст и изображения. Их обычно вешали внутри домов или молелен.

Наибольшего расцвета искусство рисованных картинок на Выге достигло к 30-м годам XIX века. Основная масса лубков из собрания ГМИР была выполнена именно в этот период. В 1840-1850-е годы изготовление картинок резко снизилось из-за преследований со стороны правительства. Окончательный разгром монастыря в 1855 году привёл к тому, что изготовление рисованных картинок временно прекратилось. Позднее появлялись только единичные листы или подражания поморским образцам. Надо сказать, лубочные картинки изготавливались и в других центрах старообрядчества - в Усть-Цилемском монастыре на Печоре (на территории нынешней Республики Коми), в некоторых районах по Северной Двине, в Вологодской губернии, в подмосковном селе Гуслицы.

Рисовальщики, как правило, происходили из выговских иконописцев, художников-миниатюристов и переписчиков книг. Осваивая новое для себя искусство, эти мастера привносили в него традиционные, хорошо известные им приёмы. Художники работали жидкой темперой (никакой акварели или масла!) по предварительно нанесённому лёгкому карандашному рисунку. Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати - он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов - всё производилось самим художником.

Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. Среди них есть листы, посвящённые истории старообрядческого движения, портреты деятелей старообрядчества, топографически точные изображения Выговского монастыря, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, настенные календари-святцы, картинки, предназначенные для чтения и песнопения. Некоторые лубки - настоящие сюжетные рассказы как о библейской истории, так и о современности. В деревенских избах на стенах соседствовали, например, лубок с рассказом о сотворении человека и его грехопадении, а также картинка «Разорение Соловецкого монастыря» - о монахах, которые восемь лет выдерживали осаду царских войск.

Среди рисованных лубков много и картинок с рассказами и притчами из различных литературных сборников. В них раскрываются темы добродетельных и порочных поступков людей, нравственного поведения, смысла человеческой жизни, обличаются грехи и пороки. Самыми распространёнными были сюжеты с назидательными изречениями, полезными советами - так называемыми добрыми друзьями человека. Все изречения этой группы картинок («О добрых друзьях двенадцати», «Древо разума») заключены в орнаментированные круги и помещены на изображении древа. Духовные стихи и песнопения также часто размещались в овалах, в обрамлении гирлянды цветов.


Изображение жизни в раю и изгнания Адама и Евы из рая

Чем-то лубки, конечно, напоминают современному человеку комиксы. Они схожи своей простотой и доступностью и выполняют одну социальную функцию. Неслучайно лубки называли «потешными листами», а комиксы на Западе первоначально имели преимущественно религиозную тематику. Но есть и существенное отличие. Главный герой комикса - зритель, который легко может отождествиться с его персонажами. Отождествиться же с персонажами лубка невозможно - между ними и зрителем всегда сохраняется дистанция.

Те, кто посетит нашу выставку, не только узнают что-то новое о старообрядцах и русском народном искусстве, но и получат подлинное удовольствие от созерцания этих живописных работ. Выставка «Алфавит духовный» - пасхальный подарок музея городу и его гостям. Чистые светлые краски, выразительная композиция радуют и вдохновляют любого человека.

Изображения лубков предоставлены редакции «Вера» А. А. Буровым

http://www.rusvera.mrezha.ru/683/9.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25