Радость быть священником

О «Записях» священника Александра Ельчанинова

«Я получил письмо от о. Сергия Б. (Булгакова.- М.Б.), где он настойчиво советует мне принять священство. Я был поражен. Сначала мне стало страшно, как бывает страшно, когда почувствуешь судьбу, рок. Я понял сразу, что это невозвратимо, что это моя судьба. В другом я, может быть, пытался бы обойти ее, но тут я почти не колебался - я пошел навстречу, и тогда стало так радостно и ясно на душе...»

Адресату письма, Александру Викторовичу Ельчанинову, было сорок пять лет. Жить оставалось не так долго: в 53 года он тяжко заболел и скончался. Но эти восемь священнических лет оказались плодотворными - настолько, что не только он сам, не только те, для кого он был пастырем и духовником, но и мы по сей день питаемся их плодами.

К сорока пяти годам Александр Ельчанинов повидал немало. Он родился в 1881 году; дворянский род Ельчаниновых известен с XIV века, все мужчины в этом роду были военными. Рано оставшийся без отца Александр вырос в Грузии, учился во второй Тифлисской гимназии; его одноклассниками и близкими друзьями были Павел Флоренский и будущий философ Владимир Эрн. Окончив гимназию с золотой медалью, Александр Ельчанинов поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Впоследствии он принимал самое активное участие в интеллектуальной и духовной жизни Серебряного века, был первым секретарем Московского религиозно-философского общества, писал исторические статьи. После военной службы, вернувшись в любимую Грузию, Александр Викторович с головой ушел в педагогическую деятельность, которая была, конечно, его призванием, но - первым; ступенью к призванию высшего порядка, к священству. Он служил учителем, а затем директором знаменитой Тифлисской гимназии, созданной генерал-майором Генерального штаба Владимиром Левандовским. Об этом учебном заведении нужно, наверное, рассказывать отдельно; скажу лишь, что его называли школой радости и свободы. Дочь генерала Левандовского Тамара стала супругой Александра Ельчанинова, впоследствии матерью троих его детей и бабушкой двенадцати внуков. Во время Гражданской войны Ельчаниновы работали в Американской благотворительной организации, спасавшей в России голодных. В 1921 году, когда советская власть подступила к Грузии, они с годовалой дочкой покинули Батум на последнем пароходе, уходившем в Константинополь. Эмиграция, непростая жизнь во Франции, преподавание русского языка и истории детям эмигрантов. И наконец - то самое письмо от протоиерея Сергия Булгакова.

«На старых путях (педагогика, лекторство) мне было уже нечем жить, на новом пути я оживаю, возрождаюсь снова», - так пишет отец Александр о своем позднем, зрелом священстве. И еще: «До священства - как о многом я должен был молчать, удерживая себя. Священство для меня - возможность говорить полным голосом».

Книга с простым названием «Записи» вышла уже после смерти отца Александра, стараниями его вдовы Тамары Владимировны. Это действительно записи, своего рода дневник; автор не собирался его публиковать. И уж тем более не предполагал, что эти записки выдержат десяток изданий в одной только Франции, а затем будут настолько востребованы в России. Их читали в эпоху принудительного безбожия - тайком, перепечатывая на машинках; их принялись издавать в первые годы свободной жизни, их периодически переиздают до сих пор. В том, что спрос на ельчаниновские записки не падает, легко убедиться, позвонив в книжный отдел епархиального склада: «Завозим периодически. Разбирают. Сейчас вот нет».

Я читала Ельчанинова, как и многие, в самом начале своего пути к Церкви. Труды средневековых монахов-аскетов были нам, тогдашним, просто не под силу - мы не могли соотнести их опыт со своей повседневностью, со своим миро- и самоощущением. А крохотные главки (отдельные, часто спонтанные, не связанные меж собой записи) отца Александра давали нам - даже не неофитам, а только еще ищущим непреложного смысла людям - почувствовать глубину, увидеть Истину, понять, что такое Церковь. Неким чудесным образом они попадали точно в цель, в нашу проблемность, недостаточность; отвечали на вопросы, которые мы, может быть, еще и не сформулировали для себя. Потому мы вздрагивали, читая: «Счастье не есть самоцель; оно - производное от правильной жизни. Будет правильно построена жизнь - будет и счастье, а правильная жизнь - это праведная жизнь».

Ельчанинов читался быстро, но задуматься заставлял надолго, подчас на годы. «Человек, отвергающий свое родство Богу, отказывающийся от сыновства Ему - не настоящий человек, ущербный, только схема человека...» - читала я и пыталась понять: что в данном случае значит - схема? Почему - схема? Ну конечно, схема, не воплотившаяся, не реализованная, совсем не для того начерченная, чем живешь. Не отсюда ли - постоянное чувство беспокойства, вины, неудовлетворения собой? Ведь - дочитаем запись до конца - «...это сыновство - не только дается нам как дар, но и задается, и только в выполнении этого задания, в сознательном облечении себя во Христа и Бога может быть полное выражение и расцвет каждой человеческой личности».

Немало страниц перевернула жизнь - с тех пор, как я купила эту книжку, одно из первых в новой России легальных изданий Ельчанинова; и я сама, и моя жизнь стали совсем другими, но отец Александр по-прежнему приходит мне на помощь. Иногда его лекарство бывает горьким: «Неврастения, нервность и т.п., мне кажется, просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник - дьявол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?». А иногда он поддерживает, спасая от смятения или даже уныния: «С делами внутренними всегда плохо; не дай Бог, если мы увидим в один прекрасный день, что у нас в душевном хозяйстве все прекрасно». Вернувшись с похорон человека, который был мне очень дорог, я снова нашла на полке «Записи» - и отец Александр помог мне воспринять смерть как событие духовное, как встречу с Вечностью.

Ельчанинова обязательно нужно читать семинаристам, будущим пастырям - он многое поможет им понять вовремя: «Какая радость быть священником!.. Священство - единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной стороной и где ты все время живешь всерьез».

Однако же это не только радость: у отца Александра немало заметок горьких. Теплохладность, поверхностное и легкомысленное отношение ко греху, сведение Православия к народной традиции, к ностальгии - все это он наблюдал у своей эмигрантской паствы, и отнестись к этому «философски», «стоически» - не мог: «Равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие».

Прирожденный педагог, отец Александр оставался таковым и в священстве тоже: очень много работал с молодежью, считал это одной из первых своих задач. Очевидцы вспоминали потом, как менялись лица у легкомысленных, казалось бы, мальчиков и девочек, когда они слушали этого батюшку. На что они так реагировали? На строгость и «грозность»? По свидетельству тех же очевидцев, этого в отце Александре не было. Наверное, на подлинность, на искренность и прямоту.

Друг отца Александра, священник и ученый Павел Флоренский провел десять лет на Соловецкой каторге и затем был расстрелян. Для отца Александра залитое кровью Отечество было «Россией чудес, подвигов и мученичества». «Нам надо быть в постоянной связи с Россией»,- писал он.

«В нашей эмиграции есть и такая точка зрения, что в России только мрак, кровь и грязь, что искру истины спасла только эмиграция. Психология варягов, ожидающих призвания вернуться и зажечь огонь во мраке. Пока здесь есть такие настроения, мы не смеем вернуться туда, где люди кровью отвечают за свою веру и за всё, что мы тут имеем даром, о чем "разговариваем", но чем мало живем».

Отец Александр в Россию вернулся - после смерти, да, но с полным правом и во всей полноте своего пастырского дара. И оказался здесь очень нужен.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета "Православная вера", № 8 (484), апрель, 2013 г.

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-30-00-00-00-radost
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Стране нужны политологи!
Новый комментарий от Александр Волков
15.01.2021 11:56
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.01.2021 09:44
Слава Герострата и Вовочка из анекдота
Новый комментарий от Игорь Бондарев
15.01.2021 09:25
О бедном гусаре замолвите слово...
Новый комментарий от monarhist
15.01.2021 08:18
Русское миропонимание и культурная идентичность
Новый комментарий от monarhist
15.01.2021 08:11