Черкесская карта

Кому-то выгодно использовать события прошлого для решения своих конъюнктурных задач

0
265
Время на чтение 9 минут

Отрадно констатировать, что в последнее время черкесская тема стала широко обсуждаться, причем не только на молодежных форумах со свойственной для них непримиримостью и категоричностью в оценках, но и на научных конференциях. Одна из таких конференций под названием «Западный Кавказ: современные проблемы» состоялась недавно в Ростове-на-Дону.

На ней были представлены разные точки зрения, состоялась интересная дискуссия, в результате которой была выработана и принята единогласно общая Итоговая декларация. Участники конференции из КБР и Абхазии высказали в адрес властей России немало критики, а также набор требований и пожеланий правового, финансового, морально-этического и нравственного характера. С частью из этого можно было бы согласиться, если бы предлагалось рассмотреть вопрос комплексно: не только о признании Россией ее исторической вины за те или иные трагические события прошлого, но и возможность аналогичных признаний и покаяния со стороны других субъектов истории: народов, государств и т.п.

Поводов для подобного покаяния мировая история дает в избытке и по большому счету мало что изменилось вплоть до наших дней. Пока нет никаких оснований полагать, что человечество сумеет в обозримом будущем покончить с войнами, убийствами и насилием, а власть имущие начнут вести себя как философы или монахи, но вовсе не как политики, которые добиваются своих целей всеми возможными средствами. Мы продолжаем жить в реальном мире, и об этом не следует забывать.

Исторический подход не может быть черно-белым. К примеру за массовую гибель черкесов в зимних условиях во время их никем не планировавшегося и не ожидавшегося массового и единовременного переселения уже после окончания Кавказской войны несут ответственность не только российские власти, но и турецкие, очень большая доля вины лежит и на черкесских вождях того времени. Именно они в 1864 г. сумели убедить своих соплеменников ехать в Турцию, а затем оказались бессильными хоть как-то организовать и упорядочить это переселение. В результате в условиях холодной зимы произошла массовая гибель людей.

Историческая вина черкесской знати осталась в народной памяти, в том числе в виде народных песен, записанных этнографами и исследователями фольклора с Северного Кавказа в среде потомков мухаджиров в Турции (об этом был специальный доклад на конференции по черкесской проблеме в МГИМО в марте 2011 г.).

И вина в этих песнях-плачах за переселение из родных мест и за гибель черкесов возлагалась не на русских или турок, а в первую очередь на собственных «алчных князей и лживых мулл».

Процесс осмысления собственной истории не может быть легким, помимо желания он требует большого труда и духовных усилий. Куда проще идеализировать свой народ, повторять далекий от реальной истории набор штампов-лозунгов и видеть источник всех проблем не внутри, а снаружи: в «чужих» народах, государствах, политиках.

В условиях «войны этнических историй», принявшей на современном Кавказе особую остроту и размах, деятельность тех ученых и общественных сил, которые стремятся дать объективную трактовку событиям прошлого, заслуживает особого уважения. Большой вклад в осмысление исторического прошлого вносит Международная Черкесская Ассоциация, которая на основе анализа архивных исторических материалов, работ видных российских и зарубежных ученых пришла к выводу, что главной причиной, из-за которой большинство адыгэ-абазэ народов оказалось на чужбине, является кровопролитная Кавказская война, а также:

- колониальная политика Царской России на Кавказе;

- геополитические интересы Османской Империи, Англии в этом регионе и связанные с этим крупномасштабные политические интриги;

- активная деятельность мусульманского духовенства, направленная на переселение адыгов в т.н. «мусульманские» страны;

- несогласованность действий и амбиции многих адыгских и абхазских князей.

Это те составляющие, которые в совокупности привели к великой трагедии адыгского, абхазского и абазинского народов в XIX веке (о позиции МЧА см. подробнее: http://mcha.kbsu.ru/m_Plan.htm.html).

Как видим, современные оценки, если они объективны, могут не противоречить исторической памяти народов.

Много столетий Кавказ опустошала работорговля, которая была бедствием для его жителей и для соседних народов, включая русских из приграничных и даже отдаленных областей. Однако эта тема и участие в ней кавказских горцев в современной ситуации замалчивается и все больше превращается в табу.

Известно и то, что в исторической памяти балканских народов служившие в турецкой армии черкесы оставили глубокий и болезненный след. Как свидетельствуют архивные документы, жестокость служивших в турецкой армии черкесов, огнем и мечом защищавших интересы Османской империи, вызывала панический страх у христианских народов, их боялись куда больше, чем самих турок. Если игнорировать подобного рода примеры и культивировать исключительно «комплекс жертвы», то невозможно составить объективное представление о событиях прошлого.

Не случайно, Турция категорически отказывается признавать за собой какую-либо историческую вину не только за массовую гибель черкесов во время переселения и от голода в лагерях на турецкой территории, но и по отношению к другим народам Османской империи. Отрицается даже геноцид армян, история которого хорошо известна и который официально признан многими международными организациями и государствами, включая Россию. В кулуарах ряда конференций, в том числе в Стамбуле, некоторые турецкие дипломаты старшего поколения (даже лично пострадавшие от террористических актов АСАЛА), откровенно признавали, что геноцид армян имел место и отрицать этот факт невозможно. Но они приводили причины, по которым Анкара никогда не признает этот геноцид: это перспектива предъявления к Турции территориальных и финансовых требований, а также требований конфискации имущества, принадлежащего Турции и ее гражданам в третьих странах для выплаты компенсаций потомкам жертв армянского геноцида. Для Турции это неприемлемо, так как подорвет ее международные и финансовые позиции.

Именно по этим совершенно конкретным причинам, а вовсе не из-за каких-то сомнений в самом факте геноцида армян, то есть государственной политики властей Османской империи, стремившихся решить «армянский вопрос» путем поголовного уничтожения армян, официальные власти Турции постоянно ужесточают свою позицию по данной проблеме на международной арене и внутри страны.

Необходимо особо подчеркнуть: имело место организованное по приказу турецких властей силами армии и полиции систематическое массовое уничтожение армян не только в ходе военных действий во время Первой мировой войны, но в первую очередь в не затронутых военными действиями мирных Стамбуле и других населенных пунктах. То же самое имело место по отношению к евреям в фашистской Германии, что дает правовую основу для определения обоих случаев как геноцида. Ничего подобного не было в России в годы Кавказской войны.

В русской армии не расстреливали служивших в ней черкесов, они могли продолжать военную и гражданскую службу, на кавказских горцев не устраивали облавы в городах, их не отправляли в лагеря смерти.

Однако, хотя политика российских властей никогда не ставила целью полное физическое истребление черкесов, она привела к массовой гибели проживавшего на Западном Кавказе населения и эти жертвы заслуживают памяти и уважения. Равным образом, заслуживают памяти жертвы работорговли, внутренних междоусобиц, всевозможных набегов, конфликтов и войн, некогда гремевших на Кавказе. Лучшим способом проявить уважение к этим понесенным Кавказом массовым жертвам было бы мирное и успешное развитие региона.

История разных государств и народов требует профессионального и взвешенного подхода. В противном случае, при эмоциональном подходе, мифологизации истории, либо при желании использовать события прошлого для решения каких-то сиюминутных и конъюнктурных задач, складывается ситуация, когда «мертвые начинают хватать на ноги живых». В этом случае былые исторические события могут вести к новым войнам и конфликтам, становиться препятствием на пути развития современных народов и государств. Вряд ли это лучший способ почтить память жертв прошедших войн.

Стремление к историческому примирению былых соперников и врагов характерно для развитых стран современного мира. Им же свойственно в высшей степени осторожное отношение к собственной истории. В 2011 г. весьма показательным примером подобного рода стал первый в истории визит британского монарха в независимую Ирландскую республику.

В ходе визита Елизавета II не выразила никакого сожаления по поводу многовекового массового истребления ирландцев британскими солдатами (чего в Ирландии ожидали очень многие). Она ограничилась следующей формулировкой: обе страны прошли через «сердечную боль, нестабильность и потери».

Подобная сдержанность нынешней британской королевы представляет хороший пример для той части нашего общества, которая слишком подвержена «историческому мазохизму» и склонна видеть в прошлом (да и в настоящем) России исключительно черные страницы.

В докладах и в ходе дискуссий на конференциях на черкесскую тему часто высказывается пожелание признать во время Олимпиады-2014 историческую принадлежность города Сочи и его окрестностей черкесам как коренному народу. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что речь идет о международном спортивном мероприятии, а не о деятельности комиссии по определению принадлежности тех или иных территорий. Но проблема не только в этом. В этническом плане население этих мест и границы расселения разных народов (как и повсюду в мире) не были постоянными. Поэтому сложно закрепить «этнический приоритет» на г. Сочи и его окрестности исключительно за черкесами. Эта тема является предметом общественной дискуссии, споры между черкесскими и абхазскими учеными по данной проблеме все еще продолжаются. Последние считают, что данная территория была населена этническими абхазами, и в ходе последней конференции на это обстоятельство вновь указали представители Абхазии.

В результате состоявшейся в Ростове-на-Дону дискуссии формулировка об исторической принадлежности Сочи и его окрестностей исключительно черкесам не была включена в Итоговое заявление конференции.

В соответствующем пункте документа говорится о желательности включения в программу Олимпиады-2014 элементов культурного наследия народов абхазо-адыгского мира, что содержит в себе посыл к объединению, а не к новым спорам и конфликтам на тему исторической принадлежности Сочи тому или иному народу.

На конференциях и в СМИ постоянно звучат призывы к России признать черкесский геноцид, вынести политико-правовой вердикт Кавказской войне, продемонстрировав тем самым свою приверженность идеалам демократии, мира и справедливости. В данном случае используется распространившееся в последнее время максимально расширительное толкование геноцида как массовой гибели людей во время и/или вследствие военных действий. Такого рода примеров слишком много в истории, да и в наши дни. Если пойти по этому пути - признавать свою вину в геноциде придется большинству современных государств. Вряд ли подобное коллективное покаяние может стать реальным в обозримом историческом будущем.

Если же рассматривать геноцид как сознательную политику государства, направленную на поголовное уничтожение определенной группы населения по этническому или конфессиональному признаку, то это не соответствовало бы целям и задачам реальной политики России в XIX веке и противоречило бы исторической правде. В современной ситуации никто не будет разбираться, в каком значении термина Россия признает свою историческую вину: «узко правовом» или максимально расширительном.

Признание геноцида черкесов в какой бы то ни было форме не решит никаких проблем России или черкесов.

Наоборот, это осложнит положение России на международной арене, что повлечет за собой и обострение ситуации на Северном Кавказе. Такое развитие ситуации принесет на Западный Кавказ новые проблемы и новые трагедии. Это противоречит интересам всех народов России, в первую очередь интересам черкесов и их соседей по региону. Однако это в интересах тех внутренних и внешних сил, которые вновь стремятся разыграть черкесскую карту в собственных корыстных целях.

Всемерная популяризация абхазо-адыгского культурного наследия накануне и во время проведения Олимпиады-2014, выработка соответствующего комплекса организационных мероприятий, представляется возможной и полезной. Необходимо предоставить черкесам и другим народам Кавказа возможность продемонстрировать свои спортивные достижения и представить собственные уникальные спортивные игры, традиции которых уходят в глубокую древность.

 

В культурную программу Олимпиады-2014 целесообразно вписать как одну из основных кавказскую культурную составляющую: тему Нартского эпоса и других эпических памятников народов Кавказа, миф об Аргонавтах, Прометее и т.п.

 

Тем самым показать Кавказ как составную и важнейшую часть мировой культуры и цивилизации.

Тема исторической памяти о трагических событиях прошлого, в том числе о Кавказской войне, также может быть представлена в разных видах и формах, включая памятники, музеи, мемориальные объекты и т.п. И, естественно, она должна быть продолжена на постоянной и систематической основе и после завершения Олимпиады-2014.

Полученный комплекс научного знания может быть использован при выработке подходов, укрепляющих позитивную региональную идентичность как часть общероссийский гражданской идентичности, что крайне важно для обеспечения межнационального мира и развития культур всех народов, образующих многонациональное российское государство.

Цели и задачи поступательного социально-экономического развития Северного Кавказа непосредственным образом связаны с формированием благоприятного внутреннего и внешнего образа соответствующих субъектов Российской Федерации. В этом контексте обращение к спортивным традициям народов региона представляется весьма продуктивным подходом, призванным эффективно работать и «за горизонтом» Олимпиады, имеющим важное значение также и для отечественного кавказоведения.

 

 

Александр Борисович Крылов - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/cherkesskaja_karta_419.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Крылов
Армения перед COP-29: «многовекторность» с прозападным акцентом
Удастся ли Еревану выйти из ОДКБ, но остаться в ЕАЭС?
31.10.2024
Армения: разлом в отношениях между действующей властью и церковью усугубляется
Нетрадиционные религиозные течения и секты, прозападные группы и НКО – в авангарде действующей власти
16.09.2024
Сибирские полки
Обретение памяти: новая книга о Первой мировой войне
21.11.2014
Южный Кавказ: новые проблемы для Москвы
Период относительного спокойствия в регионе закончился для России довольно быстро
31.03.2013
«Запечатлев своей смертью...»
В Оханске установлен крест на могиле полного Георгиевского кавалера Федора Скворцова
21.05.2012
Все статьи Александр Крылов
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12