Рождественское эссе на тему светскости

Как Владимир Лукин творчески развил идеи вождя мирового пролетариата

0
276
Время на чтение 5 минут

Выйдя из состояния рождественской умиротворенности, я обратил свой взор на друзей и знакомых. В особенности на тех, кто намеревается составить мне компанию в "Клубе рассерженных прихожан". Обсуждать церковные, околоцерковные и совсем не церковные проблемы они еще только собираются, но в окружении домочадцев мысли у них пока исключительно семейные.

Что до меня, то я, хотя тоже человек семейный, имею одну дурную привычку. Не могу долго обойтись без чтения газет, а также еженедельников, новостных лент, блогов и иже с ними. На меня защитники свободы слова и всех прочих свобод могли бы смело ссылаться как на образцового потребителя оной свободы. Но потреблять надо осторожно. Качество продукта - вопрос наиважнейший...

Открыл я тут на днях "НГ-Религии" и наткнулся на большое интервью, которое дает газете уполномоченный по правам человека Владимир Лукин "Политика лезет в душу". Материал, как сказано в подзаголовке - "о проявлениях клерикализации, перегибах в борьбе с экстремизмом и защите верующих". Все три темы, признаюсь, не могли меня не зацепить. С азартом начинаю читать, и что же? Вначале с удовлетворением отмечаю, что автор материала, ответственный редактор "НГР" Андрей Мельников вспомнил печальные события прошлого года. И привел мнение тех, кто считает, что "Россия отходит от принципов светского государства и в стране нарушается принцип свободы совести".

Ваш покорный слуга и сам не раз говорил об этом друзьям-прихожанам. Но дальнейшее развитие темы, признаться, повергло меня в смятение. То, что имел в виду я, и то, что подразумевают под светскостью и свободой совести участники интервью, - как оказалось, "две большие разницы".

Мне трудно представить, чтобы группа православных иерархов, мирян или профессоров богословия написала президенту открытое письмо, в котором бы сетовала... ну, скажем, на "ползучую атеизацию" или, допустим, "дарвинизацию". Согласитесь, нонсенс. А вот академики-атеисты написали такое письмо о православных верующих. Увы, не только отдельные академики, но и некоторые политики предпочли бы сделать нашу страну антиклерикальной. Но чтобы при этом она по-прежнему называлась "светской". Например, мне приходилось читать, что верующий якобы не может быть оскорблен по религиозному признаку. То есть на защиту 282-й статьи УК РФ он может не рассчитывать, хотя та же 282-я бережет граждан от национальной, социальной и прочих видов ненависти. Доказательства? Пожалуйста. Защитники Pussy, справедливо сетуя на суровость приговора (тюремный срок), так и не признали за девушками очевидного разжигания религиозной розни (которое в подобных случаях должно караться штрафом).

Еще пример. Церкви вменяли в вину "клерикализацию общества" и пытались запретить высказываться на общественно-политические темы. Хотя Церковь как всякая общественная организация имеет право это делать, а также распространять свое влияние и увеличивать число сторонников (это называется "миссионерством"). О намерении Михаила Прохорова ограничить верующих "Религиозным кодексом" я даже и не говорю, и так все понятно. Какая уж тут свобода?

Но интересно, что было нарушено в этих случаях помимо свободы совести? Принцип светскости. Он самый. Понимаю, звучит непривычно. Слишком давно отклонение мы считаем нормой.

А дело-то в том, что светское государство - не религиозное и не антирелигиозное. Оно вообще не анти - какое бы то ни было. Оно равно удалено от всех учений и идеологий - религиозных, атеистических, гностиченских, агностических (принцип свободы совести). Тогда как антиклерикализм - в частности, отрицание права верующих на публичную точку зрения, - как раз и нарушает этот принцип светского государства.

Но это я так рассуждаю. А вот что имеет в виду Владимир Лукин, который по должности обязан присматривать, хорошо ли у нас соблюдаются права граждан. Корреспондент "НГ" напоминает ему о 95-й годовщине большевистского декрета "О свободе совести и о церковных и религиозных обществах" (он же Декрет об отделении Церкви от государства). На что Лукин реагирует следующим образом: "если наложить текст декрета на Конституцию России (1993 год) и Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 год), то мы увидим, что в них присутствуют в том или ином виде все тринадцать пунктов декрета".

Прав ли господин уполномоченный? О да. И можно было бы поблагодарить его за честную констатацию факта: большевистский декрет, дискриминирующий верующих (на минуточку!) действует у нас до сих пор. Вдумайтесь: через 22 года после отмены пресловутой 6-й статьи и почти официальной декоммунизации. Все эти годы права верующих продолжают нарушаться. Печальный факт, согласитесь. Ощущение при этом такое, будто православных и иных верующих решили под шумок лишить права на постсоветское наследство. То есть права на реабилитацию и признание нанесенного ущерба. Попросту говоря, поспешили вычеркнуть из списков "жертв режима". Несмотря на тысячи взорванных храмов и расстрелянных священников.

Однако блюститель прав и свобод Лукин совсем не печалится. Оказывается, большевистский декрет был - ни много ни мало - "правовым актом строящегося светского государства в России, начальная точка которого в Феврале 1917-го года". Помилуйте, господин Лукин! Как же так можно? Какая такая "начальная точка"? Февральская революция провозгласила ровно то, что хотела провозгласить. Там не было фигур умолчания. И ничего похожего на большевистский декрет актами Временного правительства не утверждалось.

Одно дело "свобода совести", совсем другое - научный материализм и диктатура пролетариата. Одно дело равенство конфессий и идеологий, другое - "отделение Церкви". А почему тогда не "отделены" носители других идей?

Но у Лукина своя логика. Хотя господа Керенский, Милюков и проч. с господином уполномоченным наверняка не согласись бы. А ведь Лукин - человек образованный и уважаемый, создатеоль вполне респектабельной партии "Яблоко". Обидно.

Так что же случилось у нас в стране с понятием светскости? Беда в том, что в России, в отличие от просвещенного забугорья, это понятие по-прежнему приравнивается к антиклерикализму и атеизму. Что Владимир Лукин нам и демонстрирует. Ленинский расчет превратился у нас в грубейшую ошибку. Или это новый расчет? Не знаю.

Внимание, вопрос. Был ли СССР светским государством? Разумеется, нет. СССР был государством идеократическим, а конкретно атеистическим. Как раз светскостью (сиречь идейной равноудаленностью) в строго юридическом смысле там и не пахло. Зато прослеживались элементы сциентистского (в основе неоязыческого) государственного культа. Для сравнения. Современные Польша, Италия, Израиль, США - несмотря на огромную популярность в этих странах католических, иудейских, протестантских религиозных воззрений, - государства, безусловно, светские.

Нет, правильно говорил булгаковский профессор: не надо читать за обедом советских газет. Но поскольку других газет у нас по-прежнему не водится, что и доказал нам, вдохновившись пламенным ленинским декретом, блюститель прав человеческих Владимир Лукин, - то никаких не надо читать. По-моему, так.

Нельзя, от жизни отстанешь - возразят мне (и уже возражают) чуткие товарищи. Что ж, выход один: самим писать прессу. Для начала надо придумать, что называется, контент. Вот этим-то и займется наш "Клуб рассерженных прихожан" в ближайшие месяцы. Если у кого-то уже есть советы и предложения, можно присылать прямо сейчас по адресу lev@religare.ru. На все ваши письма мы обязательно ответим.

С Крещением вас, мои дорогие!

Лев Майский, рассерженный прихожанин

http://www.religare.ru/2_99110.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Майский
Вещество литературы, или Как готовилась антицерковная кампания
"Людмила Улицкая и на этот раз, как это ей свойственно, занимает резко антицерковную позицию"
30.11.2012
Все статьи Лев Майский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06