"В каждой музыке - Бах, в каждом из нас - Бог"

Интервью с органистом Татьяной Пыжовой

Новости Москвы 
0
315
Время на чтение 7 минут
Женщина-органист. Еще недавно это в России было такой же экзотикой как женщина-космонавт. Татьяна Пыжова - органист Московской Консерватории, преподаватель ДШИ им.И.Ф.Стравинского, православная верующая, молодая мама и просто очень красивая женщина - рассказывает Religare о том, как порой переплетаются ее путь к Богу и любовь к музыке.

- Татьяна, Вы закончили Гнесинку по классу фортепиано, а стали органисткой. Как это случилось?

"В каждой музыке - Бах, в каждом из нас - Бог"

- В Гнесинке был органный факультет, а когда я поступала в Консерваторию, сказала, что давно решила играть на органе. Решение созрело еще в музыкальной школе. Хотя школу я заканчивала еще в СССР. А в советское время стать органистом, особенно женщине, - это было что-то немыслимое. Все равно, что в космонавты записаться. Но органы кое-где устанавливали, и я мечтала хотя бы прикоснуться, посмотреть поближе, пощупать. Физики и кибернетики так смотрели на первые ЭВМ. Я стала активно слушать органную музыку...

- Интерес к органу и христианство у Вас уже тогда пересекались?

- Да. И сейчас звучание органа укрепляет веру. Когда я начинаю играть Баха, Букстехуде или еще что-нибудь из добаховского периода, ощущение присутствия Бога иногда пробирает до слез и очищает.

- "Очищение чувств"?

- Да, греки называли это катарсисом, очищением чувств, а христианин может сказать более конкретно и точно: очищение совести перед Богом, умягчение сердца.

- Позволю себе резкий вопрос. Как Вы думаете, может ли органист быть атеистом?

- Не знаю. Освоить орган в совершенстве, конечно, может и атеист. Но ведь нам приходится играть в основном духовную музыку, таков органный репертуар. И если этим заниматься вдали от Бога, будет сложно делать это хорошо. Впрочем, я по себе сужу, а люди разные. Но рано или поздно многие органисты, мне кажется, приходят к Богу. Начинают чувствовать Его. Я не говорю о современных течениях - есть композиторы, которые пишут всякую галиматью. А другие, наоборот, пишут в стиле Баха и Генделя. Хотя во многом это повторы, переложения, подражания. Но всегда хорошо видно, когда композитор пишет "в духе чего-то", а когда это идет от сердца. Современные произведения один раз послушаешь, в другой раз уже не пойдешь на концерт. А на Баха всегда идешь всегда, тем более что каждый исполнитель делает свою регистровку, агогику, ритм. Будет другая интерпретация. Всегда интересно послушать и сравнить

- Считается, что в СССР Бах был практически под запретом. Удивительно, почему переиздавали монографию Швейцера об этом композиторе...

- Не то чтобы под запретом, хотя играли его очень мало, но, например, Гедике играл. Органную и камерную музыку действительно не любили. Где-то сказывалась идеология, где-то инерция мышления. Любили Бетховена, Моцарта, но на свой лад. Про Моцарта и романтиков говорили что они, мол, такие революционеры. А музыку барокко как бы не замечали. Потом дело сдвинулось с мертвой точки, московские органисты поехали учиться в Латвию, в Домский Собор, там было много хороших школ.

- Первый орган у нас появился благодаря Гарри Гродбергу?.

- Нет, намного раньше, еще до Гедике. Первый орган появился в Петербурге еще до революции. Начали обучать органистов. В 1856-м году в Петербурге вышла статья Стасова "Два слова об органе в России". Это первое упоминание об органе в истории русской музыкальной культуры. В статье, правда, критиковались органисты-иноверцы, прежде всего протестанты, которые, как писал Стасов, "превратили орган в средство сопровождения псалмов и хоралов".

- Это была критика с позиций чистого искусства?

- Ну да. Тем не менее, в Петербургской консерватории первым преподавателем игры на органе стал немец Гендештиль. А в Москве консерватория открылась в 1886 году, и ее возглавил Вангер Беттинг. Учителей-немцев тогда было много, наши постепенно перенимали у них опыт. Но после в 1917-го все это быстро закончилось - за ненадобностью. Поскольку решили, что "никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой", и орган стал не нужен.

- Что может стать переложением для органа?

- Многое. Оркестровые вещи, фрагменты из опер, увертюры, марши. В Англии в XIX веке такие переложения были очень распространены.

- Орган мощный инструмент и по сути заменяет собой оркестр.?

- Можно так сказать. Разные регистры могут имитировать трубу, кларнет или хор. Инструмент очень богатый: у него минимум два, а то и три мануала (клавиатуры), в СШЕ сейчас используют до 10 мануалов, и все они по-разному расцвечивают произведение. По сути это настоящая палитра, как у художников. Причем у разных органов один и тот же регистр звучит совершенно по-разному. По сравнению с фортепиано, где они более или менее одинаковы, но тоже далеко не всегда.

- Например, старый "Стейнвей" и современная Yamaha звучат совершенно по-разному...

- Именно. А орган - вообще инструмент штучный и уникальный. К нему надо прилаживаться, учиться комбинировать и смешивать эти самые регистры. К тому же язык органной музыки чаще всего полифонический. Гомофонным бывает ансамблевое исполнение, когда солирует, например, скрипка, а у органа более скромная роль сопровождения. Но потенциально орган вмещает в себя очень много. Не случайно его называли королем инструментов. Он выражает всю полноту мира, и это, конечно, связано с религиозностью, с ощущением божественного универсума, неисчерпаемым многообразием творения. Его величественное звучание располагает к этому.

- Чем отличается музыкальное мировоззрение баховского времени?

- Бах, Гендель и все добаховские композиторы решали в музыке глобальные проблемы, у них религия всегда переплетена с философией самого композитора. Допустим, у Баха это очень хорошо видно в Пассакалии. А потом музыка пошла по пути выражения чувств.

- Почему баховская традиция в музыке не прижилась? Ведь и самого Баха его собственные дети и соратники воспринимали больше как педагога и исполнителя нежели как композитора.

- Потому что он был гением и обогнал свою эпоху, и лишь последующее поколение раскрыло его музыку. Его гениальные жемчужины-творения.

- Но музыка в целом развивалась не по баховскому пути. Появилась мангеймская школа, романтизм...

- Да, музыка пошла совершенно в другую сторону, начался новый виток, гомофонно-гармонический. От полифонии ушли, возникла романтическая фактура. Хотя те же самые фуги использовали и романтики. В целом это отражает изменение сознания людей, его обмирщение. С другой стороны, церковь Баха тоже не жаловала. Он был гоним за то что преобразовал традиционные жанры, пытался изменить каноны мессы, хорала, кантаты. С их точки зрения, он очень уж обнажал свои религиозные чувства, слишком эмоционально выражал их в музыке.

- У нас религиозность и любовь к органной музыке не всегда связаны. А в Европе?

- Там это всегда шло друг за другом. Это вековая традиция, которая никогда не прерывалась. Давно, еще до стажировки, была в Ляйпциге, Армштадте, Любеке. И слышала именно те органы, на которых играл Бах. Представляете, они стоят там до сих пор! Их отреставрировали, и по своему звучанию они так и остались непревзойденными. В Германии я наблюдала горячую, даже страстную религиозность у немцев, которые регулярно посещают церковь по воскресным дням. Для лютеран очень важно личное переживание Бога, собственные отношения с ним. А церковь - место встречи, где переживания усиливаются. Органная музыка в храме - это та точка во времени и пространстве, где возникает связь с Богом, где создается молитвенный настрой. У меня до сих пор в головах звучат все эти регистры.

- Известно, что партитуры Баха - всего лишь конспекты. Тут важна интерпретация. Это воля фантазии или интуитивное понимание, данное свыше?

- Думаю, это вопрос как личных усилий, так и Божьей помощи. Они должны совпасть в нужный момент. Ведь как бывает? Играешь одну и ту же вещь много раз и не понимаешь ее до конца. А потом смотришь: вот он. Нашелся образ. Это нечто свыше, это приходит как во время молитвы. Поэтому можно сказать, что и композитор, и органист - орудия в руках Бога. Именно поэтому атеист не может быть очень хорошим органистом. Но может быть, например, прекрасным пианистом или скрипачом.

- Как вы относитесь к аутентичному исполнению? Есть смысл пытаться исполнять Баха так, как это делали во времена Баха. Мы его таким образом к себе приближаем? Или лучше его поймем, исполнив его в современной манере?

- Полностью аутентичное исполнение невозможно хотя бы потому, что органы с тех пор изменились. Ну, если только мы поедем в Ляйпциг или в Веймар, в храм, где хранятся эти органы, поиграем на этих инструментах вслушаемся в церковную акустику... Думаю, совсем слепо следовать исполнительской букве не имеет смысла, надо искать золотую середину. Но и осовременивать Баха не надо - в этом случае он пропадет. В современных концертных залах Бах - его бессмертные темы - тоже производит мощное впечатление. И в таком виде музыка затрагивает душу. А если это прозвучит в Ляйпциге, в церкви, будет то же самое, но совсем по-иному.

- Это правда, что орган уже преподают детям в музыкальных школах?

- Да, уже появилась эта тенденция. В Москве есть целый ряд музыкальных школ, где установлены органы. Для ученика 5 класса вполне возможно на нем играть, при условии хорошего владения фортепианной техникой, конечно. Вот и к нам в Митино планируют орган завезти. Я думаю, что приобщение к великому искусству органной музыки способно уберечь наших детей от той кошмарной пошлости, которую им навязывает современная секулярная поп-культура.

http://www.religare.ru/2_99072.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 08:35
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47