itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Небесный огонь» и «Исполнение желаний»

Новости Москвы 
0
379
Время на чтение 10 минут
В издательстве «Вече» скоро выходит книга Олеси Николаевой «Русское чудо». Эссе из этой книги мы предлагаем вниманию наших читателей.

Олеся Николаева
Олеся Николаева
Не прошло и нескольких месяцев, как мне стали приходить письма читателей. Один из них с возмущением отмечал, что, что Ракитное, где служил старец архимандрит Серафим Тяпочкин, - это вовсе никакая не «Пустынька», как я называю. Он разразился филиппикой, что, дескать, все это ложь, Ракитное - райцентр! Но сам отец Серафим называл место своего служения именно так, и тому есть множество свидетелей. Это его собственное слово.

И действительно - я попала туда, когда не просто вовсю шла атеистическая пропаганда, милиция у приезжавших проверяла документы, а то и задерживала, но тамошние работники идеологического фронта еще и подпаивали и натравливали комсомольцев на верующих. Те врывались во время богослужения в храм, точно как скандальные «пусси», дергались, размахивали руками и ногами, мяукали, гавкали, пьяные, раскачивались из стороны в сторону, растягиваясь цепью. Вокруг была мерзость запустения. Где-то поблизости орудовали секты - на кладбище нашли ребенка, из которого была выпущена вся кровь. Помимо сектантов, были здесь и бабки-ворожеи, и колдуны, и всякая нечисть. Это поистине была духовная пустыня! Пустынька. Хотя если смотреть по карте, то - да, действительно, райцентр!

Другой внимательный читатель сетует, что истории об одном и том же событии, рассказанные архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в его книге «Несвятые святые» и мной в «Небесном огне», не во всем совпадают.

Но - странно было бы требовать от нас абсолютно аналогичных воспоминаний и интерпретаций! Даже святые Евангелисты расходились в некоторых словах и деталях. Что уж говорить о нас, многогрешных!

Да, мы с отцом Тихоном, каждый со своего холма, описали одну и ту же историю о лжемонахе. Какие-то подробности, о которых он упоминает, совершенно прошли мимо моего рассказа, (либо улетучились из памяти, либо показались несущественными) и наоборот. Таково свойство человеческого сознания и, в частности, этого жанра.

Или вот в книге у архимандрита Тихона есть коротенькая история (на одну страничку) о том, как моему мужу - протоиерею Владимиру Вигилянскому - в присутствии архиепископа Павла Рязанского и самого отца Тихона позвонил писатель Андрей Битов и поведал, что ему явилась во сне его покойная мать.

Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу - несколько раз в течение нескольких месяцев! - все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать - Ольгу Алексеевну - удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную - подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она жила в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.

Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который - увы! - был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.

И вот когда Битов в очередной раз обратился ко мне, не отыскала ли я этого чудного старца, я и предложила ему позвонить моему мужу - ведь он тогда работал в пресс-службе Московской Патриархии и мог там на месте хоть что-то разузнать о загадочном отце Авеле.

Итак, Битов звонит, у моего мужа - повторяю - сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это - первая часть его истории.

А вторая часть - о том, что Андрей Георгиевич такой возможности не нашел, и через весьма малое время (немногим больше полугода) старец отошел к Господу.

Такая простая история о невстрече. Отец Тихон даже не написал, ибо не знал об этом, что покойная мать, посылая сына на исповедь к старцу, словно предупреждала о грядущих страданиях, которые неожиданно через несколько месяцев обрушились на него: смерть жены, совсем еще не старой и крепкой женщины, трудный подростковый возраст младшего сына, поджог прекрасной дачи под Питером...

Писатель Андрей Битов
Писатель Андрей Битов
И что? Захотелось недружественному антицерковному порталу, уязвленному триумфальным успехом «Несвятых святых», «поддеть», а то и вовсе скомпрометировать архимандрита Тихона, уличив его в обмане. Приехал корреспондент этого раскольничьего портала к Андрею Георгиевичу и спрашивает: а что, являлась ли ему во сне покойная мать и посылала ли она его к старцу Авелю?

А он - забыл! Пять лет прошло! Пять лет тяжких испытаний, болезней и скорбей! Напрочь забыл, хотя несколько месяцев до того, как мы все-таки отыскали местонахождение старца, он при каждой встрече все допытывался о нем, искал!..

Итак, Андрей Георгиевич отвечает корреспонденту, что нет, покойная мать ему не являлась и о старце Авеле он, якобы, слышит впервые. Тот, конечно, поднимается шум, что отец Тихон-де «все о Битове напридумывал» и «как ему можно после этого верить».

Ну ладно. Звонит Андрею Георгиевичу мой муж, с которыми они не только друзья, но и, можно сказать, духовные родственники, и ему все это напоминает - как он весьма настойчиво все спрашивал о старце, как старец неожиданно отыскался, как Битову об этом сообщили по телефону, как самого Битова ждали в Рязанском монастыре... И тут Андрей Георгиевич признается, что он что-то стал все забывать. И что совсем недавно он видел сон, в котором мать его, стоя между корней со свечкой, сообщила ему час его рождения. И что он проснулся и кому-то это сказал. А сам - забыл. И час своего рожденья, и кому он это сообщил.

- А ведь, - добавил он, - это очень важно для гороскопа!

Ну и еще какие-то отзывы о книге я получала, слышала эхо. Одна из читательниц, которая одним абзацем фигурирует в моей книге, очень смутилась, оттого что я написала о ней, что она «вроде бы была человеком церковным». «Вроде бы» - вот что уязвило ее. А другой читатель, напротив, обиделся, что я нигде его не упомянула, хотя могла бы, - ведь он тоже участвовал в описанных мною событиях, он тоже там был!

Приходили и письма, полные дружественных чувств, чудесные письма! Было и письмо от некоего «друга, с которым я пока еще не знакома», но который хочет мне довериться. Потому что за ним идет слежка. Отовсюду - из радиоточки, из монитора, из СВЧ. Он просит меня принять участие в борьбе и написать воззвание, чтобы из квартир в его доме изъяли все электроприборы. Но, пока он писал мне письмо (восемь страниц - бисерным почерком), он вдруг... усомнился. Не я ли писала ему в блоге под именем некой Алены Водоплясовой? Поэтому он должен проверить. Он должен перечитать все записи, начиная с 2008 года. И поэтому заканчивает письмо... А то написал бы еще...

Приходили мне письма, в которых мои читатели рассказывали мне свои чудесные истории. Да это и не удивительно: у каждого верующего человека есть такие. Но один сюжет особенно меня поразил, поскольку был так или иначе связан с моей книгой и подарен мне людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Привожу его в оригинальном изложении.

* * *

Ларнака, Кипр. Церковь святого Лазаря
Ларнака, Кипр. Церковь святого Лазаря
«...Этим летом мы были на Кипре, который очень любим, наверное, главным образом за хорошее отношение к нам местных жителей, провинциальность города и окрестностей, задумчивую и древнюю природу тех мест.

И вот отдыхая в этом году только в составе нашей семьи, без друзей, мы задались целью найти компанию нашим чадам, что нам и удалось. Мы познакомились с семьей, где младшее поколение было представлено семилетними братиком и сестричкой - Женькой и Агушей, Августой. Наш Данилка быстро нашел с ними общий язык, Августа «влюбилась» в Дашу, и они стали одной командой буквально с первой встречи. Родители ребят - Таня и Костя - оказались чуть-чуть моложе нас, хотя и выглядели старше. С ними мы тоже быстро нашли общий язык, тем более, что у них тоже свое маленькое семейное дело, да и к тому же они тоже оказались людьми верующими. Последнее обстоятельство стало крайне важным по следующей причине.

Мы путешествуем за границей, разъезжая по стране на взятой в аренду машине. Наши новые друзья медики-предприниматели предпочитали отдыхать лежа на пляже в границах арендованного отеля. Путешествовать одним, конечно, весело и интересно, но с компанией - еще лучше. Поэтому нам удалось уговорить Костю и Таню тоже взять в аренду машину, соблазнив их (главным образом - жену) поездками, в том числе, по монастырям, которые для пешего паломника недоступны.

Пришлось приложить некоторые усилия, к тому, чтобы сбалансировать паломнические устремления наших друзей (особенно Тани) и «обычный человеческий» отдых в виде поездок не только по храмам, но и замкам, красивым природным местам, иногда - весьма удаленным.

И тут, кстати будет сказать, что христианские взгляды и юмор наших новых друзей сподвигли нас на то, чтобы дать им почитать книгу Олеси «Небесный огонь и другие рассказы», которую мы взяли с собой.

Итак, начались наши далекие поездки, о которых сохранилось много теплых, веселых, порой - просто незабываемых воспоминаний, вызывающих улыбку и удивление у всех участников этих путешествий до сих пор.

А последнее наше паломничество было в г. Ларнаку, где мы хотели посетить церковь Святого Лазаря.

Святой мученик Трифон
Святой мученик Трифон
Надо сказать, что как раз в это время наши новые друзья читали «Небесный огонь» - как раз то место, где рассказывается о чудесах Святого мученика Трифона.

Ларнака от Пафоса, где мы проживали, расположена довольно далеко, и на эту поездку все настраивались несколько дней. По дороге желали заодно заехать и на «место рождения» Афродиты (живописную бухту с пенной бурной и холодной, обжигающей водой, в которой, тем не менее, не простужаются и дети), и в цивилизованный шумный Лимассол, и в средневековый замок Колосси, и на соленое озеро, поскольку все это было нам по пути.

Все задуманное мы осуществили: после посещения церкви Св. Лазаря, побывали везде, везде фотографировались, перекусывали, купались.

И вот, вернувшись вечером в отель, переодевшись и встретившись вновь за ужином, мы узнали неприятную новость - Костя в этот день где-то потерял портмоне с деньгами, правами и тремя кредитными картами. Не то чтобы кто-то излишне драматизировал этот факт, но приятного в таком событии мало. Ситуацию усугубляло и то, что Костя последний раз держал свое портмоне в руках в Ларнаке, а что с ним было дальше, - не помнил.

Мы строили разные предположения о том, где Костя мог оставить или потерять портмоне (причем довольно приличных размеров): то ли в Ларнаке, то ли в Лимассоле, то ли в замке, то ли на берегу соленого озера, то ли на пляже Афродиты... Короче говоря, это могло случиться везде - на протяжении всего нашего пути, на расстоянии восьмидесяти километров от Пафоса могло валяться Костино портмоне.

Владик предложил поехать в полицию заявить о пропаже, а на следующий день проехать по близлежащим местам «боевой славы», разыскивая кошелек. Так и сделали. В полиции, переписав все предполагаемые нами места пропажи, девушка-полицейский без энтузиазма заметила, что кошелек найдут... может быть, но слишком уж широка и пространна география поиска.

Вот тебе и рассказ про Трифона-мученика, прочитанный накануне... Таня и Костя стали молиться ему тут же и не переставали молиться после. Однако кошелек мы так и не нашли нигде, где бывали и спрашивали о нем, а через два дня наша семья улетела в Москву.

Костя и Таня вернулись с детьми в Москву неделей позже. История с кошельком стала уже темой для наших совместных шуток. Но, как выяснилось, они, вернувшись в Москву, не только не переставали молиться Святому мученику Трифону, но и посетили храм Знамения Божией Матери, о котором рассказано в книге «Небесный огонь», - именно там находится его чудотворная икона с частичками мощей.

И вот сегодня, шестого сентября, по прошествии двух с половиной месяцев, мы получаем от наших новых друзей письмо по электронной почте, в котором они сообщают нам, что на днях им в Москву доставили потерянный Костей на Кипре кошелек - со всей наличностью!!!»

А еще через несколько дней я получила еще одно письмо - в дополнение к истории о потерянном кошельке, где описывались подробности его обретения.

«В социальной сети "В контакте" Костю нашла совершенно никому не известная незнакомая девушка. Она сообщила, что в Никосии (до которой мы так и не доехали - этот город находится от Пафоса на приличном расстоянии), в Представительстве лежит кошелек с документами на имя Константина Х., и спросила, не он ли это. Костя сообщил, что это - он, описал содержимое кошелька. Далее она поинтересовалась, не будет ли он в обозримом времени на Кипре. Он ответил, что, возможно, будет через год. После этого переписка прекратилась.

А еще через некоторое время Косте позвонили из представительства Кипра в Москве, и сообщили, что ему надлежит встретиться с некоей дамой в посольстве и забрать свой кошелек, что он и сделал. Раскрыл его и... Все было на месте! Даже евро - ровно столько, сколько было на момент потери: ровно сто одно!

Да, и никто даже не намекал на какую-либо благодарность!»

Как Трифон-мученик все это устроил - Бог весть!


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57743.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Олеся Николаева
«Было много радости от встречи с близкими по духу людьми!»
Протоиерей Владимир Вигилянский получил «Золотого Витязя» за книгу «Русский ключ»
16.10.2021
Новый Никодим (из книги "Господи, что с нами будет?")
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...
16.03.2020
Варшава
Стихотворение
05.09.2017
Скончался старец
Памяти отца Кирилла
21.02.2017
Все статьи Олеся Николаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 20:13
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10