...В каком возрасте можно развернуть свою жизнь на 180 градусов? В любом.
У специалиста федерального казначейства из Верхневилюйска Михаила Иннокентьева этот поворот случился в 44 года: получив от епископа Якутского и Ленского Романа судьбоносное предложение стать священником, он не побоялся ответить «да». И тем самым, наверное, еще раз подтвердил общеизвестное: ничего случайного в этой жизни нет...
Однако самое интересное заключается в том, что свое служение отец Михаил успевает совмещать со светской службой в районном отделе Управления Федерального казначейства по РС(Я). Причем прихожане его не видят в этом никаких противоречий. И, немудрено, почему.
Ведь священник в Верхневилюйске появился впервые после 1925 года!
Четвертый
- Я всегда хотел понять, для чего человек рождается на свет? Читал толстые философские книжки, но вопросов после них только прибавлялось, -- говорит отец Михаил. -- А потом распался СССР и идеологии в стране не стало вообще. Вроде всеобщая свобода, а куда идти непонятно...
90-ые годы прошлого века оказались для нашей страны порой великих человеческих трагедий и -- не менее великих духовных поисков. Якутию эти процессы стороной не обошли. Именно тогда на книжных развалах едва ли не впервые появилась доступная массовому читателю литература о Боге и вере, а в Якутске всего за один только день можно было пообщаться с баптистами, последователями Кришны и приверженцами веры Бахаи... Наверное, многим из нас нужно было пережить эту непростую пору личностных исканий, состоящих из открытий и разочарований, чтобы, в конце концов, прийти к СВОЕМУ.
- В ту пору я заочно учился в банковской школе Иркутска, куда частенько заглядывали евангельские христиане, -- говорит отец Михаил. -- Вероучение их меня не зацепило, однако почему-то очень захотелось прочесть Библию самому...
Храм в Иркутске, куда он однажды зашел в надежде ее приобрести, был стар и давно не видел ремонта. «Но я вдруг почувствовал там себя так хорошо!» - вспоминает он.
В то время будущий финансист жил в Удачном, где работал на автобазе №3. Именно в эту пору в его жизни и произошла одна из тех важнейших встреч, вспоминая о которых, люди нередко называют их «определяющими»
-- Однажды туда прибыл клирик Иркутской епархии отец Вячеслав с чтецом Владимиром, поселились в нашем общежитии. Мы стали общаться. Он много рассказывал о православии. Постепенно я начал глубже вникать в его суть, попутно открывая для себя его мудрость и красоту, -- рассказывает отец Михаил. -- А попутно обнаружил, что нахожу, наконец, ответы на свои вопросы -- то, что искал давно...
Впрочем, подобное переживал не он один.
-- Вместе со мной в храм начал ходить мой друг и коллега по автобазе, электрик Андрей Ярыгин. Потом к нам примкнули другие сотрудники и жители города. Так, постепенно, отцу Вячеславу удалось создать общину православного прихода в Удачном, а мы стали ее ядром, -- вспоминает отец Михаил.
Результаты этого окажутся неожиданными и -- впечатляющими. Пройдут годы и бывший электрик Андрей Ярыгин примет сан и станет священником. Сегодня он -- настоятель Свято-Пантелеймоновского прихода поселка Пеледуй. Следом за ним тот же путь изберут для себя еще двое бывших коллег отца Михаила.
Ну, а осенью 2011 года, став четвертым, это решение принял и он сам -- муж, отец четверых детей, дед. И -- сотрудник районного Верхневилюйского отдела Управления Федерального казначейства по РС(Я), которым он, приняв сан, пока так и остался.
«Мы вас подождем!»
Это случится в Верхневилюйске, куда он переехал из Удачного, вернувшись с семьей к себе на родину. И практически сразу же влился в местную православную общину, где за неимением священника долгие годы прихожане вели службу мирским чином. Ситуация, надо сказать, типичная для нашей республики, где священнослужителей катастрофически не хватает везде.
-- Осенью 2011 года к нам впервые приехал епископ Якутский и Ленский Роман. Владыка побывал в нашем храме, который ютится в приспособленной трехкомнатной квартире -- старая церковь в селе долгие годы была заброшена. Осмотрел приход, поговорил с прихожанами. Они сетовали на то, что постоянного священника нет, а потребность у людей в этом большая... И вдруг обращается ко мне: «А вы не думали о том, чтобы посвятить себя Богу?»
Этот вопрос, признается отец Михаил, застал его врасплох.
-- Честно говоря, я об этом подумывал. Давно. Более того, наши прихожане даже предлагали мне в семинарию поступить, на что я всегда отвечал одно: поздно! У меня дети, внуки, семья... Те же самые сомнения выразил и владыке Роману. Однако он предложил неожиданное решение всех проблем: «Учить нужно молодых, а вас -- рукополагать. А что касается работы, то, принимая во внимание исключительные обстоятельства, службу и служение можно будет совмещать». Но все-таки дал время подумать -- три дня.
-- А что вас пугало больше всего?
-- Путь священника -- невероятно сложный: с принятием сана твоя личная жизнь заканчивается. Ты живешь исключительно жизнью прихода. Это огромная ноша, и я боялся, что не выдержу ее. Пугало чувство своего несовершенства перед Богом. Ведь одно дело быть простым прихожанином, когда отвечаешь лишь за себя, и совсем другое -- священником, который несет людям слово Божье и потому должен быть примером другим... Первым делом я позвонил своему старому другу -- отцу Андрею Ярыгину в Пеледуй. А он мне и говорит: «Раз у тебя такой крестный путь получается, значит, надо свой крест взвалить и -- вперед!» Его слово и стало решающим.
-- А в семье как к этому отнеслись?
-- Жена сразу же поддержала, дети тоже. Они все крещенные, воцерковленные люди.
-- А на работе?
-- Тоже не возражали. Более того, некоторые коллеги даже изъявили желание крещение принять. Я им говорю: вот скоро из Якутска батюшка приедет, можете креститься. Когда меня еще рукоположат!.. А они отвечают: «Нет, мы вас подождем!»
Без выходных и отпусков
...С отцом Михаилом мы говорили уже после его посвящения в сан. Рукополагал его епископ Якутский и Ленский Роман.
-- Это событие навсегда запомню еще и потому, что состоялось оно 22 мая -- в Николин день, особый для якутов, -- говорит отец Михаил. -- К тому же посвящение проходило в Никольском храме, куда я всегда любил заходить, и вот Бог сподобил так, что именно там все и произошло..
После отец Михаил отправился в Якутск на стажировку, чтобы под руководством опытных священников начать постигать премудрости великого служения, которое ты принимаешь навсегда, и где не бывает привычных светскому пониманию отпусков, отгулов и почетных проводов на пенсию. Ведь священнослужитель -- он, можно сказать, всегда на посту: 24 часа в сутки и до конца своих дней.
-- Владыка Роман меня так и предупредил: если решишься, то назад дороги нет, -- говорит отец Михаил. -- Это не светская работа, которую, в случае чего, можно поменять. Здесь несешь свой крест, пока не упадешь...
-- И вы к этому готовы?
-- Иначе не согласился бы. Обо всем передумал, все через себя пропустил. Уверен, что это -- Божья воля, а противиться ей не к добру.
...Я почему-то всегда считала, что самое сложное для священника -- это проповедь. Потому что нужно найти такие слова и интонацию, которые не только сумели бы зацепить умы и души совершенно разных людей, но еще и наполнили бы их.
Отец Михаил говорит, что для начинающего священника сложно ВСЕ. Проповедь, взаимодействие с клиросом, исполнение треб... Но самое главное -- жизнь в миру, в который после посвящения в сан ты возвращаешься совершенно другим, а этот самый мир по привычке продолжает воспринимать тебя прежним.
-- Это ведь как со стороны выглядит? Был простым человеком -- стал священником... А ведь ты к этому шел давно. Внутренне готовился. Тебя всего уже давно перевернуло, и сам момент рукоположения как бы ставит точку в этом процессе... А кто-то может подумать: какой же он священник, если я с ним еще вчера на охоту ходил? Вот почему я знаю, что отныне должен от многого отказаться, помня, что теперь всегда на виду...
Жизнь вне расписаний
...Предполагалось, что служить отец Михаил будет по выходным -- в субботу и воскресенье. Однако реальность, конечно, эти планы тут же скорректировала.
Жизнь во всем ее многообразии в какие-либо графики втиснуть сложно, а потому священник требуется людям вне зависимости от его рабочего расписания: мобильный телефон отца Михаила трезвонит днем и ночью. При этом зачастую люди нуждаются даже не столько в церковных требах, сколько в доверительном разговоре или просто житейском совете...
И, наверное, это лишний раз подтверждает, насколько нужны сегодня добрые пастыри, и насколько важна уже начатая в стенах Якутской духовной семинарии подготовка священнослужителей из числа именно местного населения. Людей, которые здесь родились, выросли и связывают с республикой свою судьбу.
...Последний верхневилюйский священник покинул село в 1925 году -- по преданию, его отправили в ссылку. Кто бы знал тогда, что должно пройти целых 87 лет, прежде чем жители села смогут сказать опять: «наш батюшка»...
Беседовала Елена ВОРОБЬЕВА
http://eparhia.ya1.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1880:2012-08-08-06-09-42&catid=35:2010-04-05-02-15-31