Не-пионерский лагерь

0
313
Время на чтение 8 минут
Времена пионерских лагерей давно прошли. А с ними - и представление о лагере, качество отдыха в котором оценивалось приобретенными за лето килограммами и близостью моря. Сегодня задачу обеспечения досуга и отдыха ребенка каждая организация решает по-своему. В лагере все - разнообразие тематик, атмосфера, насыщенность и содержание программ - определяется мировоззрением руководителя, его представлением о пользе и ответственности за ребенка.

Все программы лагеря Звезда Вифлиема - это сюжетно-деятельностные игры. Где внутри игрового пространства разворачивается настоящая приключенческая миссия, в которой ребенку интересно думать, творить, исследовать, совершать собственные открытия, принимать совместные решения и учиться брать на себя ответственность. Созданная сказка, по сути, оказывается не игрой, а маленькой прожитой жизнью, дающей бесценный опыт.

О том, что воспитывать в современных детях, какими должны быть педагоги, что хорошего в «Хрониках Нарнии» и какие стереотипы разрушает детский православно-ориентированный лагерь «Звезда Вифлеема», нам рассказал его создатель Егор Коврижкин.

* * *

- Сегодня многие родители не доверяют такой форме отдыха, как детский лагерь, на что есть веские причины. Почему все-таки вы занимаетесь этим делом? Каковы ваши представления о современном детском лагере?

- Я в детстве тоже успел побывать в пионерских лагерях и тоже не доверяю этой форме отдыха. С самого начала при создании проекта «Звезда Вифлеема» хотелось уйти от стереотипных представлений о пионерском лагере.

В первую очередь речь идет о необходимости работать с детьми в небольших группах. В отличие от пионерского лагеря, где детей в отряде от 25 до 40 человек, мы работаем с группами из 12-16 детей.

Небольшое количество детей в группах позволяет ставить задачи обучения детей командной работе. Не секрет, что современные дети - крайние индивидуалисты. Однако усложняющийся мир требует от нас умения сотрудничать с другими людьми, умения создавать рабочие команды для решения сложных общественных задач. Если мы хотим, чтобы у руля будущего общества стояли верующие нравственные люди, мы должны учить наших детей воспринимать возникающие трудности как актуальные задачи и искать их разрешение во взаимодействии с другими людьми. В современном информационном обществе наиболее актуальной становится русская присказка «одни в поле - не воин». Чем дальше, тем более значима будет в обществе роль людей, умеющих порождать творческие решения в командной работе.

В наших программах развитию способности к сотрудничеству и конструктивной коммуникации уделено особое внимание.

Следующий стереотип о лагере наиболее ярко представлен в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните, товарищ Дынин оценивал эффективность работы лагеря в граммах прибавки к весу у каждого пионера? «Что ни день - 100 грамм, а то и 150...»

С самого начала мы замышляли создать лагерь, который развивал бы в ребенке свободную и ответственную личность, способную самостоятельно начать свой собственный путь христианской жизни.

У меня был опыт преподавания в воскресной школе. Поэтому я не понаслышке знаю о том, что преподать детям истины из закона Божия - это лишь первый и далеко не самый важный шаг в становлении будущего христианина. Гораздо более важным представляется заинтересовать подростков вопросами о смысле человеческой жизни и сущности человеческой свободы. Поставить их перед необходимостью самостоятельно разбираться в том, как устроено мироздание и как выбрать свой собственный путь по жизни. Таким образом, программа лагеря выстраивается не на основе правильных прописных истин, которые должны быть заучены детьми, а на основе актуализации перед детьми вопросов, на которые им предстоит отвечать в течение, возможно, всей их жизни. Если говорить научным языком, то речь здесь идет о формировании у детей субъектной позиции по отношению к собственной жизни и к вере.

Следующий стереотип можно сформулировать так: главное, чтобы вожатые были хорошие. Если говорить про православный лагерь, то обычно требуется, чтобы вожатые были православными - а все остальное Господь устроит.

Поскольку наши программы связаны с развитием у детей способности к самостоятельному мышлению, сотрудничеству, конструктивной коммуникации, развивают в детях способность к совместному творчеству, к совместной выработке стратегий деятельности, началам сценирования и проектирования, то от воспитателя, помимо веры, требуется еще очень многое.

Наш педагогический коллектив - это наше главное достояние. Мы очень серьезно подходим к вопросу отбора и подготовки кадров. Естественно, в лагере воспитателями работают только верующие воцерковленные люди, для которых вера - не музейное достояние, а основа жизни. В нашем лагере на каждой из программ ядро коллектива составляют опытные воспитатели, работающие не первый год. В течение всего года мы проводим для них курсы повышения квалификации и даем им возможность постоянно оттачивать свое педагогическое мастерство в рамках тренингов, клубных встреч с детьми, творческих студий и других мероприятий. Новые люди, желающие сотрудничать с нами, обязательно проходят курс занятий в «Школе практической педагогики». Обычно из 40-50 человек, приходящих к нам на собеседование, для дальнейшей работы с детьми после обучения мы приглашаем восемь-десять.

Такой жесткий отбор связан с тем, что воспитатель должен демонстрировать не только веру, но и умение самостоятельно размышлять, умение работать в команде, умение руководить детским коллективом и вести за собой. Собственно, он должен демонстрировать все то, чему мы хотели бы научить детей, а это - редкие способности.

- Лагерь «Звезда Вифлеема» создает свои программы на основе сюжета сказок «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Однако Льюис - не православный автор. Нет ли здесь опасности посеять в детях заблуждения западного общества, чуждые Православию?

- Льюис - христианский писатель. По его собственным словам, он написал свои сказки «Хроники Нарнии» для того, чтобы в доступной для детей форме представить основные законы мироздания, каким оно видится христианской традиции. Нарния - это сказка. И как сказка, она имеет право на то, чтобы быть упрощенной моделью реальности. Однако это модель, в которой прослежены основные аспекты христианской картины мира. Например, мир Нарнии создан из пустоты единым Творцом по имени Аслан. В этом мире разумные существа получили от Творца дар предельной свободы выбрать Добро или зло. В этом мире есть множество ярких героев и рыцарей, жертвующих самым ценным, что у них есть, ради сохранения и развития Нарнии как мира, в котором разумные существа свободно следуют воле Творца. Этот мир существовал до тех пор, пока в нем были разумные существа, которые сознательно избирали путь к Творцу, путь по его воле. И этот мир завершил свое существование, когда в бою за Аслана перед лицом религиозного безразличия и алчности пал последний рыцарь.

Именно поэтому мы считаем, что по мотивам этой сказки можно создавать программы христианского воспитания детей в мире, где граница между добром и злом давно стерта. В первую очередь нам важно восстановить именно ее, утвердив в сознании детей, что единственным мерилом того, что есть Добро, а что зло, является Творец мира, а отнюдь не человек с его ненасытным стремлением к покою и комфорту.

Я согласен с тем, что в «Хрониках Нарнии» есть ряд моментов, которые вызывают недоумение. В частности, автор называет действия Аслана в мире «древней магией», что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо. Именно поэтому мы не строим программ по сюжету самих сказок, а используем созданную Льюисом модель мира для своих собственных сюжетов, в которых создаем своих собственных героев, четко различающих магию и чудо Божие. У нас есть несколько программ, основной задачей которых является понимание детьми, в чем состоит онтологическая подмена магии и в чем отличия истинной веры в Бога, дающей силы действовать на благо мира и общества.

- В июне этого года лагерь «Звезда Вифлеема» проводил свою программу в Израиле. Расскажите, пожалуйста, в чем специфика этой программы.

- Это был наш первый опыт. Святая Земля - место традиционного христианского паломничества к местам, связанным с жизнью Спасителя.

На наш взгляд, сегодня, в обществе потребления, смысл паломничества сильно искажен. Многие современные «паломники» едут к святыням за исцелением и «исполнением благодатью». Таким образом, в сознании современного человека Бог превращается в служебную силу, обеспечивающую комфорт и благоденствие людей в ответ на совершение людьми ряда ритуальных действий.

Наша программа создана для того, чтобы открыть детям изначальный смысл паломничества к святыне. Этот смысл видится нам в том, что человек приходит не для того, чтобы что-то получить, а для того, чтобы отдать самое драгоценное, что у него есть, - свое время и силы, - на служение Богу.

В течение 10-дневной программы мы посещаем на Святой Земле только несколько основных мест: это храм Гроба Господня, Иудейская пустыня, древний Иерихон, Сорокадневная гора, река Иордан, Галилейское море, гора Фавор. При этом к посещению каждой святыни мы готовимся вместе с детьми, разбираясь в Священном Писании, в значении этого места в истории. Через различные творческие формы мы включаем детей в осмысление сложных ситуаций, связанных с тем или иным святым местом. Важнейшим для нас является пробудить у детей живой интерес к священной истории, дать детям почувствовать себя ее живыми наследниками.

Однако эта программа предполагает много активности, много подвижных игр. Как и в подмосковных программах, здесь особое внимание уделено обучению детей сотрудничеству. На наш взгляд, сотрудничество есть первый шаг к умению совместно с другими людьми, соборно искать и постигать Бога и Истину.

С Егором Коврижкиным беседовала Юлия Руденко


http://www.pravoslavie.ru/guest/55016.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Руденко
«В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения»
Беседа с режиссером и сценаристом Константином Лопушанским
30.01.2015
Все статьи Юлия Руденко
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45