В 1978 году, 5 сентября, в Ватикане во время аудиенции у папы Римского Иоанна-Павла I скоропостижно скончался его гость, видный иерарх Русской Православной Церкви преосвященный Никодим Ленинградский, учитель нынешнего патриарха Кирилла.
Скоропостижная смерть в Ватикане вызвала не только горечь, но и разного рода трактовки, особенно заострившиеся после произошедшей почти сразу же кончины и самого ватиканского главы.
Понтифик Иоанн-Павел I остался загадочной фигурой - он управлял Католической Церковью всего лишь 33 дня, но вошел в ее историю как смелый реформатор и как «улыбающийся папа».
Он родился в Канале-д'Агордо (провинция Беллуно), жители которого, понятно, гордятся таким земляком. В 2009 году там утвердился Фонд его имени
- с целью способствовать изучению и пропаганде фигуры папы Иоанна-Павла I. В текущем юбилейном году, к 100-летию его рождения, Фонд задумал серию инициатив, в том числе конференцию, посвященную отношениям между папой Иоанном-Павлом I и митрополитом Никодимом.
Известно, что Русская Церковь была тронута тем участием, которой проявил папа при организации траурных церемоний (он очень тепло посмертно вспоминал Владыку).
Мэр Канале-д'Агордо господин Ринальдо Де Рокко послал приглашение в Санкт-Петербургскую епархию и ее предстоятель, Владыка Владимир, командировал в Италию протоиерея Александра Сорокина. Модератором встречи приглашен один из ее организаторов историк Михаил Талалай.
Мы обратились к нему с вопросами:
Михаил, как возник замысел такой необычной конференции?
Два года тому назад я сопровождал в Риме директора паломнической службы «Радонеж» Ю.А. Минулина - на одну выставку, посвященную паломничествам по Италии. Юрий Ахметович, помню, задержался у одного стенда и обратил на него мое внимание. Это был стенд, рассказывавший о Канале-д'Агордо - месте, о котором я ничего прежде не знал. Поразили красоты окружающих Доломит. Рядом, кстати, знаменитая Кортина д'Ампеццо - горнолыжный курорт. Прежде, понятно, тут жили бедно, но теперь все изменилось. Вот в таких, тогда скромных, условиях 100 лет тому назад родился папа Иоанн-Павел I, 33-дневный понтификат которого остался загадкой XX века.
Почему загадкой?
Папе в момент скоропостижной смерти было 66 лет, на здоровье он не жаловался, зато многие жаловались на него - сразу по вступлению на ватиканский престол он повел себя странно, отказался от тиары, от церемоний, протоколов. Затем захотел навести порядок в ватиканской бухгалтерии... но не успел....
Вернемся к конференции...
Помня об истории со смертью владыки Никодима в Ватикане, я сходу предложил провести в Канале-д'Агордо семинар на эту тему, конечно, всячески ее расширив. Расчет был сделан на почитание папы среди его земляков - и он оправдался.
Но почему прошло два года?
Даже два с половиной. Но в Италии особенно не торопятся. Здесь любят «сдвигать» разные мероприятия - это растягивает приятный процесс их подготовки. К тому же в итоге русско-итальянскую встречу решено было приурочить к 100-летию рождения папы.
О чем же Вы рассказывали?
Я загодя подготовил сообщение о роли Владыки Никодима в развитии Православия в Италии. Камертоном к нему послужил увиденный в маргинальной Интернет-дискуссии тезис: «Католики не любят Никодима!» с объяснением: «На пути в Ватикан он обращал итальянцев в Православие». И это, действительно, так... Я рассказал о становлении православных общин в Северной и Центральной Италии трудами Никодима - до него тут не существовало ни одной общины Москвовского Патриархата - только зарубежники и «евлогианцы». Теперь таковых - десятки, и они ведут свое начало от учрежденных Владыкой общин в Милане и Болонье. И он действительно принимал в Православие католиков. Правда, все-таки нельзя сказать, что католики (те, что удержались в католичестве - шутка) его не любят. Он для них символ дружеского диалога.
А кто приехал из России?
Основное выступление сделал протоиерей Александр Сорокин, настоятель Феодоровского собора в Петербурге и крестник Владыки Никодима. Прозвучали и его личные воспоминания и размышления о деятельности Митрополита. Конечно, особенно отец Александр обратил внимание на шаги Владыки в направлении католицизма. Позволю себе сделать цитату из этого яркого выступления:
«Если не знать о том, каким преданным сыном своей, Православной Церкви был Митрополит Никодим, трудно понять, почему он так много и активно общался с неправославными христианами, прежде всего с Римско-Католической Церковью, фактически выведя на качественной новый уровень всю внешнецерковную деятельность Русской Православной Церкви. Легче всего объяснять эту, можно сказать, ярко выраженную черту уже сложившегося образа почившего святителя, как это часто и делается, лишь прагматической конъюнктурой, преследовавшей цель спасти тогдашнюю Московскую Патриархию за счет активизации заграничных контактов. Мне трудно, даже невозможно поверить, что это было только так и не более того. Владыка Никодим, совершенно точно, был человеком, который воспринимал Церковь не как какую-то политическую партию или общественную организацию или даже народную традицию, святую только лишь в силу своей почтенности и древности, - а как живой организм, Тело, Глава которого Христос. Для такого человека та или иная манера и мера общения с инославными, которую он выбирает, значит гораздо больше, чем просто какие-то партийные размежевания или, наоборот, политические союзы».
А что Вам еще запоминалось в этой поездке?
- Это, конечно, визит в дом, где родился папа - духовный владыка миллионов католиков, пусть на 33 дня. Это очень скромное жилище, где обитают две семьи его племянников. Нечто вроде коммуналки. Скромнейшие люди, не хотят даже доски на доме, чтобы их не тревожили. Очень тепло, по-итальянски принимали, конечно, и оттого, что мы пришли вместе с мэром городка, уважаемым человеком. Он, кстати, хорошо знает Россию, так как будучи ветераном корпуса альпийских стрелков, курировал постройку детского садика в Россоши - как покаянный знак от альпийцев за грех вторжения в Россию вместе с нацистами.
А у племянников папы Лучани было занятно увидеть его глаза, крючковатый нос... Родственники, понятное дело...