Пушкин провел на Украине около четырех лет жизни. За эти годы Александру Сергеевичу удалось побывать во многих городах Крыма, в Одессе, Запорожье, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Чернигове, Мариуполе, Каменке (на Черкасщине), Нежине и многих других. Сохранилась карта территории нынешней Украины, нарисованная Пушкиным. Малороссия осталась в творчестве русского гения - множество произведений посвящены природе, городам и людям этой страны. Читая их, понимаем, что поэт полюбил историю и культуру малороссов. Это памятно и по тому восторгу, с которым он принял сочинения Николая Гоголя.
Вот начало предисловия к гоголевской публикации в пушкинском журнале «Современник»: «Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением «Вечеров на хуторе»: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!..»
В Харькове Пушкин, к сожалению харьковчан, так и не побывал. Но тема «Харьков и Пушкин» вполне содержательна.
Пушкин и Харьков
Харьков особенно после открытия в 1805 г. университета (по указу государя Александра I от 1804 г.) становился крупнейшим городом восточной Украины, его посещали друзья и родственники Пушкина - родной брат Лев Пушкин, поэты Василий Жуковский, Антон Дельвиг.
Карта востока Малороссии, нарисованная Пушкиным в 1828 г.
Пушкин и сам намеревался посетить Харьков, в частности, ради встречи с проживающими здесь знакомыми - Руфином Ивановичем Дороховым, прапорщиком Нижегородского драгунского полка, и Михаилом Андреевичем Щербининым, офицером, с 1820 г. служившим председателем гражданской палаты. Пушкин вел активную переписку с семьей Щербининых. Вроде бы Михаил Андреевич находился под следствием по обвинению в распространении пушкинских стихов, которые, по мнению доносчиков, были слишком вольнолюбивы. В исследовании пушкиниста В. Моисеенко сообщается: «По пути Пушкину удалось уточнить, что Дорохов и его друзья уже воюют на Кавказе, а друг его молодости Щербинин негласно находится под следствием по доносу подпрапорщика Курилова, обвинявшего его в распространении вольнолюбивых Пушкинских стихов, и прибытие к нему в гости Пушкина еще больше бы усилило подозрения. Дорохова через несколько недель Пушкин нашел на Кавказе, а со Щербининым встретился в конце того же 1829 года в Петербурге».
В Харькове также жил еще один знакомец Александра Сергеевича - участник войны 1812 года поэт Владимир Федосеевич Раевский, которого Пушкин 5 февраля 1822 г. предупредил о неизбежном аресте, после которого Раевский стал «первым в истории декабристом».
Но попасть в Харьков Пушкину так и не удалось. Об этом он в «Путешествии в Арзрум» оставил едкую, в своем стиле, реплику: «Мне предстоял путь через Курск и Харьков; но я своротил на прямую тифлисскую дорогу, жертвуя хорошим обедом в курском трактире (что не безделица в наших путешествиях) и не любопытствуя посетить Харьковский университет, который не стоит курской ресторации». Сарказм поэта следует отнести, конечно, в первую очередь не к самому университету, а к вышеупомянутой обстановке. А в самом Харьковском университете, между прочим, в 1825 г. побывал друг Пушкина польский поэт Адам Мицкевич, поскольку в университете преподавал его родной брат Александр.
Однако 12 сентября 1829 г., возвращаясь с Кавказа, Пушкин, похоже, изменил свой маршрут на север. По мнению харьковского краеведа А. Зинухова, пять дней, с 12-го по 17-е, поэт все-таки провел в Харьковской губернии, где теперь располагаются поселки Карачевка и Бабаи, в имении губернского прокурора Петра Андреевича Щербинина, с которым велась активная переписка.
Известно, что Пушкин пользовался в работе некоторыми книгами и материалами библиотеки Харьковского университета. Например, в «Истории Петра I» использовались данные, привезенные из этой библиотеки товарищем поэта Михаилом Погодиным, а при работе над «Историей Пугачева» Пушкин использовал статью «О внутреннем состоянии донских казаков в конце XVI столетия» выходца из Харьковского университета Василия Сухорукова. О последнем Пушкин писал: «Вечера проводил я с умным и любезным Сухоруковым. Сходство наших занятий сблизило нас».
Некоторые харьковские литераторы работали с Пушкиным в основанных им же изданиях - «Современнике» и «Литературной газете». В редакциях можно было заметить Василия Сухорукова, Ореста Сомова, Алексея Петровского. Встречались с поэтом и другие харьковчане - писатель Василий Алексеевич Якимов, историк и поэт Иван Васильевич Росковшенко, математик Михаил Васильевич Остроградский. В Молдавии Александр Сергеевич пересекся с ректором университета Андреем Ивановичем Стойковичем.
Харьков и Пушкин
Пушкин, конечно, повлиял на культуру Харькова, города имперского, русского. В конце XIX - начале XX в. хорошим подарком ребенку считался томик произведений поэта. Среди харьковчан тексты и стихи Пушкина зачастую ходили и в рукописях. В Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского числятся 104 листа стихотворного романа «Евгений Онегин», переписанные от руки неизвестным поклонником из г. Лозовая Харьковской губернии.
Харьковчанка Христина Алчевская, основательница первой воскресной школы для женщин-анальфабеток (то есть не умеющих читать), особо выделяла сказки Пушкина и рекомендовала их для чтения в народных школах. Впоследствии имя Пушкина было внесено в ее рекомендательное библиографическое пособие «Что читать народу».
Столетие со дня рождения поэта в Харькове отмечали серьезно: вторую центральную улицу города - Немецкую - переименовали в Пушкинскую. К этой дате городская Дума приняла решение об установлении на народные средства памятника Пушкину. Однако деньги сразу собрать не удалось, поэтому памятник появился только в 1904 г. Заказ получил известный одесский скульптор Б.В. Эдуардс. Установить памятник планировалось на Сергиевский площади (ныне Пролетарская), но из Санкт-Петербурга отдали распоряжение: установить только в самом центре города. Так памятник получил место в начале Театральной площади, напротив драматического театра. Его открыли на 105-летие со дня рождения поэта, который по старому стилю отмечался 26 мая. Отметим, что именно памятник Пушкину, «солнцу русской поэзии», символу русского языка и русской культуры, стал первым памятником в истории Харькова.
Открытие памятника Пушкину 26 мая 1904 г.
Однако в том же году, ночью 31 октября, несмотря на день святого Луки (который, по народным приметам, выводит из людей гниль), памятник Пушкину был подорван. В окрестных домах из окон мощной взрывной волной выбило стекла, но человеческих жертв, к счастью, не случилось. Памятник остался почти без повреждений, лишь откололся кусок от постамента. На месте акта вандализма были обнаружены листовки с националистическим содержанием. Автор текста и организатор взрыва был без труда определен - им оказался украинский националист и революционер адвокат Мыкола Михновский. Михновский был основателем и главарем Украинской народной партии, которая вела активную агитацию среди студентов и интеллигенции за революционную борьбу. О том, что это был за человек, говорят его высказывания: «Украинская нация должна уничтожить правление над собой чужеземцев, поскольку они выжигают душу самой нации. Должна нация добыть себе свободу, даже если зашатается от этого целая Россия! Должна нация добыть себе свободу из рабства национального и политического, даже если прольются реки крови!» Увы, мы живем в такие времена, когда мерзавцу и человеконенавистнику, русофобу Михновскому открыта памятная доска на первом здании Харьковского университета.
Памятник Пушкину подорвало боевое крыло партии Михновского «Оборона Украины». Мотивы своих действий подонки объясняли так: Пушкин в своих произведениях исковеркал образ Мазепы, показав его предателем. Акт был реакцией на празднование 250-летия воссоединения Малороссии и Великороссии. Михновцам было непонятно, почему в городе установлен памятник именно Пушкину, а не Тарасу Шевченко. Как ни странно, за эти действия никто наказан не был.
После размещения в театре им. Пушкина театра украинской драмы им. Шевченко бронзового Пушкина перенесли на другой конец сквера, лицом к улице Пушкинской, где он стоит по сей день. А на его место в 1909 г. был поставлен выполненный в том же стиле и тем же скульптором Б.В. Эдуардсом памятник-бюст Н. Гоголю.
На площади Поэзии в Харькове минувшей осенью.На заднем плане виден памятник ГоголюПамятник поэту стал символом русской культуры в Харькове. Возле бронзового Пушкина во время оранжевого переворота 2004 г. собирались городские митинги в поддержку и защиту русского языка.
В 2006 г. Харьковский городской Совет постановил в день рождения Пушкина по новому стилю, 6 июня, отмечать День русского языка в солидарность с Днем Пушкина в России. У памятника поэту проходят выступления поэтов и чтецов.
Русское национально-культурное общество Харьковской области под руководством М. Годунова и при содействии Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры (ХГТУСА) проводят Пушкинский конкурс школьных сочинений и рисунков на пушкинские темы.
Молодые харьковчане на сцене ХГТУСА читают сцену из поэмы Пушкина «Полтава»
Харьковский областной научно-методический институт непрерывного образования (ХОНМИНО) проводит конкурс на знание русского языка: ученики старших классов харьковских общеобразовательных школ пишут эссе по творчеству Пушкина и Гоголя.
Лауреаты конкурса ХОНМИНО у памятника Пушкину
С 1933 г. в Харькове работает Академический театр русской драмы имени А.С. Пушкина.
Не забыли поэта и харьковские любители стрит-арта. Улица Пушкинская изобилует изображениями поэта, сценами из его жизни и произведений. На одной из стен он предстает читающим стихи дамам, на другой - прогуливающимся с Натальей Гончаровой, на третьей - скачущим на сказочном коне...
«Дуэль века». Современное харьковское граффити
Отметим граффити в одной из арок. На одной стене арки изображен Пушкин-дуэлянт, вскинувший пистолет, отбросивший цилиндр и накидку. А на другой - множество персонажей современной массмедийной продукции, то есть разнообразных героев мультипликационных фильмов, персонажей известной саги «Звездные войны», Рокобопа, Терминатора, комиксоидных персонажей Бэтмена и Супермена. Не знаю, что имели в виду авторы, разрисовывая арку и подписав «Дуэль века», но я увидел картину удара фундаментальной классики по современной, зачастую ничего не стоящей, поп-культуре. Как видим, Пушкин в Харькове и сегодня противостоит бескультурью и распаду.
______________
Фото - автора
http://rusedin.ru/2012/06/06/pushkin-dlya-xarkova-i-xarkov-dlya-pushkina/