Статья из т. 9 «Православной энциклопедии».
Владислав [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела. В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела, на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I, не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах.
Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно (Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева. В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I, и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам.
После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб. государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) (Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов. Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: Трифуновић Ђ. О делима у Србљаку // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 273-276).
В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стоjановић Љ. Стари српске повеље и писма. Сремски Карловци, 1934. Књ. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника. По преданию, В. умер на руках своего племянника Милутина.В. был погребен во внешнем притворе (припрате) Вознесенского собора мон-ря Милешева. «Проявление» мощей В. произошло в правление кор. Уроша V (1356-1371), известна дата события - 30 июня. По свидетельству венецианского путешественника П. Контарини, относящемуся к 1580 г., гробница В. находилась к востоку от раки св. Саввы (Contarini P. Diario del viaggio da Venezia a Constantinopoli... nel 1580. Venezia, 1856. P. 19). В посланиях милешевских иноков в Москву 1587 и 1652 гг. упоминается о том, что мощи В. находятся в мон-ре (в наст. время их местонахождение неизвестно).
Краткое житие В. было написано во 2-й четв. XIV в. архиеп. Даниилом II и вошло в агиографический сб. «Жития кралей и архиепископов сербских». Службы В. в ср. века и раннее Новое время, видимо, не существовало. Память преставления В. как ктитора мон-ря впервые встречается в месяцеслове пергаменного серб. Апостола 1-й трети XIV в. (РНБ. Гильф. № 13; СКСРК, XIV. № 12), привезенного А. Ф. Гильфердингом в 1857 г. из мон-ря Милешева, начиная с сер. XIV в. помещается в ряде серб. списков Иерусалимского устава (Афон. Хиландар. № 165. Л. 45 - см.: Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 98).
В России личность и деяния В., прежде всего его участие в перенесении мощей св. Саввы, стали известны в 1-й четв. XVI в. благодаря житию св. Саввы, написанному Феодосием (принесено в Москву с Афона в 1517), и родословию серб. правителей в житии деспота Стефана Лазаревича Константина Костенечского, послужившими источниками Русского Хронографа (1518-1522), а через него Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 10. С. 45-48; 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 392-395). Почитание В. в России как святого началось не ранее посл. четв. XVI в. и связано с достаточно регулярными (упом. в 1587, 1628, 1635, 1638, 1647, 1652, 1657, 1659, 1664, 1667, 1688) посольствами за «милостыней» в Москву иноков мон-ря Милешева (Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. С. 187; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 52, 68, 74, 92, 111, 114, 155, 198). Возможно, почитанию В. отчасти способствовало смешение его с соименным венг. королем из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя» (см. ст. Пахомий Логофет), по легенде обращенным в Православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского мон-ря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу В. (Леонид [Кавелин], архим. Словено-српска књижица на св. Гори Атонскоj у манастиру Хиландару и св. Павлу // Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1877. Књ. 44. С. 270).
Прижизненный портрет молодого В. сохранился в росписях Вознесенского собора мон-ря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на вост. стене со своими предками и братьями и, возможно, на юж. стене в царском облачении. Прижизненное изображение В. также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабженной надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи» (Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 36. № 4930); до 2-й пол. XIX в. реликвия хранилась в мон-ре св. Павла на Афоне (в наст. время местонахождение ее неизвестно). Раннее посмертное изображение В. находится в стенописях мон-ря Арилье (1296). Изображение В. включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (ок. 1320), Пече (ок. 1330), Дечанах (ок. 1350) и Ораховице (1594). В. изображен как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233), в сюжетах, посвященных серб. истории XIII в., как святой - на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5). Описание иконографии В. содержится в списках рус. Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в. под 7 июля: «...сед, кудряв в царском венце, брада Афанасия Александрийскаго, в порфире, в правой руке крест, а в левой свиток: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 113).
Литература: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњевековоj Србиjи. Сремски Карловци, 1920. Горни Милановац, 2002р. С. 78-80; Руварац И. Краљице и царице српске // Зб. Илариона Рувараца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 5-8; Мошин В. Повеља краља Владислава Богородичном манастиру у Бистрици и златне буле краља Уроша // Гласник Скопског научн. друштва. Скопље, 1940. Т. 21; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 189; Острогорски Г. Автократор и самодржац // он же. Сабрана дела. Београд, 1970. Књ. 4. С. 326-329; Радоjчић С. Милешева. Београд, 1971. С. 9-10, 20-21, 30, 32-33, 38-40; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 117-119, 226-229, 232-236, 238-243; Богдановић Д. Кратко житиjе Св. Саве // ЗбМСКJ. 1976. Књ. 24. № 1. С. 7, 14, 28-30; Bojović B. I. L'idéologie monarchique dans hagio-biographies dynastiques du moyen Âge serbe. R., 1995; Марjановић-Душанић С. Владарска идеологиjа Немањића: Дипломатичка студиjа. Београд, 1997.