Наше
христианское житие зиждется на заповедях Божиих. Умом это понимает
каждый, но не каждому ясно вот что: заповеди только тогда «работают»,
когда мы их воспринимаем как послание, обращённое именно к нам. Вот, к
примеру, св.прп. Антоний Великий. Почему он бросил мiр, ушёл в пустыню и
стал основателем православного монашества? Потому что однажды, стоя в
храме, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным,
пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на
небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Все слышали эти
слова и сейчас их слышат, но только Антоний воспринял их как глас
Божий, обращённый именно к нему. Такое непосредственное Божие повеление:
«Если ты, Антоний, хочешь быть совершенным, пойди, продай имение
своё...» И Антоний послушался этого Божиего повеления - и вот какой
великий результат получился из его послушания: в мире явилось
православное монашество!
И надо понять, что это не исключение, не единственное в своём роде чудо.
Нет, это правило нашей жизни. Мы должны слушать слова Божии так, чтобы
вовремя услышать призыв, обращённый лично к нам. Могу поделиться своим
опытом, - для меня такой фразой является: «Иисус, выйдя, увидел
множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не
имеющие пастыря; и начал учить их много». (Мр.6,34). Эти слова всегда ранили меня в самое сердце, и именно они определяют мой духовный путь.
Смысл христианского духовного пути в том и состоит, чтобы вечные,
всеобщие богооткровенные истины явить в нашей жизни зримо и явственно.
Мы вспомнили об Антонии Великом, основателе монашества... Древние монахи в
своих уставах являли осуществимость Слова Божия среди грешного мира:
они уловили духом это соприкосновение земного с небесным. Но и мы
сегодня обязаны делать то же самое, чтобы, живя в мiру, не уходя в
монастырь, оставаться подлинными христианами и в полной мере стяжать
благодать Божию. Есть определённая разница между условиями монашеской
жизни в древние времена и условиями современной жизни в мiру. Как нам
сегодня научиться видеть главное и не пытаться копировать
второстепенное в монашеском подвиге? Когда миряне пытаются слепо
подражать монахам, они очень скоро убеждаются, что это невозможно. Какой
из этого делается вывод? Самый печальный: будто бы для мирянина
духовное совершенствование невозможно вообще, будто бы мирянину можно
не жить духовно-напряжённой жизнью, что ему можно и согрешить немножко,
и к церковной службе нерадеть... Если ты мирянин, то ты по определению
должен быть злым воином, нечестным торговцем и т.п. А если ты хочешь
быть праведником, то должен всё бросить и уйти в монахи. Поэтому-то
некоторые люди в конце жизни и постригались в монахи, чтобы этим
действием смыть все мирские грехи. Но это неправильно. Мирянин - или
лучше сказать: «верный» - может спасаться столь же успешно, как и монах,
- но только в том случае, если он поймёт свою задачу в мiру, если он
услышит призыв Божий, обращённый к нему лично. Жизнь в мiру
предполагает сотни душеспасительных путей: какой из них выбрать? Бог
укажет - только слушайте Его сердцем.
А для того чтобы не сбиться с выбранного пути, - не оставляйте храма
Божия. Участие в службах церковных, участие в таинствах нашей Святой
Церкви дадут вам и сил, и ума, придадут остроту вашему духовному взору,
чтобы различать лежащую перед вами дорогу. Потому что именно через
участие в богослужениях мы и учимся воспринимать благодать, данную нам
во Христе Богом Отцом, - учимся, как младенцы, питаться пищей небесной.
Так и рождается Церковь - наличная, действующая сила, закваска,
преображающая мир, изгоняющая из него всякое зло.
клирик храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»
подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря