Тел спасение, от зол отвращение

27 сентября - Воздвижение Креста Господня

Когда патриарх Макарий воздвигал Животворящий Крест Христов, св.царица Елена и множество верующих, будто воочию увидев на нём распятого Спасителя, пали со страхом и благоговением ниц и воззвали едиными устами: «Господи помилуй!» Как нам, подобно тем христианам, обрести благоговение и страх Божий, слёзы покаяния о грехах и недостатке любви ко Господу, размышляет священник храма Воскресения Христова Георгий ПИМЕНОВ.

- Апостол Павел сами страдания Христа называет крестом, говоря, что Иисус «вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест» (Евр.12,2). Почему?


- Крест - и Христов, и крест христианина - это не только физические гвозди, терзающие Плоть Спасителя, или пули красноармейцев, которые летят в тела новомучеников. Крестом для Христа является и упрямство человеческой природы, и неспособность учеников веровать, и нежелание грешников каяться. А разве легко было видеть Сыну Божиему любые противления евангельской проповеди, коими становились, например, споры между учениками, жаждущими первенства? Крестом стало для Христа и переживание за иудейский народ, который так и не обратился весь ко Христу. Крест надо понимать более широко, нежели физические страдания.

Что касается радости... Это - радость Богообщения, радость пребывания в Тайне Святой Троицы. Ибо трудно представить, чтобы у Святой Троицы было что-то, помимо радости и любви, - там не может быть мук и страданий. Подумайте: ведь если бы Христос не воплотился в Человека и не пришёл в мiр - Его ждала бы радость на Небеси. Вместо этой радости Он выбрал Крест, чтобы искупить грехи Его Творения - человека - и показать ему путь спасения.

- Слышала выражение, что крест бывает наружный и внутренний. Как это правильно понимать? И не едины ли эти два креста?

- В деле нашего искупления, совершённом Иисусом Христом, одинаково имели силу два креста - наружный и внутренний, под которыми разумеются душевные и телесные страдания и смерть. И так как Бог Сам нёс на Себе наружный крест на Голгофу, то очевидно, повелевая Своим последователям взять крест и идти за Ним, имел в виду тот и другой кресты. Думаю, под наружным крестом можно понимать социальные неустройства и скорби - повышение цен, увольнение с работы, теракты, стихийные бедствия... А внутренний крест - это могут быть страдания, борения, сомнения, которые часто не зависят от того, что происходит снаружи. Образно говоря, снаружи может цвести весна, а внутри человека - лютая стужа зимняя. Но может быть и так, что один зависит от другого. Я недавно был в психбольнице на Пряжке. Несчастные люди! К их внутреннему кресту - тяжкой болезни - присоединяется ещё и наружный крест - неволя, заточение в больнице, лечение.

- Пророк Исаия, увидев Бога, воскликнул в ужасе: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6,5). Тогда один из Серафимов прикоснулся к его устам горячим углём и сказал: «...беззаконие твоё отъемлется, и грех твой очищается» (Ис.6,7). А для нынешних христиан что служит таким углём очищающим - крест, Причастие?..

- У Исаии-то было мистическое видение - Господь в окружении Серафимов. Но он был пророк, - мы, грешные, недостойны подобного лицезрения. И это хорошо, иначе мы, поражённые видением, были бы не в состоянии ничего делать, а многие впали бы в прелесть, решив, что они избраны Богом, раз сподобились такого видения. Для того и даны пророки, чтобы доносить до нас откровения Божии. А нас это спасает от самомнения и самовозвышения. Для простых смертных - меня, моих близких, прихожан - всё может быть спасительным: и крест, и исповедь, и помазание елеем, и Причастие. А вот когда, через какое Таинство коснётся человека Господь - Одному Богу известно. Бывает, что даже Причастие не переживается человеком так сильно, как покаянная исповедь. Так же мощно, очищающе может подействовать паломничество, разговор с духовным человеком, поклонение мощам... Всё это - тайна спасения каждого отдельного человека.

- «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лк.9,23). В чём в наше время состоит отвержение, т.е. отречение от себя?

- Крест - величайший символ любви к людям Бога Отца, но также свидетельство нашего послушания. Мы должны согласовать свою волю с волей Божией, ибо невозможно работать Богу и маммоне. Так, отвержение монахов - это отвержение ими мiра и уход в пустыню, в монастырь. Отвержения же мирян не видно, ведь человек по-прежнему остаётся в своей семье, живёт на той же улице, работает. Перемены происходят внутри - отречение от услад, от мечтаний, затей и желаний сердечных, от самолюбия. Конечно, мы должны трудиться, чтобы кормить семью, учить детей... Просто не надо мерить всё деньгами, не надо прилепляться к вещам. А вот мне, стыдно признаться, даже снится моя машина - снится! - потому что вечно ломается, требует ремонта, ухода, вложений. А ведь мне о другом думать надо, - я священник, пастырь.

Интересное наблюдение: когда человек приходит к вере - он ищет личной встречи с Богом, которая и становится, кстати, углём очищающим. Но вот человек крестился, отрёкся от грехов, покаялся, а дальше со многими происходит необъяснимое: их затягивает, обволакивает, как паутиной, церковный быт своей налаженностью, правильной чередой... И человек успокаивается, перестаёт искать Бога - Его заменяет церковный быт, внешняя обрядность. Что делать? - Возвращаться к истокам, убегая от своего безчувствия, отрекаясь от бытообразного христианства.

- Поразило изречение свт.Григория Нисского: «Взирать на крест - значит всю жизнь свою соделать как бы мёртвою и распятою для мiра». Но я более склонна радоваться жизни и не могу 24 часа в сутки думать о смерти. Я плохая христианка?

- Свт.Иоанн Златоуст говорил: «Если намереваешься идти на Небо и получить там Царство, не спрашивай тогда, нет ли трудностей на этом пути... Хотя бы там были все человеческие бедствия: злословия, обиды, безчестия, меч, огонь, железо, звери, потопления, голод, болезнь... все беды, какие случаются в жизни...»

Меня в своё время поразило, что монахи - очень жизнерадостные люди. Хотя уж если кто и распят для мiра, так это они. Но и монахи не 24 часа в сутки думают о смерти. Иначе невозможно было бы жить. Поэтому доля житейской жизнерадостности - это нормально. Владыка Антоний Сурожский говорил, что память смертная - это не о смерти постоянно думать и бояться её, а быть готовым к тому, что в любой момент жизнь может прекратиться. Смерти как небытия нет, - есть последующая жизнь во Царствии Небесном, которое есть радость. Я читал, что там даже Ангелы возрастают, познавая Бога. Значит, и мы не прекращаем совершенствоваться после смерти, но продолжаем возрастать, развиваемся дальше как личность. Поскольку Бог безконечен, то и приближение к Нему безконечно.

Мёртвыми и распятыми мы должны быть для мiра грехов и страстей, но не для мiра - создания Божиего, который готов привести нас к Богу даже из грехопадшего состояния своей красотой.

- Прп.Исаак Сирин писал: «Есть два способа взойти на крест: один - распятие тела, другой - восхождение в созерцание». Как это понимать?

- Первый бывает следствием освобождения от страстей. Например, пост - это тоже своеобразное распятие тела. А второй - следствие действенности дел Духа. Восхождение в созерцание может быть через молитву, чтение богословских трудов. Но мне думается, второй способ не для всех, - он, как мистическое откровение, не каждому по силам. Ну, всякий ли человек способен вместить и понять, что Святая Троица - это и единство, и Троица одновременно, или что Бог был убит? Это - антиномия. Для человеческого ума эти понятия неподъёмны, непонятны до конца. В человеческом понимании Бог не может быть убит, а Троица не может быть Единицей. Но в Божественном понимании всё логично. Поэтому надо просто вслед за Сократом смиренно сказать себе: «Я знаю, что ничего не знаю», - и дать место в наших сердцах, душах и умах Богу, без Которого мы ничего не можем. Единственное чувство, достойное христианина, - чувство покаяния. А искать созерцаний и озарений - это есть жадность духовная, несмирение, гордыня.

Вера в Христа, в Его Крест, в Его единственную жертву - спасительный якорь наш на все времена, в любых бедах и испытаниях.
Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Пименов:
Апостол Фома и русский монах
19 октября - память св.апостола Фомы
19.10.2013
Тел спасение, от зол отвращение
27 сентября - Воздвижение Креста Господня
26.09.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Вино или Кровь
Новый комментарий от Georgij.D
26.03.2019
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
26.03.2019