 Когда
 патриарх  Макарий воздвигал Животворящий Крест Христов, св.царица Елена
 и множество  верующих, будто воочию увидев на нём распятого Спасителя, 
пали со страхом и  благоговением ниц и воззвали едиными устами: «Господи
 помилуй!» Как нам,  подобно тем христианам, обрести благоговение и 
страх Божий, слёзы покаяния о  грехах и недостатке любви ко Господу, 
размышляет священник храма Воскресения  Христова Георгий ПИМЕНОВ.
Когда
 патриарх  Макарий воздвигал Животворящий Крест Христов, св.царица Елена
 и множество  верующих, будто воочию увидев на нём распятого Спасителя, 
пали со страхом и  благоговением ниц и воззвали едиными устами: «Господи
 помилуй!» Как нам,  подобно тем христианам, обрести благоговение и 
страх Божий, слёзы покаяния о  грехах и недостатке любви ко Господу, 
размышляет священник храма Воскресения  Христова Георгий ПИМЕНОВ.
  
- Апостол Павел сами  страдания Христа называет крестом, 
говоря, что Иисус «вместо предлежавшей Ему  радости претерпел крест» 
(Евр.12,2). Почему?
  
- Крест - и Христов, и крест христианина - это не только физические 
гвозди,  терзающие Плоть Спасителя, или пули красноармейцев, которые 
летят в тела  новомучеников. Крестом для Христа является и упрямство 
человеческой природы, и  неспособность учеников веровать, и нежелание 
грешников каяться. А разве легко  было видеть Сыну Божиему любые 
противления евангельской проповеди, коими  становились, например, споры 
между учениками, жаждущими первенства? Крестом  стало для Христа и 
переживание за иудейский народ, который так и не обратился  весь ко 
Христу. Крест надо понимать более широко, нежели физические страдания. 
  Что касается радости... Это - радость Богообщения, радость пребывания в 
Тайне  Святой Троицы. Ибо трудно представить, чтобы у Святой Троицы было
 что-то, помимо  радости и любви, - там не может быть мук и страданий. 
Подумайте: ведь если бы  Христос не воплотился в Человека и не пришёл в 
мiр - Его ждала бы радость на Небеси. Вместо этой радости  Он выбрал 
Крест, чтобы искупить грехи Его Творения - человека - и показать ему  
путь спасения.
  - Слышала выражение,  что крест бывает наружный и внутренний. Как это правильно понимать? И не едины  ли эти два креста?
  - В деле нашего искупления,  совершённом Иисусом Христом, одинаково 
имели силу два креста - наружный и  внутренний, под которыми разумеются 
душевные и телесные страдания и смерть. И так  как Бог Сам нёс на Себе 
наружный крест на Голгофу, то очевидно, повелевая Своим  последователям 
взять крест и идти за Ним, имел в виду тот и другой кресты.  Думаю, под 
наружным крестом можно понимать социальные неустройства и скорби -  
повышение цен, увольнение с работы, теракты, стихийные бедствия... А 
внутренний  крест - это могут быть страдания, борения, сомнения, которые
 часто не зависят  от того, что происходит снаружи. Образно говоря, 
снаружи может цвести весна, а  внутри человека - лютая стужа зимняя. Но 
может быть и так, что один  зависит от другого. Я недавно был в 
психбольнице на Пряжке. Несчастные люди! К их  внутреннему кресту - 
тяжкой болезни - присоединяется ещё и наружный крест -  неволя, 
заточение в больнице, лечение.
  -
 Пророк Исаия,  увидев Бога, воскликнул в ужасе: «Горе мне! погиб я! ибо
 я человек с нечистыми  устами... и глаза мои видели Царя, Господа 
Саваофа» (Ис.6,5). Тогда один из  Серафимов прикоснулся к его устам 
горячим углём и сказал: «...беззаконие твоё отъемлется,  и грех твой 
очищается» (Ис.6,7). А для нынешних христиан что служит таким углём  
очищающим - крест, Причастие?.. 
  - У Исаии-то было мистическое видение - Господь в окружении Серафимов.
 Но  он был пророк, - мы, грешные, недостойны подобного лицезрения. И 
это хорошо,  иначе мы, поражённые видением, были бы не в состоянии 
ничего делать, а многие впали  бы в прелесть, решив, что они избраны 
Богом, раз сподобились такого видения. Для  того и даны пророки, чтобы 
доносить до нас откровения Божии. А нас это спасает  от самомнения и 
самовозвышения. Для простых смертных - меня, моих близких, прихожан  - 
всё может быть спасительным: и крест, и исповедь, и помазание елеем, и  
Причастие. А вот когда, через какое Таинство коснётся человека Господь -
 Одному  Богу известно. Бывает, что даже Причастие не переживается 
человеком так сильно,  как покаянная исповедь. Так же мощно, очищающе 
может подействовать паломничество,  разговор с духовным человеком, 
поклонение мощам... Всё это - тайна спасения  каждого отдельного человека.
  - «Аще кто хощет по  Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лк.9,23). В чём в наше время состоит отвержение, т.е. отречение от  себя?
  - Крест - величайший символ любви к людям Бога Отца, но также 
свидетельство  нашего послушания. Мы должны согласовать свою волю с 
волей Божией, ибо  невозможно работать Богу и маммоне. Так, отвержение 
монахов - это отвержение ими  мiра и уход в пустыню,  в монастырь. 
Отвержения же мирян не видно, ведь человек по-прежнему остаётся в  своей
 семье, живёт на той же улице, работает. Перемены происходят внутри - 
отречение  от услад, от мечтаний, затей и желаний сердечных, от 
самолюбия. Конечно, мы должны  трудиться, чтобы кормить семью, учить 
детей... Просто не надо мерить всё  деньгами, не надо прилепляться к 
вещам. А вот мне, стыдно признаться, даже снится  моя машина - снится! -
 потому что вечно ломается, требует ремонта, ухода,  вложений. А ведь 
мне о другом думать надо, - я священник, пастырь. 
  Интересное наблюдение: когда человек приходит к вере - он ищет личной 
 встречи с Богом, которая и становится, кстати, углём очищающим. Но вот 
человек  крестился, отрёкся от грехов, покаялся, а дальше со многими 
происходит  необъяснимое: их затягивает, обволакивает, как паутиной, 
церковный быт своей  налаженностью, правильной чередой... И человек 
успокаивается, перестаёт искать  Бога - Его заменяет церковный быт, 
внешняя обрядность. Что делать? - Возвращаться к истокам, убегая от 
своего  безчувствия, отрекаясь от бытообразного христианства. 
  - Поразило изречение  свт.Григория Нисского: «Взирать на крест  - значит всю жизнь свою соделать как бы мёртвою и распятою для мiра». Но я более склонна  радоваться жизни и не могу 24 часа в сутки думать о смерти. Я плохая христианка?
  - Свт.Иоанн Златоуст говорил: «Если намереваешься идти на Небо и 
получить  там Царство, не спрашивай тогда, нет ли трудностей на этом 
пути... Хотя бы там  были все человеческие бедствия: злословия, обиды, 
безчестия, меч, огонь,  железо, звери, потопления, голод, болезнь... все 
беды, какие случаются в жизни...»
  Меня в своё время поразило, что монахи - очень жизнерадостные люди. 
Хотя уж  если кто и распят для мiра, так это они. Но и  монахи не 24 часа в сутки думают о смерти. Иначе невозможно было бы жить. 
Поэтому доля  житейской жизнерадостности - это нормально. Владыка 
Антоний Сурожский говорил, что  память смертная - это не о смерти 
постоянно думать и бояться её, а быть готовым  к тому, что в любой 
момент жизнь может прекратиться. Смерти как небытия нет, - есть  
последующая жизнь во Царствии Небесном, которое есть радость. Я читал, 
что там даже  Ангелы возрастают, познавая Бога. Значит, и мы не 
прекращаем совершенствоваться  после смерти, но продолжаем возрастать, 
развиваемся дальше как личность. Поскольку  Бог безконечен, то и 
приближение к Нему безконечно. 
  Мёртвыми и распятыми мы должны быть для мiра грехов и страстей, но не 
для мiра - создания Божиего, который готов привести нас к Богу  даже из 
грехопадшего состояния своей красотой. 
  - Прп.Исаак Сирин писал: «Есть два способа взойти на крест: один -  распятие тела, другой - восхождение в созерцание». Как это понимать? 
  - Первый бывает следствием освобождения от страстей. Например, пост - 
это  тоже своеобразное распятие тела. А второй - следствие действенности
 дел Духа. Восхождение  в созерцание может быть через молитву, чтение 
богословских трудов. Но мне  думается, второй способ не для всех, - он, 
как мистическое откровение, не  каждому по силам. Ну, всякий ли человек 
способен вместить и понять, что Святая  Троица - это и единство, и 
Троица одновременно, или что Бог был убит? Это - антиномия.  Для 
человеческого ума эти понятия неподъёмны, непонятны до конца. В 
человеческом  понимании Бог не может быть убит, а Троица не может быть 
Единицей. Но в  Божественном понимании всё логично. Поэтому надо просто 
вслед за Сократом смиренно  сказать себе: «Я знаю, что ничего не знаю», -
 и дать место в наших сердцах,  душах и умах Богу, без Которого мы 
ничего не можем. Единственное чувство,  достойное христианина, - чувство
 покаяния. А искать созерцаний и озарений - это  есть жадность духовная,
 несмирение, гордыня. 
  Вера в Христа, в Его Крест, в Его единственную жертву - спасительный якорь  наш на все времена, в любых бедах и испытаниях.
  Адрес: 198005, СПб,  наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93 
  
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  