itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О теории и практике

0
510
Время на чтение 4 минуты

На педагогическом совещании в Майкопе президент Медведев сказал: «Я общаюсь с педагогами в разных школах и на разных территориях. Я пока не слышал ни от одного учителя, что ЕГЭ не нужен». Рефлекторная реакция на эти слова у всякого, кто занимался проблемой ЕГЭ: странно - я почему-то слышал это от весьма многих учителей. Нечасто бывает, чтобы оба противоположных утверждения можно было назвать справедливыми, но тут именно такой случай. Президент прав - при условии, что он говорит об идее единого государственного экзамена. Едва ли на свете много учителей, не видящих проку в независимой оценке знаний школьника. Но правы и мы - если с платоновской идеи ЕГЭ, нерождённой, негибнущей и единственно в мыслях ощущаемой, перевести разговор на её воплощение здесь и сейчас. Учителей, кому по душе тот нарастающий скандал, которым третий год подряд оборачивается российский ЕГЭ, тоже немного. Самое же поразительное, что в таком далёком расхождении феномена с ноуменом не считают себя виновными даже те, кто изготовил его своими руками.

В главе «Новая школа» модернизируемой «Стратегии-2020» (подробнее о ней см. стр. 14) читаем: «Серьёзные искажения в практику реализации ЕГЭ внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия для оценки результатов работы учителей, школ, муниципалитетов, регионов» - это, мол, «противоречит функции ЕГЭ». Оно бы и хорошо: правду люди написали - именно эта деталь сделала столь неизбежным и столь очевидным коррумпирование всего, что связано с ЕГЭ; одно плохо. Писали это ровно те люди, что уже десять лет придумывают, проводят и всячески ограждают от профанного вмешательства реформу образования. До сих пор о каких-либо их расхождениях с Минобром, усердно реализующим их идеи, слышно не было; не будет, полагаю, слышно и впредь. Едва ли они сами придумали все чиновничьи применения ЕГЭ, но они уж точно узнавали о подобных затеях раньше нас и имели все возможности - во всяком случае, в пределах системы Минобра - им воспрепятствовать. Но не воспрепятствовали - и теперь отрешённо не одобряют, будто впервые услышали.

Небесполезно взглянуть в разрезе теория vs практика и на другие элементы школьной реформы. Вот, скажем, вариативность образования - может быть, единственная на свете вещь, которую реформаторы любят не меньше, чем ЕГЭ. Спору нет, вещь неплохая - но неплохой вещью была и излюбленная Хрущёвым кукуруза, но не кукурузу следовало винить за попытки Никиты Сергеевича выращивать её в Приполярье. Точно так же не вариативность виновна в том, что под её флагом кондаковский стандарт пытался обкорнать программу старшей школы (боюсь, в конечном итоге так и обкорнает), или в том, что помянутая «Стратегия» обещает в служении вариативности дойти до «индивидуальных образовательных траекторий», что, по всей вероятности, положило бы конец самим понятиям «национальная школа» или «единое образовательное пространство». Вполне разумная (в разумных пределах) вещь грозит вырасти прямо-таки в терминатора. Казалось бы, если цели столь (на иной вкус, чрезмерно) амбициозны, то и на текущем этапе школьной реформы вариативность образования должна расти - правда? А она падает. Так, монотонно сокращается вариативность учебников. Вы, должно быть, сразу подумали о цензуре, об идеологическом давлении? Зря. Вчера, например, мне рассказали, что с этого года хотят запретить работу по лонгмановскому курсу английского языка и вернуть школы к явно устаревшему курсу Верещагиной. В подобных случаях корень скорее не в идеологии, а в лоббировании чиновниками отдельных учебников или издательств.

Да и не в учебниках дело: одним больше, одним меньше - вариативность убивается в принципе немыслимой активностью образовательных чиновников. Вот вчера на форуме «Умная школа» учитель Волков рассказывал о том, что видел в некотором регионе. Там учителей заставляют до начала учебного года писать планы уроков на весь год. Да писать не абы как, а в виде таблицы на двенадцать столбцов; в них надо указать не только тему урока или назначаемое на нём домашнее задание, но даже и то, какой пробел в знаниях детей на данном уроке будет восполняться. Понимаете? Надо в августе запланировать, какой пробел у твоих учеников обнаружится в феврале - и на котором именно уроке в марте ты этот пробел будешь закрывать. И всё это нельзя накалякать, сдать и забыть, как кошмарный сон, потому что когда в школу приедет очередной проверяльщик, он положит перед собой три документа: это самое «планирование», классный журнал и тетрадь ученика - и станет смотреть, совпадают ли во всех трёх местах темы и даты. И если они не совпадут, тебя из школы выгонят. А в перерыве к учителю Волкову подошли учителя из другого региона и рассказали, что у них ревизующие чинуши кладут на стол не три документа, а шесть (наряду с планированием - общую и рабочую программы, а наряду с тетрадью ученика - его дневник), и совпасть должно во всех шести. А за несовпадение - да, выгоняют. И устроиться потом некуда - детей стало меньше, учительских вакансий нет... Что бишь вы говорили о вариативности?

И не нужно надеяться, что разнонаправленные теория и практика помешают друг другу гробить школу - пока скорее помогают. Скажем, литературу в школе загнала в умирание высокая теория (модернизаторы сначала уменьшили ей количество часов, а потом фактически превратили в факультативный предмет), а добивает низкая практика - вроде только что описанного «планирования». Чтобы противоречия теории и практики стало можно использовать во благо, а уж тем более чтобы и та и другая стали менее опасными, поможет только одно: открытое обсуждение как принимаемых решений, так и хода их реализации. Но с этим в реформе образования всё как-то не складывается. Вот и на упомянутом в самом начале майкопском совещании президент сказал ещё и так: «Я поручу организовать публичную дискуссию о путях дальнейшего развития системы единого госэкзамена. Но это не означает, что мы собираемся свернуть с этой дороги». Поручить организовать дискуссию и тут же сказать, какого результата она не должна иметь, - яснее, пожалуй, и не выразишься.

http://expert.ru/expert/2011/34/o-teorii-i-praktike/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Привалов
Александр Привалов: «То, что происходит, - ужасно. Но это легко прекратить»
Выступление на Съезде Общества русской словесности
28.05.2016
О школе, где нации не нужно учиться
На всеобщее обсуждение выносится Концепция преподавания русского языка и литературы в отечественных школах
18.11.2015
Все статьи Александр Привалов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30